Просмотр содержимого документа
«Планирование работы с родителями.»
Планирование работы с родителями. Составление анкеты для родителей
Основные направления деятельности классного руководителя:
обеспечение нормального физического здоровья школьников;
решение проблемы общения;
расширение познавательной сферы ребёнка;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Профессиональные способности классного руководителя:
1.Рефлексивно-аналитические способности:
способность анализировать свою деятельность; способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности; умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива; умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.
способность анализировать свою деятельность;
способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;
умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;
умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.
2.Организаторские способности:
ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат; планировать работу с теми, кто будет её осуществлять; разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса; создать положительную установку на предстоящую деятельность; использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей; координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.
ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;
разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;
создать положительную установку на предстоящую деятельность;
использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.
3.Коммуникативные способности:
установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком; коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми; справедливое решение всех конфликтных ситуаций; достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;
коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;
справедливое решение всех конфликтных ситуаций;
достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Традиционные формы работы с родителями:
родительские собрания
общеклассные и общешкольные конференции
индивидуальные консультации педагога
посещения на дому
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов.
Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой .
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком :
особенности здоровья ребёнка;
его увлечения, интересы;
Предпочтения в общении в семье
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
Когда он родился, то
Самым интересным в первые годы жизни в нём было
О здоровье можно сказать следующее
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы
Его отношение к школе было
Трудности воспитания связаны с
Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
тематические консультации
родительские чтения
родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
Примерные темы:
Ребёнок не хочет учиться.
Как развить плохую память ребёнка.
Единственный ребёнок в семье.
К чему может привести тревожность детей.
Талантливый ребёнок в семье .
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
учитель собирает и анализирует информацию;
определяется список литературы по данному вопросу;
изучение литературы родителями;
изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
Первый год ребёнка, каким он был.
Каким я вижу будущее своего ребёнка.
Друзья моего ребёнка.
Праздники нашей семьи.
Советы педагогам и родителям
Если:
ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
ребёнка хвалят, он учится быть благородным
ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
Рекомендации по проведению родительских собраний
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
Выбор темы собрания.
Определение целей родительского собрания.
Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
Приглашение родителей и других участников собрания.
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания .
Определение целей родительского собрания:
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе
Срок
Подготовительный период
проведения
Тема собрания,
январь
ответственные
вопросы для обсуждения
1. Знакомство со школой.
июнь
Администрация школы, психолог, логопед
2. Правила приёма детей в первый класс.
Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса.
3. Готовимся к школе.
Учитель
Первый класс
сентябрь
1. Особенности адаптационного периода.
октябрь
2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год).
Учитель, психолог
1. Младший школьник: особенности развития.
ноябрь
2. Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.
3. Выборы родительского комитета класса.
1. Итоги адаптационного периода.
январь
Учитель, психолог
2. Дети и телевидение (диспут).
Итоги первого полугодия
март
Родительский комитет, учитель, психолог
Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра).
Родительский комитет, учитель
май
Родительский комитет, учитель
1. Об итогах учебного года.
2. Организация летнего отдыха детей.
Родительский комитет, учитель
Второй класс
сентябрь
1. О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
ноябрь
2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.
Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению.
декабрь
Учитель
Роль семейных традиций в воспитании школьника.
Родительский комитет, учитель, библиотекарь
январь
март
1. Итоги первого полугодия.
Учитель, психолог
Что значит: любить своего ребёнка (диспут).
2. О детской дружбе (совместно с учащимися).
Родительский комитет, учитель, психолог
апрель
Учитель, научный консультант
Воспитание сознательной дисциплины.
май
Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми).
Родительский комитет, учитель, психолог
Родительский комитет, учитель
Третий класс
сентябрь
1.Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
октябрь
2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе.
Учитель
Речь младших школьников и пути её развития.
ноябрь
Как преодолеть школьные трудности.
Учитель, логопед
январь
март
Семейные традиции (организационно-деятельностная игра).
Родительский комитет, учитель, психолог
О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
апрель
Родительский комитет, учитель
Родительский комитет, учитель
Дети и компьютеры (мастерская общения).
май
Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).
Учитель, психолог
Родительский комитет, учитель
Четвёртый класс
сентябрь
1.Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
октябрь
2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников.
2.Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися).
Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании.
апрель
Родительский комитет, учитель
Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.
Учитель, медицинский работник, психолог
май
Родительский комитет, учитель, будущий классный руководитель 5-го класса
Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми).
Родительский комитет, учитель
Виды родительских собраний:
Организационные:
составление и утверждение планов работы; избрание родительского комитета; распределение общественных поручений; разработка мероприятий с участием родителей;
составление и утверждение планов работы;
избрание родительского комитета;
распределение общественных поручений;
разработка мероприятий с участием родителей;
Собрания по плану классного всеобуча родителей.
Тематические.
Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).