Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "4 мотива плохого поведения"»
Тематическое собрание на тему
«Конфликты, драки, ссоры или четыре мотива плохого поведения».
Цель: расширение представлений родителей о способах воспитания детей.
Задачи:
- Создание позитивного настроя родителей на взаимодействие с детьми;
- Знакомство со способами воспитания.
В разработке собрания была использована книга Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания».
Участники: родители учащихся 4 классов.
Время проведения: 1 час.
Оборудование и материалы:
Проектор и ноутбук или DVD-плеер и телевизор
Бумага и ручки для участников
Экран
Раздаточный материал (таблица) (Приложение 1.)
Тест «Отношение к проблемному поведению».
Иногда случается, что наши дети ведут себя не самым подходящим образом. Например, сын дерзит и не слушается мать, дочь сосет большой палец, дети все время дерутся, она ленива и всегда все забывает. Случаются ли, что ваши дети ведут себя неправильно? Я предлагаю вам тест, который поможет понять, насколько грамотно вы реагируете на «неправильное» поведение собственного ребенка. Тест позволяет оценить отношение к «проблемному» поведению, т.е. последовательны ли вы в своих поступках и адекватно ли реагируете на действие ребенка. Поставьте отметку за «воспитательское» поведение в последние 2 месяца – от 0 до 3, в зависимости от того, насколько вы уверены в ответе.
1
Если мой ребенок не оставляет меня в покое…
Я не обращаю на него внимание
3
2
1
0
1
2
3
Тут же реагирую на его поведение
2
Если я обещаю наказать ребенка…
То уверен(а), что смогу выполнить угрозу
3
2
1
0
1
2
3
Я знаю, что не смогу выполнить свою угрозу
3
Я…
Четко говорю ребенку, что ему можно делать, а что нет
3
2
1
0
1
2
3
Позволяю ребенку делать все, что он хочет
4
Если мой ребенок плохо себя ведет…
Я повышаю голос или кричу на него
3
2
1
0
1
2
3
Я говорю с ним спокойно
5
Если моего ребенка нет рядом…
Часто я не знаю, чем он сейчас занимается
3
2
1
0
1
2
3
В основном, я знаю, что он делает в это время
6
Если мой ребенок поступает так, как мне не нравится…
Я всегда принимаю ответные меры
Я просто не обращаю на это внимания
7
Если ребенок меня не слушается…
Я быстро выхожу из себя и совершаю поступки, о которых потом сожалею
Я всегда держу себя в руках
8
Если я обращаюсь к ребенку с угрозой или предупреждением…
Часто это остается только на словах
Привожу угрозу в исполнение
9
Если мой ребенок поступает плохо…
Я все равно не позволяю ему разозлить меня
Я злюсь так сильно, что ребенок замечает это
10
Если мой ребенок плохо себя ведет…
Я редко говорю ему грубости и ругаю его
Часто прибегаю к грубым словам
11
Если я сначала что-то запрещал(а) ребенку…
В итоге я делаю ему послабление
Я до конца стою на своем
12
Если мой ребенок делает то, что мне не нравится…
Я никогда не говорю ему обидных слов
Я обычно говорю ему обидные слова
13
Если у ребенка начинается истерика потому, что я ему что-то запретил(а)
Я отказываюсь от запрета
Я упорно стою на своем
Просчитайте ответы на вопросы: 1,2,3,6,9,10,12 по схеме:
1234567- количество баллов.
Просчитайте ответы на вопросы: 4,5,8,11,13 по схеме:
7654321
Сложите все полученные баллы, разделите сумму на 13 (число вопросов), и получите общую оценку за свой подход к «проблемному» поведению.
Для оценки того, насколько вы последовательны, сложите баллы, полученные за ответы на вопросы: 2,3,6,8,11,13 и разделите сумму на 6.
Чем выше полученная оценка, тем менее эффективно ваше отношение к проблемному поведению детей. Средние показатели: общая оценка – 3,43; последовательность – 3,43; адекватная реакция – 4,34.
Родители, набравшие количество баллов, примерно равное средним показателям, устанавливают своим детям четкие правила поведения и при этом редко теряют контроль над собой.
Для либеральных родителей (их показатель последовательности существенно выше среднего) не важно выполнение правил, и это лишь провоцирует агрессию детей.
Слишком эмоциональные родители (показатель адекватности реакции выше нормы) часто приходят в ярость, когда важно оставаться спокойным. Это также мешает добиться нужных результатов.
Первое, что необходимо сделать, установить причину плохого поведения. Плохое поведение – информация к размышлению. Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основных категории: внимание, влияние, месть и уклонение.
Педагог рассказывает о 4-х мотивах плохого поведения.
Привлечение внимания. Может проявляться «нытьем», встреванием в разговоры взрослых, или, наоборот, для ребенка важно быть «умницей», всем угождать. Для ребенка становится едиными два различных понятия – быть в центре внимания и быть любимы. Такое поведение, как правило, у взрослых вызывает раздражение.
4 этапа:
1. Не заглядывайте в глаза ребенку, поведение которого вас не устраивает.
2. Не разговаривайте с ним.
3.Сделайте что-то, чтобы ребенок почувствовал, что его любят (лучше всего погладить по спине)
4. Не выжидайте, а сделайте это немедленно Чаще общаться, когда ребенок не борется за внимание к себе.
Ласково взять ребенка за руку и перевести в другое помещение, затем сказать один раз: «Можешь вернуться, когда успокоишься». Терпение и спокойствие.
Влияние – борьба за власть. Ребенок словно бросает вызов превосходящей силе. Ребенок пытается отстоять себя или свои решения, когда прежние его попытки привлечь к себе внимание столкнулись со слишком сильным давлением. Обычно взрослый начинает злиться, ведь ему брошен вызов. Если после замечания, он прекратит себя плохо вести, значит это получение внимания. Если его поведение становится еще хуже, значит, цель – влияние.
1. Спросите себя: «Как я могу помочь своему ребенку проявить себя в этой ситуации позитивно?»
2.Научить ребенка выбирать.
3. Об изменениях предупреждайте заблаговременно
4. Помогите ребенку ощутить свою значимость для вас.
5. Пользуйтесь условными знаками.
6. Договаривайтесь заранее
7. Узаконьте поведение, которое не можете изменить.
8. Создавайте ситуации, в которых выигрываете и вы, и ребенок.
9. Научите ребенка вежливо отказывать.
10.Уходите от конфликта.
11. Совершите неожиданный поступок
Месть
Когда мы подавляем детей, используя свое превосходство над ними, они впадают в отчаяние и проявляют склонность призывать на помощь месть. Дети ощущают свою некчемность, неприязнь и обиду. Родители часто обижаются на ребенка сами.
Хочется наказать его. Примите решение не воевать. Мысленно перечислите 5 качеств, за которые вы любите своего ребенка.
Избегайте наказаний, встречных обвинений.
Сделайте что-то, чтобы восстановить отношения и пойти на контакт
Уклонение – избегание неудач
Показная неполноценность. Жалость по отношению к ребенку.
Перестать жалеть ребенка
Сконцентрируйтесь на том, что ребенок уже сделал
Сопереживайте, но не пытайтесь ему помочь.
Не уговаривайте его сделать что-либо
Родителям предлагаются карточки для обсуждения в группах с ситуациями. Каждой группе необходимо ответить на 4 вопроса:
Что чувствует учительница?
Какова реакция Марии на ее замечание?
Что хочет сказать Мария своим поведением?
Какую цель преследует Мария?
Карточка 1.
В классе идет урок. Мария начинает постукивать карандашом о парту. Учительница просит ее прекратить, но постукивание продолжается. Тогда она резко обращается к Марии: «Я сказала, перестань!» А Мария в ответ: «Нет, не перестану!»
Карточка 2.
На уроке Мария начинает стучать карандашом о парту. Учительница делает ей замечание: «Маша!» Девочка тут же прекращает и говорит: «Простите, пожалуйста. Хотите я вам сейчас расскажу алфавит?» «Не сейчас, Маша – отвечает учительница. Подожди пока подойдет твоя очередь». «Но я ведь знаю его полностью! Пожалуйста, можно рассказать его?» «Ну ладно» - уступает учительница. «Эй, би, си…» произносит Маша. Учительница глубоко вздыхает и закатывает вверх глаза, а Мария медленно проговаривает весь алфавит.
Карточка 3.
Во время урока Мария демонстративно хлопает рукой по парте, вскакивает и говорит: «Что за бестолковое занятие – повторять этот алфавит! Я его уже давным-давно резко обрывает ее учительница. Учительница возмущена. В ответ она грубо бросает Марии: «Я не потерплю, если ты будешь разговаривать со мной в таком тоне, дорогая моя! Я пошлю записку твоей матери». «Подумаешь!» - парирует Маша. Да, именно так», - резко обрывает ее учительница.
Карточка 4.
На уроке учительница вызывает Марию рассказать алфавит. Маша говорит, опустив вниз глаза: «Я не знаю». «Ну давай же, Маша, - уговаривает ее учительница. – Я знаю, что ты сможешь рассказать его». Та лишь поживает плечами. Учительница вздыхает, затем ласково говорит: «Ну давай, Маша. Ты сможешь назвать первую букву? Можешь сказать: А?» Мария нерешительно говорит: «А». «Молодец, Маша» - хвалит учительница.
Правильные ответы:
Карточка 1. Учительница злится. Затронут ее авторитет. Маша игнорирует замечание. «Вы не можете меня заставить». Влияние (борьба за власть).
Карточка 2. Раздражение. Прекращает плохо себя вести, потому что ребенок получил желаемое внимание. «Заметьте меня». Внимание.
Карточка 3. Учительница чувствует обиду и желание отмстить тому, кто это сделал. Мария опять грубит учительнице в ответ на ее замечание. «Я буду обижать других так же, как они обижают меня». Месть.
Карточка 4.
Досада и сочувствие. Не было сделано никакого замечания. «Оставьте меня в покое». Уклонение.
Таблица ошибочных целей поведения детей
Если вы чувствуете
Как реагирует ребенок на ваше замечание
Что говорит ребенок своим поведением
Цель
Как исправить такое поведение
Научите вашего ребенка
Раздражение.
Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение примерным поведением
Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам
Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым – пользоваться вниманием
Внимание
Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его любите. Приступайте к действию, как только ребенок начинает раздражать вас.
Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть».
Возмущение. Вам брошен вызов – «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом»
Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения.
Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь. Вы сделайте так, как я хочу, я докажу, что вы не сможете помыкать мной
Влияние
Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность.
Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта остались довольными.
Обида. Разъяренность.
Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?»
Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе
Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику
Месть
Не вымещайте свою обиду. Восстанавливайте взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более теплый дружеский контакт
Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других
Отчаяние.
«Что мне делать?»
Жалость
Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен.
У меня ничего не получается так как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое
Уклонение (избегание неудачи)
Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство
Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои истинные достоинства.