kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

На них держалась матушка Россия

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В Роженцове живут супруги Мосуновы. Их в селе знают все – от старого до малого. Августа Ивановна 34 года проработала в местной школе, а Николай Павлович 30 лет заведовал сельским Домом культуры (тогда он назывался просто клубом). Вот уже 57 лет проживают Мосуновы в мире и согласии, вместе делят радости и горести. А у Николая Павловича и Августы Ивановны даже судьбы очень похожи. Оба они из многодетных семей. Тому и другому хватило лиха, начиная с раннего возраста. Как и всем детям 40-х годов, пришлось им пережить тяготы военного и послевоенного времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«На них держалась матушка Россия »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Роженцовская средняя общеобразовательная школа Шарангский район Нижегородская область На них держалась матушка Россия Автор: Коробейникова Екатерина Александровна - учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Роженцовская средняя общеобразовательная школа

Шарангский район Нижегородская область

На них держалась матушка Россия

Автор: Коробейникова Екатерина Александровна - учитель начальных классов

Мы землю пахали, косили и сеяли.

Из последних силёнок метали стога.

Да, трудно нам было, но всё же мы верили Сокрушим, одолеем врага!

(Б. Аксёнов)

Все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне через воспоминания живых свидетелей этого времени,. Участники войны и труженики тыла один за другим уходят в небытие. Они уносят воспоминания. Уносят бесследно и безвозвратно. Значит нужно успеть поведать о том, что они знают и помнят. В надежде на интерес не только близких, но и многих других людей, ветераны пишут о том, что пережито ими лично, что до сих пор стоит перед их глазами и снится по ночам, что прошло через их сердца и стало частью.

Актуальностью данной темы на современном историческом этапе послужили события Великой Отечественной войны. Историческое осмысление тех героических событий, уточнение многих деталей боевых и трудовых подвигов особенно нужно в наше время. На современном этапе жизни, во многих странах забыли о фашистских зверствах, поэтому подрастающее поколение должны исследовать материалы о Великой Отечественной войне и передать их потомкам.

Цель: воссоздать достоверную картину о жизни тружеников тыла в период Великой Отечественной войны Задачи:  - показать вклад земляков в Победу - изучить условия жизни народа в военные годы; - проанализировать воспоминания, архивные материалы

Цель:

воссоздать достоверную картину о жизни тружеников тыла в период Великой Отечественной войны

Задачи: - показать вклад земляков в Победу

- изучить условия жизни народа в военные годы;

- проанализировать воспоминания, архивные материалы

Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу; и в городе, и в селе. Сегодня они – прабабушки и прадедушки- труженики тыла, а тогда, в далёком 1941 году, … мальчишки и девчонки…Они были незаметными героями!!! На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью.

Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу; и в городе, и в селе.

Сегодня они – прабабушки и прадедушки- труженики тыла, а тогда, в далёком 1941 году, … мальчишки и девчонки…Они были незаметными героями!!! На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью.

22 июня 1941 года для нашей страны наступило тяжелое время. Из села Роженцово всего на фронт ушло 78 человек, погибло - 38. Славный боевой путь прошли односельчане дорогами войны.  Ведь с началом войны сельские труженики, земледельцы и животноводы, терпя огромные лишения, сами зачастую живя впроголодь, раздетые и разутые, делали все возможное и невозможное, чтобы способствовать, помогать своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть  ненавистного врага. Лозунг « Всё для фронта, всё для победы» стал законом жизни для каждого советского труженика, города и села. На колхозных полях работали женщины, дети. Тягловой силой были быки, частично -  лошади.  Тяжёлой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. С началом Великой Отечественной войны вся работа школы строилась в соответствии с обстановкой и задачами военного времени

22 июня 1941 года для нашей страны наступило тяжелое время. Из села Роженцово всего на фронт ушло 78 человек, погибло - 38. Славный боевой путь прошли односельчане дорогами войны.

Ведь с началом войны сельские труженики, земледельцы и животноводы, терпя огромные лишения, сами зачастую живя впроголодь, раздетые и разутые, делали все возможное и невозможное, чтобы способствовать, помогать своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть  ненавистного врага. Лозунг « Всё для фронта, всё для победы» стал законом жизни для каждого советского труженика, города и села.

На колхозных полях работали женщины, дети. Тягловой силой были быки, частично -  лошади.

Тяжёлой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. С началом Великой Отечественной войны вся работа школы строилась в соответствии с обстановкой и задачами военного времени

С началом Великой Отечественной войны вся работа школы строилась в соответствии с обстановкой и задачами военного времени.  Все учителя взяли обязательство во время отпуска заработать по 60 трудодней, а учащиеся принимали активное участие в уборке урожая. Жали рожь, овес, ячмень. Теребили, колотили и стлали лен, вилами копали картофель. Пионеры вели подборку колосьев по убранным площадям, собирали металлолом. Только за лето 1941 года в Шарангском районе было собрано 40 тонн металлолома. Школьники старших классов вязали варежки, носки и шили кисеты. .В целях укрепления оборонной мощи страны, по примеру учителей Шарангской средней школы, было принято решение перечислить деньги, причитающиеся за отпуск 1941 года в фонд обороны. Кроме того, ежемесячно отчислять в фонд обороны однодневный заработок.

С началом Великой Отечественной войны вся работа школы строилась в соответствии с обстановкой и задачами военного времени.

Все учителя взяли обязательство во время отпуска заработать по 60 трудодней, а учащиеся принимали активное участие в уборке урожая. Жали рожь, овес, ячмень. Теребили, колотили и стлали лен, вилами копали картофель. Пионеры вели подборку колосьев по убранным площадям, собирали металлолом. Только за лето 1941 года в Шарангском районе было собрано 40 тонн металлолома. Школьники старших классов вязали варежки, носки и шили кисеты.

.В целях укрепления оборонной мощи страны, по примеру учителей Шарангской средней школы, было принято решение перечислить деньги, причитающиеся за отпуск 1941 года в фонд обороны. Кроме того, ежемесячно отчислять в фонд обороны однодневный заработок.

Директор Роженцовской школы

Николаевский Сергей Васильевич

В июне 1942 года был организован сбор средств на постройку самолетов, в октябре – на танковую колонну, сбор подарков от Кировской области Краснознаменному Балтийскому флоту. Коллектив учителей принял активное участие во всех этих мероприятиях, кроме того каждый учащийся 8 – 9 классов внес на танковую колонну по 30 рублей. Многие учителя и учащиеся ушли на фронт. Например, из 26 выпускников средней школы первого выпуска на фронт ушло 10 человек, из них 4 погибли.

В конце 1941 года в школу начали прибывать эвакуированные учителя и учащиеся. Директором школы стал Сергей Васильевич Николаевский, эвакуированный из Ленинграда, историк по образованию. В 1941-1942 учебном году для учащихся 9-х классов была введена военно-допризывная подготовка по усовершенствованной программе. Учащиеся изучали приемы противовоздушной и противохимической обороны, приемы владения оружием, изучали топографию, занимались строевой и санитарной подготовкой. В школе проводились военные игры на местности.

В июне 1942 года был организован сбор средств на постройку самолетов, в октябре – на танковую колонну, сбор подарков от Кировской области Краснознаменному Балтийскому флоту.

И хотя эти люди и не были на фронте, но для них фронтом была – работа в колхозе . В военные годы всю производственную продукцию колхозы сдавали государству, кроме семян. Очень мало зерна получали колхозники на трудодни, а денег – ни копейки; жили за счет своего хозяйства и впроголодь. Колхоз имел право распоряжаться только пятнадцатью процентами от сданного государству хлеба. К сожалению, несмотря на победу, для России эта война оказалась разорительной – экономика страны находилась в глубоком кризисе, так как промышленность работала на военную отрасль исключительно, большая часть населения была убита, оставшиеся голодали.

И хотя эти люди и не были на фронте, но для них фронтом была – работа в колхозе .

В военные годы всю производственную продукцию колхозы сдавали государству, кроме семян. Очень мало зерна получали колхозники на трудодни, а денег – ни копейки; жили за счет своего хозяйства и впроголодь. Колхоз имел право распоряжаться только пятнадцатью процентами от сданного государству хлеба. К сожалению, несмотря на победу, для России эта война оказалась разорительной – экономика страны находилась в глубоком кризисе, так как промышленность работала на военную отрасль исключительно, большая часть населения была убита, оставшиеся голодали.

На тихой деревенской улочке в Роженцове живут супруги Мосуновы На тихой деревенской улочке в Роженцове живут супруги Мосуновы. Их в селе знают все – от старого до малого. Августа Ивановна 34 года проработала в местной школе, а Николай Павлович 30 лет заведовал сельским Домом культуры (тогда он назывался просто клубом). Вот уже 57 лет проживают Мосуновы в мире и согласии, вместе делят радости и горести. А у Николая Павловича и Августы Ивановны даже судьбы очень похожи. Оба они из многодетных семей. Тому и другому хватило лиха, начиная с раннего возраста. Как и всем детям 40-х годов, пришлось им пережить тяготы военного и послевоенного времени.

На тихой деревенской улочке в Роженцове живут супруги Мосуновы

На тихой деревенской улочке в Роженцове живут супруги Мосуновы. Их в селе знают все – от старого до малого. Августа Ивановна 34 года проработала в местной школе, а Николай Павлович 30 лет заведовал сельским Домом культуры (тогда он назывался просто клубом). Вот уже 57 лет проживают Мосуновы в мире и согласии, вместе делят радости и горести. А у Николая Павловича и Августы Ивановны даже судьбы очень похожи. Оба они из многодетных семей. Тому и другому хватило лиха, начиная с раннего возраста. Как и всем детям 40-х годов, пришлось им пережить тяготы военного и послевоенного времени.

Августа Ивановна Мосунова Августа Ивановна родилась и выросла в деревне Червяково. По тем временам ее отца можно было назвать образованным человеком, потому что он имел четыре класса церковно-приходской школы. Два старших брата Августы стали кадровыми военными, поэтому с началом войны первыми были направлены на фронт. Ушел воевать и отец Иван Петрович Червяков. Все трое погибли в боях за Родину. Мать изо всех сил старалась выполнить наказ старшего сына: помочь выучиться младшим детям. И когда дочери окончили Шарангскую среднюю школу, получила педагогическое образование сначала средняя Алевтина, а потом младшая – Августа – поступила в пединститут. Чтобы отправить дочь учиться, Агафья Федоровна продала единственную кормилицу – корову. И девушка старалась оправдать доверие мамы. Августа была одной из лучших студенток Кировского пединститута, потому получала Молотовскую стипендию. После окончания вуза Августу Ивановну направили по распределению в Роженцовскую среднюю школу…

Августа Ивановна Мосунова

Августа Ивановна родилась и выросла в деревне Червяково. По тем временам ее отца можно было назвать образованным человеком, потому что он имел четыре класса церковно-приходской школы. Два старших брата Августы стали кадровыми военными, поэтому с началом войны первыми были направлены на фронт. Ушел воевать и отец Иван Петрович Червяков. Все трое погибли в боях за Родину.

Мать изо всех сил старалась выполнить наказ старшего сына: помочь выучиться младшим детям. И когда дочери окончили Шарангскую среднюю школу, получила педагогическое образование сначала средняя Алевтина, а потом младшая – Августа – поступила в пединститут. Чтобы отправить дочь учиться, Агафья Федоровна продала единственную кормилицу – корову. И девушка старалась оправдать доверие мамы. Августа была одной из лучших студенток Кировского пединститута, потому получала Молотовскую стипендию.

После окончания вуза Августу Ивановну направили по распределению в Роженцовскую среднюю школу…

«Война! Началась война!» До сих пор Николай Павлович помнит первый день войны. Окна в доме были открыты, и Коля вдруг услышал топот лошадиных копыт. Выгляну в окно, он увидел конников, объезжающих село. Мужчины кричали: «Война! Началась война!». Мальчик, не осознавая, что это такое, крикнул матери: «Мам! Война началась!». Мать, тут же зарыдав в голос, упала на пол. Испугавшись, подросток не знал, как ее успокоить. Николай Павлович вспоминает: «К началу войны мне стукнуло 12 лет. Работать начал раньше: каждое лето в колхозе пас скот, выполнял другую нелегкую работу по наряду. С детства был приучен к труду, так как отец был ранен еще в первую мировую войну и постоянно болел. Да и мать часто болела, а потом вовсе ослепла. Как говориться за хозяина был дома. Хочешь, не хочешь, а работать надо, надо кормить семью.

«Война! Началась война!»

До сих пор Николай Павлович помнит первый день войны. Окна в доме были открыты, и Коля вдруг услышал топот лошадиных копыт. Выгляну в окно, он увидел конников, объезжающих село. Мужчины кричали: «Война! Началась война!». Мальчик, не осознавая, что это такое, крикнул матери: «Мам! Война началась!». Мать, тут же зарыдав в голос, упала на пол. Испугавшись, подросток не знал, как ее успокоить. Николай Павлович вспоминает: «К началу войны мне стукнуло 12 лет. Работать начал раньше: каждое лето в колхозе пас скот, выполнял другую нелегкую работу по наряду. С детства был приучен к труду, так как отец был ранен еще в первую мировую войну и постоянно болел. Да и мать часто болела, а потом вовсе ослепла. Как говориться за хозяина был дома. Хочешь, не хочешь, а работать надо, надо кормить семью.

Работы в колхозе прибавилось всем и стало намного труднее

Ведь вся работа, и легкая, и тяжелая, легла на нас, несовершеннолетних детей и женщин. В годы войны работал сначала на быках. Вывозил навоз со двора на поля. Подвозил сено, дрова к фермам, снопы к молотилкам.

Из воспоминаний: Многие колхозные работы я выполнял на Буяне – и в поле, и на лугах. В весеннее - посевную страду бригадир давал норму выработки. За день нужно было вспахать 70-80 соток. Но я и вспахивал и более. Вручную косили, метали. Уборку производили на конных жатках, а женщины вязали снопы, потом на молотилке обмолачивали зерно. Ржаные поля выкашивали в день по четыре гектара, овсяные - по пять. гектаров.

Зимой приходилось ездить в Шахунью, отвозить зерно нового урожая. Привезешь зерно, надо его отгрузить. Так и таскали мы эти мешки на спине, на своих плечах. Одна поездка составляли пять дней. Домой приедешь, переночуешь ночку и опять в дорогу. Так что работы хватало всем круглый год.

За лето получали десять килограммов муки и четыре килограмма зерна. Жили впроголодь. Хлеб пекли из отрубей, выжимов, прошлогодней картошки

( «тошнотики») из лебеды. И от молока оставался один обрат, государство требовало масло. Одному богу известно, как мы выжили в то военное время.»

Даже повестку в армию принесли ему во время обеденного перерыва, когда юноша работал в поле на косилке. Закончив свой трудовой день, утром отправился он на призывной пункт. Следующие пять лет служил в морфлоте. Пришлось побывать в Китае во время Корейской войны. Родные Николая даже не знали, где он служил. Участие советских войск в военных действиях было строго засекречено.

Вернувшись в родное село, устроился сварщиком в колхоз, затем был там освобожденным секретарем парторганизации. А когда в клубе предложили место киномеханика, не отказался. «Крутил» кино не только в своем селе, но и во всех деревнях Роженцовского сельского совета.

Семья Мосуновых выполняла различные общественные нагрузки. Кроме своих профессиональных обязанностей семья Мосуновых выполняла различные общественные нагрузки. Августа Ивановна сначала возглавляла школьную комсомольскую ячейку, затем была парторганизатором, руководителем политучебы, председателем лекторской школы. Кроме того, как и все учителя, занималась культурно-массовой работой, участвуя в мероприятиях, организуемых сельским клубом. Супруги Мосуновы имеют медали «Ветеран труда» и «Труженик тыла». Сейчас они «заслуженные» бабушка и дедушка – у них три взрослых внука и внучка.

Семья Мосуновых выполняла различные общественные нагрузки.

Кроме своих профессиональных обязанностей семья Мосуновых выполняла различные общественные нагрузки. Августа Ивановна сначала возглавляла школьную комсомольскую ячейку, затем была парторганизатором, руководителем политучебы, председателем лекторской школы. Кроме того, как и все учителя, занималась культурно-массовой работой, участвуя в мероприятиях, организуемых сельским клубом.

Супруги Мосуновы имеют медали «Ветеран труда» и «Труженик тыла». Сейчас они «заслуженные» бабушка и дедушка – у них три взрослых внука и внучка.

Бахтина Анна Сергеевна

родилась 5 октября 1916 года в деревне Килеево в крестьянской семье, где росли девять детей. Хозяйство было крепкое, жили хорошо, имели много скота, свою землю. В школу Анна ходила только одну зиму, так как нужно было водиться с младшими братьями и сёстрами (она была в семье вторым ребёнком). В свои девять лет девочка уже жала в поле, умела делать другую деревенскую работу.

Повзрослев, Анна трудилась в колхозе рядовой, в войну и после – на ферме. В 1935 году она вышла замуж за Павла Степановича Бахтина. Счастливо начиналась их семейная жизнь. 1941 года началась Великая Отечественная война, а 25 июня пришла повестка, и муж ушёл на фронт. А жена только после родов. Разрываясь между работой и домом, Анна успевала везде: в колхозе ждала её тяжкая работа, дома- вечные заботы о том, чем накормить, как одеть ребёнка. Муж интересовался всем: как идут дела в колхозе, справляются ли без них женщины, подробно расспрашивал о дочери. А та уже начинала ходить, удивлялась хлопотливым жучкам, сновавшим в траве, радовалась солнышку. В ней многое Анне напоминало мужа. Разрез глаз, улыбка… Вспоминая о суровом военном времени до сих пор в памяти Анны Сергеевны: «Всякую делали работу. Теребили лён, сушили его в овинах, затем околачивали по ночам. Не знаю, когда и спали. С четырёх часов начиналась работа. И так до 10-11 вечера, пока не заканчивали начатое дело. Вручную траву косили, сено метали. Уборку обычно производили на двух конных жатках. Женщины вязали стопы, потом на молотилке, где две лошади крутили колесо, обмолачивали зерно. Ни один колосок в поле не оставался- собирали их ребятишки. В первый военный год ещё была еда - старые запасы. Потом так люди голодали! Ячмень считался самой урожайной культурой. Им засеивался весь участок в огороде. Муку мололи из неодернутых зёрен. Картофельные выжимки обваливали в этой муке и пекли лепёшки. До сих пор во рту вкус этой муки, а в горле как будто занозы- мука колючая, глоталась с трудом. С нетерпением ждали женщины писем от ушедших на фронт. Острой болью в сердца «вонзались» похоронки. Брат Анны Иван тоже погиб. Второй- Павел - был молод, остался в деревне, работал в кузнице. Через 6 лет вернулся домой муж Павел Степанович. После войны он трудился животноводом, затем 12 лет на мельнице, 12 - на транспортёре.

Вырастили супруги сына и трёх дочерей. В 1995 году умер Павел Степанович. Из всех братьев и сестёр в живых остались только Анна и Леонид…

Бахтин Павел Степанович

Спасибо Вам за терпение и трудолюбие ! Спасибо хочется сказать спасибо за их терпение, трудолюбие. Каждый из них ковал эту большую победу. Наш тыл поистине сделал неоценимый вклад в победу над фашистами. Они прокормили, одели свыше 30 млн. человек. Это невозможно, но все было именно так! И это служило и должно служить примером для нас молодежи.  Я хочу показать нашему поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

Спасибо Вам за терпение и трудолюбие !

Спасибо хочется сказать спасибо за их терпение, трудолюбие. Каждый из них ковал эту большую победу. Наш тыл поистине сделал неоценимый вклад в победу над фашистами. Они прокормили, одели свыше 30 млн. человек. Это невозможно, но все было именно так! И это служило и должно служить примером для нас молодежи.

Я хочу показать нашему поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

Мы ,верная смена

Мы ,верная смена


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
На них держалась матушка Россия

Автор: Суслопарова Елена Леонидовна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация "На них держалась матушка Россия" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-na-nikh-dierzhalas-matushka-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "206602"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430226215"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Праздник "Россия родная""
    ["seo_title"] => string(24) "prazdnik-rossiia-rodnaia"
    ["file_id"] => string(6) "297253"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456157863"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "141241"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418066918"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) ""Я – гражданин России». Внеклассное мероприятие ко Дню матери "
    ["seo_title"] => string(66) "ia-ghrazhdanin-rossii-vnieklassnoie-mieropriiatiie-ko-dniu-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "133466"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416507422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Сценарий внеклассного мероприятия на тему "День пожилого человека" "
    ["seo_title"] => string(77) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-na-tiemu-dien-pozhilogho-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "192040"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427392843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства