ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «Ступени к достойной жизни»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «Ступени к достойной жизни»
Программа воспитания и социализации классного коллектива направлена на становление успешной социально адаптированной личности каждого отдельно взятого члена коллектива и сплоченного толерантного коллектива в целом.Адресат проектной деятельности: для учащихся 6 – 9 классов средней общеобразовательной школы. Ожидаемый результат:
Становление воспитанного, социально активного, толерантного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично развитую личность.
Освоение обучающимися общекультурной, коммуникативной, социально – политической компетентностями личностного самосовершенствования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол № _____ от « ____» _____________ 20 ___ г. от «___» ________ 20___г
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
«Ступени к достойной жизни»
Автор:
Наталья Васильевна Зотова
2015
Паспорт программы
1.
Полное название программы
Программа воспитания «Ступени к достойной жизни»
2.
Адресат проектной деятельности
Для учащихся 6 – 9 классов средней общеобразовательной школы.
3.
Сроки реализации программы
2015 - 2019 гг.
4.
Цель программы
Создание условий для разностороннего развития личности.
Формирование ключевых компетенций обучающихся, которые обусловливают продуктивную жизнедеятельность человека, позволяют ему применять полученные знания, умения и навыки в различных сферах и видах деятельности на основе личного и социального опыта.
5.
Задачи
1. Создание гуманистического воспитательного пространства класса;
2.Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
3.Формирование у обучающихся ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
4. Формирование социальной компетентности, социальной ответственности, позитивного социального взаимодействия, освоение норм и правил общественного поведения;
5. Формирование компетентности личностного самосовершенствования.
6.
Краткое содержание программы
Реализация программы предусматривает интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно – воспитательной, общественно полезной деятельности.
6 класс «Я - член коллектива»
Внедрение системы мероприятий для формирования: способности понимать окружающий мир и осознания собственной роли; особенностей человеческого взаимодействия и понимания; способности принимать ответственность за собственные поступки; участвовать в выработке совместных решений; конструктивного взаимодействия в нестандартных ситуациях; толерантного отношения к окружающим, сотрудничества. Формирование культуры поведения.
7 класс «Я – творец настоящего»
Внедрение системы мероприятий для формирования: способности оптимального взаимодействия с окружающими; навыков работы в группе, ориентации на гуманистические и этические нормы в межличностных отношениях;
Формирование духовной культуры;
Создание условий для осознания себя как личности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании, самообразовании, самореализации.
8 класс «Я - гражданин»
Создание условий для осуществления гражданского, патриотического развития личности; осознания своей гражданственности. Формирование понятия общечеловеческой и национальной культур, уважительного отношения к представителям других наций, культур, конфессий; уважительного отношения к истории своего народа, отечества. Формирование законопослушного поведения.
Формирование ценности ЗОЖ; ответственности за собственное здоровье; природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.
Ориентация на семейные ценности.
9 класс «Успешный «Я»»
Побуждение к личностному, профессиональному и социальному самоопределению, мобильности, конкурентоспособности, инициативе, самостоятельности, ответственности, прогрессивному личностно – профессиональному развитию.
7.
Ожидаемый результат
Становление воспитанного, социально активного, толерантного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично развитую личность.
Освоение обучающимися общекультурной, коммуникативной, социально – политической компетентностями личностного самосовершенствования.
8
Название организации
МАОУ СОШ №60 г. Тюмени
9
Почтовый адрес учреждения, телефон
г. Тюмень, ул. Н. Фёдорова д.3., телефон 33-59-71.
10
Ф.И.О. руководителя учреждения
Кулиева Людмила Васильевна
11
Автор программы
Зотова Наталья Васильевна.
Пояснительная записка
«Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это
воспитание добрым отношением друг к другу, к окружающему миру,
к самим себе, ибо «нравственность» постигается не из чьих-то речей,
а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит,
испытывает и осуществляет сам».
(В. Соловейчик)
В условиях долгого экономического кризиса, политических ошибок, продолжительного падения уровня жизни населения большинство людей оказались дезадаптированы перед новыми требованиями и обстоятельствами. И одной из самых слабых социально – психологических категорий оказались дети. Дети сталкиваются с проблемами взаимоотношений между людьми, сверстниками, родителями. Видя и не умея критически осмыслить происходящее, ситуацию усугубляет незрелость, неустойчивость психики и личностных качеств ребенка, что делает его особенно уязвимым для действия неблагоприятных социальных факторов. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира. Однако, окружающий мир жесток и предъявляет высокие требования к способности ребенка адаптироваться в нем, к готовности строить конструктивные взаимоотношения с окружающей действительностью. В процессе становления ребенок выбирает свой индивидуальный способ поведения и общения с окружающими. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствование взаимоотношений с окружающими и самим собой. Однако, окружающий мир предъявляет свои жесткие требования к способности ребенка адаптироваться в нем, к его готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
В процессе жизнедеятельности и общения ребенок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. Сохранение и развитие индивидуальности каждого в процессе становления сплоченного коллектива – основная задача, требующая кропотливого ежедневного решения классным руководителем
Программа воспитания и социализации классного коллектива направлена на становление успешной социально адаптированной личности каждого отдельно взятого члена коллектива и сплоченного толерантного коллектива в целом.
Организаторы программы:
- классный руководитель
- родители учащихся
Участники программы:
-дети от 12 – 16 лет
Цель:
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитания человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней и стремящегося к достижению поставленных задач.
Задачи:
1.Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся
2.Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей.
3.Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности
4.Формирование классного коллектива как воспитательной системы.
5.Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельсности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному влиянию.
6.Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся
Этапы реализации программы.
Программа состоит из четырех этапов:
1 этап – 6 класс «Я - член коллектива»
2 этап – 7 класс «Я – творец настоящего»
3 этап – 8 класс «Я - гражданин»
4 этап – 9 класс «Успешный «Я»»
Содержание деятельности по основным направлениям
Гражданско-
патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное
воспитание
Здоровье
сберегающее
воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Тематические часы, имеющие целью привития обучающимся уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Диалоги, направленные на формирование любви к Родине, к своему народу.
Ситуативные часы общения на развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве.
Информационные минутки, направленные на усвоение ценностей и содержания понятий «гражданское общество», «свобода и ответственность», «совесть», справедливость», «доверие» и др.
Повышение уровня компетентности обучающихся о верховенств закона и правопорядке.
Часы общения в рамках недели правовых знаний, направленные на привитие норм социально – одобряемого поведения.
Тематические часы общения, направленные на формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей.
Ролевые игры, направленные на развитие способности ориентироваться на других людей, считаться с их точкой зрения.
Тренинговые занятия, направленные на выработку конструктивного общения.
Ситуативные часы общения, направленные на привитие основных норм этики и морали.
Пятиминутки, направленные на решение проблем нравственного выбора, на привитие милосердия, сострадания и терпимости к другим людям.
Викторины с целью привития способности ориентации в системе ценностей.
Индивидуальная работа, направленная на привитие нравственной ответственности личности и искоренение негативных проявлений.
Тематические часы, направленные на формирование у обучающихся представлений об уважении к людям труда.
Экскурсии, направленные на профессиональное самоопределение.
Мероприятия, направленные на получение практического трудового опыта.
Пятиминутки, направлена на формирование понятий ценности труда.
Повышение уровня компетентности, связанной с процессом выбора будущей профессии, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда путем диагностических мероприятий и ситуативных игр.
Конкурс рисунков.
Праздник труда.
.Ситуативные часы, направленные на формирование положительного отношения к образованию как общечеловеческой ценности.
Пятиминутки, с целью привития интереса к получению знаний, стремления овладения материального и духовного достижения человечества.
Тренинги, направленные на позитивный настрой и достижение личного успеха в жизни.
Тематические часы, направленные на формирование у обучающихся культуры ЗОЖ, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного здоровья.
Видеоуроки, напрвленные на профилактику вредных привычек.
Участие в спортивных соревнованиях и дне здоровья.
Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях.
Информационные минутки, направленные на привитие навыков личной гигиены.
Инструктажи по правилам личной гигиены.
Конкурс на лучший буклет, пропагандирующий ЗОЖ.
Конкурс агитбригат.
Участие в волонтерских мероприятиях.
Оформление школьного уголка «ЗОЖ».
Подготовка и проведение праздников, посвященным памятным датам.
Тренинги, направленные на привитие толерантного поведения и культуры взаимодействия в коллективе.
Тематические часы, направленные на приобщение обучающихся к межнациональному согласию и гражданскому миру.
Информационные минутки, направленные на профилактику экстремизма, социальной агрессии, межнациональной розни.
Приобщение обучающихся к достижениям общечеловеческой и национальной культуры путем проведения конкурсов, посещения музеев и выставок, ознакомления путем печатной продукции и видеопрезентаций.
Стимулирование обучающихся к повышению интереса к мировой и отечественно культуре путем пропаганды через информационные минутки ценности культурно развитого человека.
Тематические часы, посвященные формированию правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях.
Часы общения в рамках недели правовых знаний на ознакомление с ответственностью человека за собственные поступки.
Пятиминутки с просмотром роликов самосохранительного поведения.
Инструктажи по обеспечению личной безопасности.
Конкурс памяток по безопасному поведению.
Конкурс презентаций «Советы школьнику».
Оформление школьного уголка «Правила поведения в школе», «Правила поведения с незнакомцем», «Один дома».
Инструктажи по соблюдению правил безопасности, ПДД и др.
Тематические часы, направленные на формирование ценностных представлений об институте семьи, семейных традициях, ценностях.
Совместные с родителями мероприятия, направленные на сближение и взаимодействие поколений.
Подготовка поздравления для родителей с тематическими праздниками.
Тренинговые занятия на формирование культуры межличностного взаимодействия.
Пятиминутки, направленные на формирование ответственного отношения к слову как к поступку.
Информационные минутки, направленные на формирование знаний в области современных средств коммуникации и безопасного общения.
Игры и викторины, направленные на развитие речевых способностей обучающихся и формирование конструктивого общения между ровесниками.
Тематические часы, направленные на формирование ценностного и бережного отношения к природе, окружающей среде.
Инструктажи, направленные на формирование навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.
Практические мероприятия, направленные на формирование безопасной и благоприятной окружающей среды обитания в рамках двора школы.
Механизмы реализации программы
Модель воспитательного процесса можно представить в разнообразии форм работы, проводимой с участниками программы:
Тематические конкурсы (совместная деятельность детей и родителей).
Совместная творческая деятельность.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
беседы;
контроль успеваемости и посещаемости уроков;
контроль и содействие в каникулярной и внеурочной занятости;
вовлечение в коллективные дела класса и школы;
положительное стимулирование и стимулирование социальной активности.
Формы работы с родителями:
организационные и тематические родительские собрания;
совместные с детьми родительские собрания;
лекторий для родителей;
День открытых дверей;
анкетирование и тестирование родителей;
индивидуальные консультации;
совместные с родителями праздники,
взаимоинформированность,
включение в педагогический процесс родителей через совместную общественно полезную деятельность.
Формы работы с педагогами, работающими в классе:
совместные беседы педагогов с детьми, выработка стратегии решения проблемных ситуаций;
определение проблем и общих задач в обучении детей, требующих повышенного внимания;
консультации для родителей учителей – предметников и совместно с классным руководителем;
посещение учебных занятий;
проведение совместных с учителями – предметниками классных часов;
рассмотрение вопроса о необходимости включения дополнительных форм работы с обучающимися.
Формы работы с психологом школы:
диагностические мероприятия;
проведение тренингов, занятий и родительских собраний;
консультации с целью получения рекомендаций относительно особенностей характера отдельных детей и применяемых техник воспитательного воздействия.
Формы работы с заместителем директора по ВР и социальным педагогом школы:
выявление детей и семей группы «социального риска»;
ходатайство о рассмотрении персональных дел обучающихся на Совете профилактики;
своевременное информирование о ситуациях неблагополучия в семье и классном коллективе;
совместное решение о принятии оперативных мер по предупреждению различного рода неблагополучия;
социально – педагогический патронаж детей и семей, состоящих на ВШУ.
Принципы реализации программы:
Принцип общественной направленности
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
- профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)
3. Работа с семьёй
- изучение воспитательного потенциала семьи
- психолого-педагогический всеобуч родителей
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- индивидуальная работа с родителями
4. Ценностно-ориентированная деятельность
- классное самоуправление
- анкетирование
- тематические классные часы
- изучение прав ребёнка
- посещение музеев, выставок, театров, библиотек
- участие в социально значимых проектах и акциях
5. Дополнительное образование
- вовлечение в факультативы, кружки
- организация кружков
- творческие отчёты
6. Интеллектуально-познавательная деятельность
- познавательные классные часы
- экскурсии
- участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах
7. Спортивно-оздоровительная деятельность
- тематические классные часы
- участие в спортивных мероприятиях
- экскурсионно-туристическая работа
- пропаганда физической культуры
- пропаганда ЗОЖ
8. Свободные общения
- часы общения
- дискотеки
- вечера отдыха
- игры.
Структура детского самоуправления
Модель самоуправления
Президент класса
Премьер-министр
Министр образования и воспитания
Министр информации и коммуникации
Министр оформления и благоустройства
Министр охраны прав и обеспечения безопасности
Министр спорта
Министр культуры
Принципы деятельности органов самоуправления: - добровольность; - демократизм; - гуманизм; - социальная направленность; - творчество; - самостоятельность.
Личность, готовая к решению все усложняющихся социальных задач, успешно формируется, если изо дня в день всем укладом школьной жизни ее ориентировать на выполнение нравственных норм, которые становятся законами жизни класса. Поэтому существуют следующие законы, организующие его жизнедеятельность.
Законы жизни коллектива:
Закон уважения «Уважай людей, тогда люди будут уважать тебя»;
Закон дружбы « В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг»;
Закон доброты «Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!»;
Закон трудолюбия «
Закон дисциплины «Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия»;
Закон милосердия «Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях ближнего!»;
Закон патриотизма «Народ, забывший свою историю, умрет. Будь патриотом!»;
Закон чести «Помни о своей духовной силе, долге, благородстве и достоинстве. Береги честь!»;
Закон свободы «Все рождаются свободными. Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга».
Воспитательные технологии:
В своей работе классный руководитель применяет следующие воспитательные технологии:
личностно-ориентированная технология;
Создание психолого – педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком отдельно, учитывая его индивидуальные возможности, потребности и интересы.
технология здоровьесберегающая:
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
технология развития критического мышления;
Развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни. В основе заложено формирование базовых качеств личности: критического мышления, рефлективности, мобильности, тлоерантности, ответственности личности за результат своей деятельности.
технология КТД И. П. Иванова;
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
технология создания ситуации успеха;
Создание благоприятного психологического фона, помогающего справиться ребенку с поставленной задачей путем применения ряда операций, ориентированный на создание ощущения успеха. Создание ситуации успеха является созидающим приемом педагогического воздействия. Переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка и стать спусковым механизмом дальнейшего развития личности.
ситуативные технологии:
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами.
Кадровое обеспечение программы
- администрация школы
- классный руководитель;
- учителя – предметники;
- соц. педагог;
- психолог;
- библиотекарь;
- медицинский работник.
МТБ
Классная комната
Актовый зал
Спортивная площадка
Методическая литература
Оборудование (наличие канцелярских товаров и т.д.)
Библиотечный фонд
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Ожидаемые социальные результаты. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса
Возрастной этап
Тема
Основные задачи
Ожидаемые результаты
6 класс
«Я - член коллектива»
Формирование интереса к другому человеку как к личности.
Формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии.
Развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.
Формирование первичных навыков самоанализа.
Развитие коммуникативных навыков и эффективных форм взаимодействия.
У учащихся развиты навыки сотрудничества со сверстниками.
Сформированы эффективные способы взаимодействия в коллективе, умения принимать чужую точку зрения, конструктивно решать споры.
Сформирован интерес к другому человеку как к личности.
Сформированы адекватные формы утверждения самостоятельности.
Развиты чувства сочувствия и сопереживания другим людям.
Развито чувство причастности к коллективу как единому целому, идентификация себя с ним.
7 класс
«Я – творец настоящего»
Развитие интереса к себе, стремление разбираться в своих собственных способностях и поступках.
Формирование умения добиваться успеха и правильно относится к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.
Выделение круга устойчивых интересов.
Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
У учащихся определен круг интересов.
Сформированы умения добиваться успеха и правильно относится к собственным успехам и неудачам, развита уверенность в себе.
Сформировано стремление разбираться в своих собственных способностях и поступках.
Сформированы первичные навыки самоанализа.
Развито чувство собственного достоинства и внутренние критерии самооценки.
У учащихся сформированы умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
8 класс
«Я гражданин»
Привитие социально одобряемых форм взаимодействия с окружающими.
Привитие патриотического настроя.
Формирование гуманистического мировоззрения, осознания своих прав и прав других людей.
Развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и добиваться их.
Учащиеся осознают свои права и права друхих людей.
Учащиеся умеют ставить перед собой цели и добиваться их.
У учащихся развит адекватный образ «физического Я».
9 класс
«Успешный «Я»»
Развивать готовность к жизненному самоопределению.
Формировать самостоятельность, умение независимо определять жизненные цели и выбор будущий профессии.
Формировать чувства личностной тождественности и целостности.
У учащихся сформирована самостоятельность и умение определять жизненные цели и будущую профессию.
Сформированы чувства личностной тождественности и целостности.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
критерии
показатели
методика
1. Критерии и показатели социализированности учащихся
Воспитанность
гуманность личности
повышение уровня развития самодисциплины
воспитанность гражданских качеств личности
правовое поведение
уровень развития культуры общения и взаимодействия с людьми
развитие мотивации учения
развитие мотивации участия в совместной деятельности
открытость к восприятию нового опыта
Педагогическое наблюдение
Методики для изучения воспитанности учащихся.
Автор(Н.Шилова)
Освоение социокультурной среды
социальная адаптированность, освоение социальных ролей
широта кругозора
развитие коммуникативных навыков
знание социальных норм, правил общежития и правовых актов, регулирующих жизнедеятельность школы
развитие умений коллективной деятельности
освоение навыков трудовой деятельности
овладение умениями и навыками художественного творчества и творческого преобразования окружающего мира
творческая активность
Педагогическое наблюдение
Анализ участия в общественно – полезных мероприятиях
Социальная зрелость учащихся
развитие самостоятельности
общественная активность
развитие лидерских качеств личности, уверенности в себе, умений делать выбор и принимать решения
социальная ответственность
развитие навыков социальной рефлексии и саморефлексии
построение жизненной перспективы; готовность к выбору профессии
созидательно-творческая направленность личности
работа по саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию
Педагогическое наблюдение
Методика Будасси
Сформированность
Я- концепции
адекватность самооценки
устойчивость интересов
сформированность представлений о жизненных целях
умение планировать саморазвитии
повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях
Педагогическое наблюдение
Тест «Кто Я?»
2. Критерии и показатели развития личности учащихся
Развитие интеллектуально познавательной деятельности
развитие познавательных процессов личности
уровень познавательной активности
уровень личностных достижений
овладение исследовательскими навыками
широта кругозора
Физическое развитие
состояние здоровья
показатели физического развития
работоспособность
овладение культурой здорового образа жизни
Анализ медицинский показателей, наличия пропусков по болезни
Участие в пропагандистских мероприятиях
Эмоциональное развитие
развитие умений чувствовать и эмоционально переживать
умение управлять своими эмоциями
умение влиять на эмоциональное состояние окружающих людей
Педагогическое наблюдение
Методика на определение уровня толерантности
3. Критерии и показатели обученности школьников
Освоение образовательных
программ
полнота освоения программного материала
владение знаниями, умениями, навыками на уровне не ниже, чем установлено в государственных образовательных стандартах
наличие опыта учебной деятельности
положительная динамика интереса к познанию и самообразованию
Анализ успеваемости
Анализ выполнения контрольных работ
4. Критерии и показатели развития школьного коллектива
Развитие основных компонентов
школьной культуры
нравственно-правовая культура
организационная культура
эстетика пространственной среды
культура аналитической деятельности
степень вовлеченности субъектов жизнедеятельности школы (педагогов, родителей, учащихся) в планировании, организации и подведении итогов совместной деятельности
гармоничность межличностных отношений
степень взаимного доверия
обмен творческими идеями
ценностно-ориентационное единство коллектива
профессиональная организованность сообщества
Методика определения становления коллектива и микроклимата в коллективе
Список литературы:
Алоева, М.А. Классные часы в 5-7-х классах.;Ростов на- Дону;Феникс, 2007.
Алоева М.А. Классные часы и родительские собрания; Ростов-на-Дону, Феникс,2005