Педагогические ?технологии в образовательном процессе учреждения дополнительного образования
Педагогические ?технологии в образовательном процессе учреждения дополнительного образования
Педагогическая технология - конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения
Технология обучения – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические ?технологии в образовательном процессе учреждения дополнительного образования»
Педагогическиетехнологии в образовательном процессе учреждения дополнительного образования
«Мы проводим на работе лучшую
часть своей жизни.
Нужно научиться работать так, чтобы
работа была легка»
А.К.Гастев
Закон РФ «Об образовании»
Под образованием в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
Образование
обучение
воспитание
Что дает технологический подход?
Воспитаннику:
вовлечение каждого в активный познавательный процесс;
применение знаний на практике
доступ к необходимой информации;
общение и сотрудничество не только с педагогом , но и со сверстниками;
постоянное испытание своих сил для преодоления возникающих проблем.
Педагогу:
четкое определение конечной цели;
технологическую цепочку педагогических действий;
разработанность инструментария диагностики;
Основные категории и понятия
Педагогическая технология - конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения
Технология обучения – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения , обеспечивающую наиболее эффективное достижение проставленных целей.
Педагогические технологии могут быть представлены как
Педагогическая технология–система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)
Педагогическая технология–продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя(В.М. Монахов)
Педагогическая технология
-в 3-х аспектах:
Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
Процессуальном–описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
Деятельностном-осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Основныеидеитехнологии:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так можно различатьтехнологию процесса передачи знанийитехнологию развития личности;
технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
Понятие «Педагогическая технология»
способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения , обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных образовательных целей.
Технологические компоненты учебно-воспитательного процесса в УДОД
Формы организации обучения и воспитания – внешняя сторона организации педагогического процесса.
Методы (от греч. Methods – путь, способ продвижения к истине) – упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей
Средства обучения и воспитания – источники получения знаний и формирования умений; различные орудия труда, предметы культуры, включенные в учебно-познавательную деятельность
Методы обучения
Методы обучения
Словесные:
Наглядные:
Практические:
Формы организации педагогического процесса
Формы
Массовые:
Групповые:
Индивидуальные:
Лекции,
собрания,
конференции
Кружок,
временная группа
индивидуальный
образовательный
маршрут
Основные идеитехнологии:
технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализациии дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей,диалогического общения;
элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми школьниками;
педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности(В.В. Пикан).
Этапы педагогической технологии
Предварительная диагностика уровня усвоения материала.
Организация деятельности учащихся по освоению и закреплению нового учебного материала.
Контроль качества усвоения материала,
Выбор методов и приемов дополнительной работы с группой учащихся.
Диагностика причин отставания.
Выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте учащихся.
формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
при активной поддержке учителя;
постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
Инновационные технологии предполагают:
создание когнитивной схемы мышления;
воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе ;
в основе - дифференциальный подход;
хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения , любая задача – это кусок теории;
создание проблемной ситуации, «уход в сторону», использование вспомогательных вопросов;
Технологии обучения здоровью(включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
Воспитание культуры здоровья(факультативные занятия
по развитию личности обучающихся,
внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).
ИКТ-технологии:
использование в работе ЭОР и ЦОР;
использование интерактивной доски;
работа с Интернет-ресурсами;
создание собственного цифрового образовательного пространства;
создание собственной мультимедийной библиотеки;
проведение, организация конференций;
создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
Технология проблемного обучения
Этапы построения занятия:
актуализация опорных знаний
создание проблемной ситуации
постановка учебной проблемы
построение проблемной задачи
решение проблемы (выдвижение и доказательство гипотез, анализ возможных последствий)
проверка правильности решения и повторение
Проблемная ситуация – осознанное учеником затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий
Уровни проблемности:
проблемное изложение учебного материала
частично–поисковая деятельность (эвристический диалог)
самостоятельная исследовательская работа
Технология проблемного обучения
«+»: достижение высокого уровня умственного развития учащихся; стимулирование внутренней мотивации учения; прочное усвоение изученного; формирование убеждений; овладение первичными навыками исследовательской деятельности
«-»: большие затраты времени; слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
Технология проектной деятельности
Технология учебного проектирования
Метод проектов – технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Этапы учебного проекта
Выбор темы и участников проекта.
Определение проблемы проекта (мозговой штурм)
Распределение задач, обозначение критериев оценки проекта
Самостоятельная работа над проектом
Защита и оппонирование проекта
Подведение итогов
Технология учебного проектирования. Классификация учебных проектов
Формы презентации результата :
Реферат
Творческая работа (концерт, выставка, спектакль)
Доклад
Статьи и тезисы,
Эссе
Стендовый доклад
Презентация проекта
Рекомендации.
По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые
по характеру поисковой деятельности: исследовательские, творческие, информационные
по дисциплинарной сфере: монопредметные, межпредметные, надпредметные
по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
по координации: прямое или скрытое педагогическое управление
Персональный или групповой проект: что эффективнее?
Групповой проект
Развитие навыка сотрудничества
Большие возможности проектной деятельности
Возникновение ситуативного лидерства
Соревновательный элемент – выделение микрогрупп
Персональный проект
Четкое планирование деятельности
Формирование чувства ответственности
Приобретение опыта деятельности на всех этапах проекта
Формирование ключевых компетенций
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР
По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;