Классный час
«Успешный ученик. Как им стать?»
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45 Калининград
Цель: узнать, что такое успех и для чего он нужен.
Задачи:
1. Дать определение понятия «успех».
2. Определить факторы развития успешной и неуспешной личности.
3. Определить качества успешной личности.
4. Составить личную программу развития «Мои успехи».
5. Разработать памятку для учащихся начальных классов и их родителей «Как стать успешным учеником»
Во все времена, во все эпохи человечество растёт и развивается, вся история наполнена стремлением человека к успеху. Ведь именно желание стать успешным является одной из первопричин человеческого прогресса.
Человек по своей природе склонен испытывать голод не только физический, но и духовный. Мы нуждаемся в общении, признании, уважении, любви, нам нужны друзья, товарищи, близкие люди.
Поэтому с самых древних времён люди уделяли успеху много внимания. Многие мифы, сказки, Библия, Коран учат, как достичь успеха в жизни. При этом достижение успеха ставилось во главу угла как важное условие обретения счастья.
Давайте зададим себе вопрос: - «Хочу ли я стать успешным и преуспевающим человеком?». Думаем, что ответ на этот вопрос будет положительным.
Индивидуальное задание
Что такое успех.
Слово «успех» - русского происхождения. Само слово «Успех», если вдуматься в значении его исконного смысла, связано с понятием «успеть».
«Успешный» - значит успевающий, «успевающий» - делающий всё вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени (3).
В «Кратком толковом словаре русского языка» слово «успешный» означает:
«такой, который даёт положительные результаты, заканчивается успехом» (7).
По мнению Н.И. Козлова «успешный человек – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать» (8).
Никушкин С. считает, что «успех – это реальная живая энергия, которой человек владеет, с помощью которой он притягивает к себе других людей» (10).
Сухова С. определяет «успех» как «удачу в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе, в учёбе» (3).
Словом «успех» может обозначаться как процесс – период везения, «белая полоса», достижение каких-либо целей, так и результат – достигнутые цели, общественное признание (10).
В словаре С.И. Ожегова понятие «успех», трактуется как
«1.Общественное признание. 2.Удача в достижении чего-нибудь. 3.Хорошие результаты в работе, в учёбе» (9).
Какое слово можно использовать в качестве синонима слова «успех»?
Мы считаем – слово «удача». Оно образовано от слова «удаётся», т.е. удаётся сделать что-то задуманное. Удача – это постоянный спутник успеха. Без неё не невозможно чего-либо добиться. Удачливый человек – это почти всегда человек успешный.
Индивидуальное задание
Кто такой образованный человек?
Мы считаем, что одним из главных факторов успешности является образование. Образованием можно назвать процесс приобретения систематических знаний и специфического образа мышления. Смысл образования состоит в том, чтобы научиться пользоваться своими способностями для достижения целей.
По оценкам специалистов полученное сегодня образование не является приобретённым «на всю жизнь» (8). В связи с быстро развивающимися технологиями, знания быстро устаревают, и обновлять их нужно постоянно. Одним из способов обновления уже существующих знаний и получения новых является самообразование. Сегодня многие люди учатся самостоятельно и осваивают большой объём информации.
Помогает им в этом умение учиться. Это основное умение, необходимое человеку, занимающемуся самообразованием. В чём же оно проявляется?
в способности принимать решения относительного собственного процесса обучения.
в правильном использовании основных приемов умственной деятельности.
в правильной организации собственного времени, а также в умении планировать и контролировать свою деятельность.
в умении находить необходимую информацию и выбирать подходящие методы ее изучения.
в коммуникабельности: умении завязывать знакомства, планировать общение с интересующими людьми, сотрудничать с ними.
Самое главное в этом процессе: привлекать все внешние ресурсы, заниматься самообразованием с помощью различных источников.
Индивидуальное задание
Коммуникабельность – главное средство достижения успеха.
Первое и основное правило сформулировано много столетий назад: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой» (5). От того, насколько хороший вы как собеседник, зависит успех во взаимоотношениях с людьми.
Коммуникабельность – одно из основных личных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха.
Коммуникабельность – это способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения.
Коммуникабельный человек – это человек приятный в общении, легко устанавливающий контакты.
Отечественные психологи выделили ряд правил, которым мы должны следовать в повседневных контактах.(5)
1. При разговоре то, что волнует вашего собеседника должно волновать и вас. Будьте хорошим слушателем.
2. Не нужно лицемерить, но можно и нужно отучать себя от привычки противоречить по любому поводу.
3. Не задевайте того, что собеседнику дорого: людей его круга, его увлечения, идеалы и ценности.
4. Не спорьте. Спор (в его традиционной препирательской форме) – бессмысленная и даже вредная вещь.
5. Избегайте монолога – диалог продуктивнее.
6. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник, помогайте ему сформулировать свои мысли, даже если вы с ним не согласны.
7. Ищите то, в чём он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить.
1 группа
Здоровый образ жизни – залог жизненного успеха.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это жизнь в соответствии с законами природы и общества или жизнь в соответствии с биологическими и нравственными нормами.
Основное правило ЗОЖ – ничто не должно мешать естественному обновлению организма, а образ жизни должен соответствовать его правильному росту и развитию. Для более успешного осуществления этого правила приходят слагаемые здорового образа жизни. К ним относятся оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.
Оптимальный двигательный режим – это регулярные занятия физической культурой и спортом и правильное распределение отдыха.
Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Оно включает в себя правильное соотношение продуктов питания, наличие витаминов, минеральных веществ, соблюдение водного баланса.
Закаливание – это система мероприятий, позволяющая использовать естественные силы природы (солнце, воздух, вода).
Отказ от вредных привычек – необходимое условие здорового образа жизни. Курение, алкоголь, наркомания, токсикомания оказывают вредное влияние на здоровье, работоспособность (4).
Личная гигиена включает в себя следующее: правильное чередование умственного и физического труда, соблюдение режима дня, уход за телом, содержание в чистоте своего дома.
Режим – это правильное распределение основных физиологических потребностей в течение суток (сна, бодрствования, приёма пищи). Режим дня – это распорядок суточной деятельности, соответствующей возрастным особенностям, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. Главной задачей режима дня являются разумное чередование умственного и физического труда с отдыхом, правильная организация сна, питания, бодрствования.
2 группа
Что мешает школьнику добиться успеха?
В своей книге «Школа без неудачников» У.Глассер (1) рассказывает с какими проблемами сталкиваются неуспешные ученики.
Основными проблемами, на его взгляд, являются:
1. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье и с учителями.
2. Отсутствие чувства привязанности друг к другу.
3. Смирение с отсутствием человеческих взаимоотношений.
4. Смирение со школьными неудачами.
5. Стремление жить сегодняшним днем.
6. Отсутствие интереса к возможностям изменить свою жизнь.
7. Нежелание думать о будущем.
У. Глассер считает, что если ребенок терпит неудачи в возрасте от 5 до 10 лет, к десятилетнему возрасту уверенность пропадает и ребенок свыкается с неудачами. Приходит убеждение в неспособности решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся менее вероятными.
По нашему мнению, одной из главных ошибок на пути к успеху является потеря времени. Ошибка эта состоит в нерациональности организации своей жизни.
Особенно важно уже в школьном возрасте научиться управлять своим временем, учиться его планировать, упорядочивая свою жизнь и достигая самосовершенствования.
Согласно последним исследованиям, утреннюю гимнастику дома делают только 30% детей, у 80% - продолжительность ночного сна сокращена на 1,5 – 2 часа. Почти все дети проводят у телевизора от 1 до 3 часов ежедневно, у экранов компьютера – до 2 часов, 20% детей вообще не гуляют после школы. Неправильно организованный режим дня ведёт к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлении.
Отношения человека со временем являются показателем его успешности. Гармоничные отношения со временем означают 2 вещи: способность жить настоящим; способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего.
(Учитель обобщает сказанное группами и учащимися по индивидуальным заданиям)
1. Успешный человек – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать.
2. Одним из главных факторов успешности является образование. Смысл образования состоит в том, чтобы научиться пользоваться своими способностями для достижения целей. Полученные знания нужно обновлять постоянно. Одним из способов обновления уже существующих знаний и получения новых является самообразование.
3. Коммуникабельность является главным средством достижения успеха. Коммуникабельность – одно из основных личных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха.
4. Важная черта успешного человека — позитивное отношение к жизни. Нужно научиться верить в свои силы и доверять окружающему миру, а также взаимодействовать с родными или друзьями с позиций уважения и понимания.
5. Образ жизни должен соответствовать правильному росту и развитию организма. Для более успешного осуществления этого правила приходят слагаемые здорового образа жизни. К ним относятся оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.
6. У. Глассер считает, что если ребенок терпит неудачи в возрасте от 5 до 10 лет, к десятилетнему возрасту уверенность пропадает и ребенок свыкается с неудачами. Приходит убеждение в неспособности решать проблемы.
7. Одной из главных ошибок на пути к успеху является потеря времени. Ошибка эта состоит в нерациональности организации своей жизни.
Работа в группах
Создать собирательный портрет успешного ученика
Защита мини-проекта
(Учитель обобщает сказанное группами )
Практическая часть исследования дала нам возможность ещё раз убедиться в том, что успех – очень важен в жизни ребёнка.
1. Успех – это достижение всего задуманного; это то, что помогает человеку жить.
2. Успех зависит от правильно поставленной цели. Он нужен каждому человеку.
3. Самое главное в жизни – быть здоровым, найти свою дорогу в жизни, стать настоящим человеком, быть счастливым, получить хорошее образование.
4. Преуспевающий ученик – это человек, который хорошо учится, трудолюбивый, имеет успех в делах.
5. Ученик-неудачник – это человек, который плохо учится, ничего не может сделать без помощи других, у которого нет друзей.
6. Успешный ученик должен обладать следующими качествами:
трудолюбие,
усидчивость,
умение планировать свою работу и выполнять свой план
верить в свои возможности, повышать самооценку
умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учёбе.
Рефлексия
Мы сейчас выяснили, что у вас достаточно широкий круг интересов. Все вы творческие личности и многое умеете и можете проявить себя в разных сферах.Ученые считают, что «важное значение на пути к достижению успеха является отношение к неудачам. Промахи, проблемы и несчастья бывают у любого человека. Но отношение к собственным поражениям может быть разным. Страх перед неудачей — самое большое препятствие для достижения успеха. Именно боязнь проиграть, допустить ошибку удерживает нас от попытки совершить те поступки, которые необходимы, чтобы прийти к победе»
Многие суворовцы по разным причинам не знают, что надо делать, чтобы добиться успеха. Если цель большая нужно разбить её на несколько маленьких задач и последовательно их выполнять. Важно при этом постоянно быть настроенным на успех. Нужно помнить, что на пути встречаются и неудачи, и несчастья. Очень важно научиться воспринимать любую проблему как возможность для новых решений.