КЛАССНЫЙ ЧАС
Это праздник
со слезами на глазах…
Устный журнал
Подготовила
Учитель начальных классов
Гадюкина Л.Г.
Цель: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Задачи: побудить четвероклассников к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни школы, станицы, страны; воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла — участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель.
Оборудование: на доске надпись: «Это праздник со слезами на глазах»; эмблема 70-летие Победы; журавли (изготовлены учащимися); презентация к мероприятию; мультимедийное оборудование; георгиевские ленты у детей; выставка книг.
Ход мероприятия
Определение темы
- Ребята, посмотрите на доску и выскажите предположение, чему посвящён сегодня классный час.
- Назовите тему классного часа.
- А пройдёт он у нас в форме устного журнала. (Сопровождается слайдами презентации)
Введение в тему
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же — о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям.
Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
*Павшим
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
(С. Щипачев)
Работа над темой
1 страница «Ах, война, что ты, подлая, сделала...»
- Ответьте на вопросы по первой странице нашего журнала.
1.Назовите время начала и окончания Великой Отечественной войны? (22 июня 1941г. — 9 мая 1945 г.)
2.Как долго длилась война? (1418 дней и ночей.)
3.Почему войну 1941—1945 гг. называют Отечественной?
- На защиту страны, отчего дома поднялся весь народ, в борьбе против захватчиков участвовали не только армия, флот, партизанские отряды, но и всё трудоспособное население, даже старики и дети. «Все для фронта! Все для Победы!» — таков был девиз тружеников тыла. Огромная тяжесть легла на плечи женщин, о судьбе которых в те годы поэт Михаил Исаковский так написал.
Русской женщине
...Да разве ж об этом расскажешь —
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря.
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
Рубила, возила, копала, —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву,
Далекое имя твое...
- Какие невосполнимые потери понесла наша страна в этой страшной войне? (В годы Великой Отечественной войны погибли более 20миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тысяч сел и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 миллионов человек. Страна потеряла 30% национального богатства.)
- В исключительно тяжелых условиях советские люди восстанавливали города, заводы, возводили электростанции, строили жильё, закапывали воронки от бомб и снарядов. Но изранена была не только земля, ведь война перепахала, искорёжила, ранила человеческие сердца и судьбы. Вот почему поэт, обращаясь к каждому из нас, восклицает.
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
(Р. Рождественский. Реквием)
2 страница «Никто не забыт, ничто не забыто»
(Звучит первый куплет песни «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).
*Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
(С. Орлов)
- Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнём Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у Кремлёвской стены. Там написано: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Есть такие памятники героизму простых солдат во многих городах. Наши благодарные соотечественники приходят к ним в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье.
Массовый героизм проявили защитники пограничной Брестской крепости, первой принявшей удары врага. В течение целого месяца, когда фашисты уже далеко продвинулись в глубь страны от нашей границы, легендарная крепость еще стояла. И не просто стояла, а продолжала сражаться, отвлекая на себя значительные силы врага.
(Демонстрируются репродукции картины П. Кривоногова «Брестская крепость»)
- Впоследствии крепости было присвоено звание «Крепость-Герой».
- Какие другие города тоже были удостоены этой самой высокой награды за мужество и героизм их жителей и защитников? (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Сталинград (Волгоград), Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск.)
Демонстрируются репродукции картин А. Дейнеки «Оборона Севастополя», В. Пузырькова «Черноморцы».
*Победители
Взвод на взвод — столкнулись и схватились,
В ход пошли кинжалы и штыки.
Немцы, словно черти, крепко бились,
Крепче немцев бились моряки.
Мёртвые, и те в атаке страшной
Падали, верша вперед бросок.
Два часа кровавой рукопашной:
Зубы — в глотку, кортик — под сосок.
Глуше битва. Реже лязг металла.
Остаются двое на песках.
Немец и моряк. Дыша устало,
Сходятся они. Ножи в руках.
И, безмолвны, медленны и яры,
Зубы сжав до боли, над собой
Скрещивают тяжкие удары...
Сорок третий.
Керчь.
Десантный бой.
Рассказало поле роковое:
В схватке все до одного легли.
Только русских
Было меньше вдвое —
Моряки четвёртый бой вели.
(А. Недогонов)
- Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безвестными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к стелам и обелискам, называя улицы именами героев.
Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискаревское кладбище (Санкт-Петербург), Мамаев Курган (Волгоград), Сапун-гору (Севастополь), к памятнику сожженным жителям деревни Красуха (Псковская обл.) и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии-освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов-парке стоит памятник Воину-освободителю. Это Солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.
Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда, —
помните!
(Р. Рождественский. Реквием)
3 страница «Вспоминают очевидцы»
(Просмотр видеозаписи – «Рассказ ветерана)
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
4 страница «Кто сказал, что не бывает песен на войне?»
*Человеку холодно без песни.
На земле, открытой всем ветрам,
Я не знаю: в мире место есть ли,
Где не верят песням, как кострам.
(С. Орлов)
- Действительно, как от костра, от песни становится светло, радостно, тепло, песни на войне напоминали о доме, дорогих людях, дарили надежду.
*Леса в дыму. Земля туманна.
Среди болот грохочет бой...
И вновь я вынул из кармана
Платочек, вышитый тобой.
На нём земля, песчинки, порох,
Огонь задел его кайму.
И всё же он бесценно дорог
Глазам и сердцу моему. (В. Земной)
Звучит фонограмма песни в исполнении К.И. Шульженко «Синий платочек» (муз. Г. Петербургского, сл. М. Максимова).
- В короткие минуты отдыха между боями перед бойцами выступали фронтовые бригады артистов, сами солдаты рассказывали анекдоты о Гитлере, фашистах, пели и плясали. Одну из таких сцен запечатлел Ю. Непринцев «Отдых после боя»
Седина отсчитывает даты,
И сквозит тревогою уют.
В одиночку старые солдаты
Песни позабытые поют.
(М. Дудин)
5 страница «Памяти павших будем достойны»
Аукцион идей добрых дел, в котором принимают участие и ученики класса, и их родители, и гости.
- возлагать цветы к обелискам в каждый праздник;
- взять шефство над братской могилой;
- поздравлять жителей улицы со знаменательными днями;
- вместе с родителями посадить Аллею Памяти, ухаживать за ней до окончания школы;
- записать воспоминания о войне оставшихся в живых ее участников, записи оформить в альбом и подарить школе;
- познакомиться с историей жизни и подвига участника войны, именами которых названы улицы города.
Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).