Программа воспитания и социализации учащихся «Вместе весело шагать» для учащихся 1 -4 классов
Программа воспитания и социализации учащихся «Вместе весело шагать» для учащихся 1 -4 классов
Данная программа приемлема для каждодневной
учебно-воспитательной деятельности, все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Основные принципы полностью согласуются с базовыми
принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счёт её собственной активности, ориентация на субъект – субъективное взаимодействие, принципами непрерывности, гуманизации, индивидуализации, единство требований в воспитании, учёт интереса и потребностей учащихся и их родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений
и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
В это период ребёнок проходит сложный путь от новичка
первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированным в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.
Под влиянием образовательно-воспитательного процесса в
начальной школе развитие ребёнка выходит на новый уровень. В первую очередь, интенсивно и в самых разных направлениях развивается познавательный интерес. Однако темп развития ребёнка в большей степени определяются особенностями воспитания детей, принятыми конкретным учителем. Ребёнок приходит в школу с огромным стремлением познавать всё новое, и воспитание, методы обучения и оценки успехов учащихся во многом определяют, разовьётся этот интерес в дальнейшем или нет. В это время у детей окончательно формируются склонности и задатки к отдельным видам искусства и областям знания. Поэтому воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не только на получение знаний опосредованно, от учителей или родителей, но и на формирование ряда умений, необходимых для самостоятельного обучения и работы с разными учебными материалами.
Основой для современной организации воспитательной работы с
детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка. Составляющая общих целей - освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение учащихся жить в окружающем их мире. Документ «Наша новая школа», утверждённый президентом РФ, отмечает главные задачи современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определён современный национальный воспитательный идеал.
Современный национальный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Наиболее адекватной формой организации внеучебного
пространства в исследовательском, поисковом режиме является проектная деятельность.
Проектная деятельность была выбрана по нескольким причинам:
помогает лучше организовать целенаправленное сотрудничество по воспитанию будущего поколения через активную, творческую деятельность;
воспитательные возможности проектов достаточно широки, каждый проект позволяет увидеть в привычном что-то новое, рассмотреть объект исследования через другие призмы зрения.
Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. В настоящее время, проблема взаимодействия человека, воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В
развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с окружающим миром большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.
Данная программа развивает искренний интерес ребёнка к
окружающему миру, учит свободно и сознательно постигать его законы. Считаю, что окружающая среда является важнейшим педагогическим средством воспитания личности, а формирование у ребёнка культуры – одним из путей развития школьников. Процесс формирования сознания должен охватить все возрастные группы учеников, поэтому программа рассчитана на 4 года, с сентября 2012 года по май 2016 года.
В Программе отражены тенденции развития воспитательной
системы школы. Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле. Счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Воспитательная программа «Вместе весело шагать» рассчитана на
четыре учебных года (2012 - 2013 учебный год (1 класс), 2013 - 2014 учебный год (2 класс), 2014 - 2015 учебный год (3 класс), 2015-2016 учебный год (4 класс)). Программа составлена в соответствии с особенностями классного коллектива и общешкольной воспитательной системой.
Педагогическая целесообразность
Данная программа приемлема для каждодневной
учебно-воспитательной деятельности, все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Основные принципы полностью согласуются с базовыми
принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счёт её собственной активности, ориентация на субъект – субъективное взаимодействие, принципами непрерывности, гуманизации, индивидуализации, единство требований в воспитании, учёт интереса и потребностей учащихся и их родителей.
Воспитательная система класса – это способ организации
жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Отличительной особенностью программы является то, что
коллектив приобретает способность к самосовершенствованию, выработке социального поведения, установлению прочных дружеских межличностных отношений в процессе собственной жизнедеятельности, коллектив движется вперёд за счёт развития и роста каждой личности.
Воспитательная работа ведётся таким образом, чтобы каждый
учащийся опробовал свои силы в разнообразной деятельности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для развития нравственной, гармоничной,
физически здоровой личности каждого ребёнка, способной к творчеству, формирование экологической культуры школьников.
создание условий для личностного раскрытия каждого ребенка и преодоления психологических барьеров;
формирование у учащихся научного экологического мировоззрения и привитие необходимых практических навыков и умений поведения в природе;
развитие творческой и социальной активности;
поиск инновационных форм воспитательной деятельности;
формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
вовлечение учащихся в яркий мир игр, соревнований, праздников, развлечений;
сплочение учащихся средствами досуговой деятельности.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа создана для учеников начальной школы.
1 ступень – 1 класс
2 ступень – 2 класс
3 ступень – 3 класс
4 ступень – 4 класс
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Принципы построения воспитательной работы
Принцип открытости
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с
классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учётом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела
Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным
результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: Что будет, если…», им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности
Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу,
переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования и т. д. Всё это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребёнка.
Принципы свободы участия
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии,
необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребёнка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Принцип обратной связи
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно
заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип успешности
Принцип успешности определяет самочувствие человека, его
отношение к окружающим его людям, окружающему миру.
Принцип системности
Только через системный подход к организации
жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Ступени развития коллектива класса
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа
взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединённых целями совместной общественно-полезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во – первых, он является объектом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов и т. д.); во – вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное явление, которое подчиняется особым социально – педагогическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально – педагогический организм, требующий индивидуального подхода.
2.3. Этапы формирования коллектива
1 – я ступень – «Песчаная россыпь»
Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет
стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей.
2 – я ступень - «Мягкая глина»
На этой ступени развития коллектива отношения в основном
доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь.
3– я ступень - «Мерцающий маяк»
В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать
друг другу, дружить. Но желание – это ещё не всё. Встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в классе, но и в школе. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех.
4 – я ступень - «Алый парус»
У большинства членов класса проявляется чувство гордости за
коллектив: все переживают, когда кого-то постигает неудача. Группа интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, и иногда его члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа является сплочённой, она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда ей хватает мужества признать свои ошибки сразу, отстаивать свои интересы, но это положение может быть исправлено.
В 1 класс дети приходят из разных дошкольных образовательных
учреждений, кто-то воспитывался дома и не посещал детский сад, перед нами пример первой ступени становления коллектива «Песчаная россыпь» На данной стадии перед нами стоит цель установить доброжелательные отношения между одноклассниками, быть внимательными друг к другу, приходить на помощь в сложной ситуации. Авторитетным лидером на данном этапе является классный руководитель. Командира класса назначает учитель, его функции пока формальны. Учитель предлагает традиции коллектива, он же следит за их исполнением.
Ко 2 классу коллектив школьников должен перейти на вторую ступень
развития классного коллектива «Мягкая глина» В этом году обучения перед нами стоят цели; ещё более сплотить коллектив, воспитывая уважение друг к другу, проявляя взаимовыручку, взаимопомощь. На данном этапе выбор командира класса проводится совместным решением классного руководителя и членами коллектива. Но функции организатора остаются за классным руководителем. Наблюдается совместное следование традициям коллектива.
3 класс – третья ступень «Мерцающий маяк» В коллективе дети с
желанием трудятся сообща, помогают друг другу, дружат. Командира класса выбирают голосованием. Распределяются поручения между остальными членами коллектива. Учащиеся самостоятельно соблюдают традиции класса. За учителем остаётся контролирующая функция.
Итогом начального звена (4 класс), является достижение четвёртой
ступени «Алый парус» У большинства детей сформировано чувство гордости за свой коллектив, появляется интерес к делам и жизни других классных коллективов. Система самоуправления организована по образцу предыдущей ступени, но с большей самостоятельностью, самоконтролем. Учитель помогает признать ошибки допущенные детьми, помогает в организации при решении сложных дел.
2.4. Перспективный план развития классного коллектива
Название этапа развития
Цели
Функции учащихся
Функции классного руководителя
Примечание
1 – я
ступень – «Песчаная россыпь»
1 класс
Установить доброжелательные отношения между одноклассниками, быть внимательными друг к другу, приходить на помощь в сложной ситуации.
Капитан – формальный лидер.
Выполняют работу организованную учителем.
Авторитетный лидер.
Организует работу, контролирует.
Учитель предлагает традиции коллектива, он же следит за их исполнением.
2 – я ступень - «Мягкая глина»
2 класс
Сплотить коллектив, воспитывая, уважение друг к другу, проявляя взаимовыручку, взаимопомощь.
Выбор командира класса проводится совместным решением классного руководителя и членами коллектива.
Является главным организатором деятельности.
Наблюдается совместное следование традициям коллектива.
3– я ступень - «Мерцающий маяк»
3 класс
Продолжить сплочение коллектива. Дать каждому члену коллектива ответственное поручение. Развивать самоконтроль.
Командира класса выбирают голосованием. Распределяются поручения между остальными членами коллектива.
За учителем остаётся контролирующая функция. А также основные предложения, дела, выбор направления деятельности.
Учащиеся самостоятельно соблюдают традиции класса.
4 – я ступень - «Алый парус»
4 класс
Сформировать чувство гордости за свой коллектив. Проявлять интерес к делам жизни других классных коллективов.
Система самоуправления организована по образцу предыдущей ступени, но с большей самостоятельностью, самоконтролем.
Учитель помогает признать ошибки допущенные детьми, помогает в организации при решении сложных дел.
системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе
является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Надёжным результатом творческих дел является позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление.
2.5. Самоуправление.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные
поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.
Организуют и проводят зарядку, помогают в подготовке и проведении
спортивных мероприятий, готовят призы к спортивным праздникам.
Министерство законности и порядка:
Организуют дежурство по классу и школе, изучают отношения ребят к
выполнению своих обязанностей.
Система поддержки и развитие неуспевающих обучающихся, с привлечением сверстников.
С третьего класса в обязанности министерства образования входит
помощь в усвоении учебного материала одноклассникам. Данная работа вводится постепенно, поэтапно:
1 этап: Совместное посещение библиотек, с целью подбора материалов
по заданиям.
2 этап: Помощь в выполнении работ над ошибками.
3 этап: Индивидуальное объяснение трудных тем.
На каждом этапе необходим контроль учителя
2.6. Воспитательное пространство
Программа представляет расширение воспитательного пространства
В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает
со всеми организациями и учреждениями села, а также с представителями общественности и может быть представлена схемой.
Культурно - досуговый центр
Школа искусств
Наш класс
Центральная и школьная библиотеки
Детский сад
2.7. Формы и методы работы
Выбор форм и методов обусловлен рядом факторов: целевой установкой,
спецификой содержания, уровнем развития и подготовки детей, ресурсного обеспечения. Позиция творческого подхода предлагает реализацию активных форм деятельности:
Познавательной,
Игровой,
Творческой, проектной,
Коммуникативной.
2.8. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.
2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
4. Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
5. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
9. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
10. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
11. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
2.9. Культура воспитания личности
Под культурой воспитания понимается качество личности, включающее
в себя следующие компоненты:
интерес к природе;
знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека
на природу;
чувства эстетические и нравственные;
позитивная деятельность и поведение в природе;
мотивы деятельности (патриотические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические и др.)
2.10. Принципы организации воспитания
В основе воспитания лежат общепедагогические и специфические принципы:
целенаправленность;
взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем
связь с жизнью;
системность в воспитании;
единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению;
2.11. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с
родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся таблице, которые предлагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещенности конкретного родительского коллектива.
Основные направления работы с семьёй
Формы работы с семьёй
Психолого-педагогическое просвещение родителей
родительские университеты
индивидуальные тематические консультации
тренинги
конференции
родительские собрания
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
дни творчества
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса
шефская помощь
участие в управлении учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в совете школы
участие родителей класса в работе родительского комитета
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие
обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
2.12. Содержание деятельности по семейному воспитанию
Цель: обеспечение координации совместных усилий семь и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной среды.
Обеспечение гармонии взаимоотношений семь и школы.
2.13 Планируемые результаты реализации Программы
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы улучшение состояния здоровья детей; осознание норм социального поведения, повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления; снижение уровня конфликтности; участие родителей в учебно-воспитательном процессе. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Конкретные ожидаемые результаты развития и воспитания учащихся будут исходить из задач по каждому направлению воспитательной деятельности. Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться;
Любящий родной край и свою страну;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
Умеющий высказать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Портрет выпускника начальной школы
Содержание воспитательной цели программы воплощено в портрете ученика, составленной по акцентам развития.
Духовно-
нравственная
Познава-
тельная
Коммуни-
кативная
Эстети-
ческая
Трудовая
Физичес-
кая
Обладание такими качествами, как любовь к матери, семье, дому, своей Родине; доброта, внимание к окружающим людям, честность, отзывчивость, уважительное отношение к представителям других наций и народностей
Знания, укмения, навыки, соответствующие психолого- физиологической характеритстике конкретного ученика и требованиям учебных стандартов; познавательный интерес к окружающему миру, истории и культуре своей Родины
Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со взрослыми, понимание ценности дружбы со сверстниками; умение управлять своим поведением и чувствами, владение основными навыками этикета; соотнесение своих поступков с этническими, социально-ценностными нормами
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, стремление беречь, защищать природу. Приобщение к миру искусства края, знание творчества родных поэтов, писателей, художников
Желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям; самообслуживание; наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи
Желание укреплять своё здоровье, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями, соблюдение правил личной гигиены; знание народных игр и умение их организовать
3.2. Критерии и показатели результативности
Критерии
Показатели
1.Уровень сформированности коллектива
1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2.Развитость самоуправления.
3.Сформированность совместной деятельности.
2.Нравственная развитость учащихся
1. Сформированность основных нравственных качеств личности детей.
2.Социальная активность учащихся.
3.Удовлетворённость жизнедеятельностью класса
1.Степень удовлётворённости родителей.
2. Степень удовлётворённости учащихся.
4.Уровень воспитанности
1.Отношение к обществу.
2. Отношение к умственному труду.
3. Отношение к физическому труду.
4. Отношение к людям.
5. Отношение к себе.
3.3. Индикаторы программы «Мир вокруг нас»
№
п/п
Целевой индикатор
Единица измерения
Значение индикатора
1 ступень
2
ступень
3
ступень
4
ступень
1
Микроклимат класса
Коэффициент сплочённости класса
2
Удовлетворённость родителей и детей воспитательным процессом в классе
Проценты от общего числа воспитанников
3
Уровень воспитанности каждого учащегося класса в целом
Проценты от общего числа воспитанников
4
Участие воспитанников в массовых мероприятиях класса, школы, города
Единицы (человек)
5
Занятие призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т. д. воспитательной направленности
Единицы (человек)
3.4. Методики контроля достижений учащихся:
Диагностические методики изучения детского коллектива.
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.
Социометрия.
Исследование особенностей личности:
общие сведения;
способности;
самооценка;
темперамент;
уровень воспитанности.
Исследование межличностных отношений:
социально-психологический климат в классе;
социометрия.
3.5. Обеспечение и механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
Конституция РФ;
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Программа воспитания и социализации учащихся МОУ СОШ Лермонтовского с/п
3.6. Организация и контроль выполнения программы
Организуют контроль за реализацией программы:
Директор школы,
Зам. директора по воспитательной работе,
Родительский комитет класса.
4. ГЛОССАРИЙ
Воспитание – целенаправленное управление процессами развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий (Х.И. Лейметс). Воспитание осуществляется в различных социальных системах: в семье, в детских общественных объединениях, религиозных, спортивных организациях, в системе образования.
Воспитательная система – целостность взаимосвязанных компонентов разворачивающихся во времени и пространстве: исходной концепции, деятельности; субъектов деятельности; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы. Основная её цель – личностное развитие школьников (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.)
Воспитательная программа – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграции которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного общества.
Диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
Интеллектуальное развитие – активное и своевременное раскрытие умственных способностей ребёнка, направленное на воспитание личностных качеств человека, способствующих достижению успеха.
Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которой с индивидом происходит становление личности, её мировосприятия.
Принципы воспитания – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций (А.В.Мудрик).
Развитие личности – процесс качественных изменений индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие обусловлено природными факторами: внешними (климат, ландшафт и др.) и внутренними (генотип индивида). Развитие обусловлено социальными факторами: внешними (государство, этнос, культура, семья, воспитательные организации и др.)и внутренними (собственный социально-психологический опыт индивида). Естественный характер развития определяется стихийным влиянием вышеназванных факторов. Искусственный характер определяется возможностью управлять развитием через создание благоприятных условий.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Сотрудничество – взаимодействие взрослых и детей, при котором удовлетворяются обоюдные интересы. При соблюдении примерного паритета.
Сотворчество – способ выражения результатов совместной деятельности и отдачи, кА сила и стимул для поиска гармонии жизни человека, как источник радости и вдохновения.
Содружество – межличностные отношения людей, построенное на общности интересов и потребностей, кодекс дружбы.
Ценностные ориентации – устремление личности, выражающиеся в предпочтении определённых ценностей и построении на их основе способов поведения.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акутина С.П. О направлениях работы классного руководителя с семьёй// Классный руководитель. №1. 2007.
Белорукова Е.М.Структура, содержание и технология проектирования образовательной программы школы: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
Вакуленко Ю.А. семейные праздники в воспитании школьников. – Волгоград:Учитель, 2008.
Жиренко О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. - Москва: - «ВАКО», 2006.
Материалы краевой научно-практической конференции «Классный руководитель –ключевое звено в общей системе воспитания образовательного учреждения: материалы краевой научно-практической конференции 30. 11. 2006// Сборник. – Барнаул: АКИПКРО, 2007.
Персидская И.В. Классные часы в 1- 4 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.
6. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
Российский общеобразовательный портал.
http://school.edu.ru
- портал создан при поддержке ряда организаций (ГосНИИ ИТТ Информика», «Институт новых технологий образования», Издательство «Просвещение», Российская академия образования и др.). Представлены официальные документы о среднем образовании, база данных учреждений образования, каталог образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Российское образование. Федеральный портал.
http://www.edu.ru
- содержит разделы: Образовательные порталы, О Российском образовании, Модернизация образования, Государственные образовательные стандарты, Учреждения системы образования, Нормативные документы, Законодательство, Гранты, Образовательная статистика, Образовательные сайты,
Проект Федерации Интернет образования «Учитель.ru»
http://teacher.fio.ru
- сайт создан для того, чтобы обеспечить взаимодействие работников образования, использующих интернет-технологии в учебном процессе, и нацелен на обмен опытом и решение различных проблем современной школы. Содержит различные документы по образованию, новости образования, вопросы Интернет-образования, форумы, консультации юриста и др. Архив полезных материалов по предметам школьной программы; статьи и планы, интернет-ссылки по предметам от сетевого объединения методистов. Содержит присылаемые педагогами методические разработки.
Духовно-нравственное воспитание и образование.
http://www.moral-educ.narod.ru/
Материал для бесед, нравственных классных часов.
Сеть творческих учителей.
http://www.it.ru
Разнообразные по содержанию, структуре, тематике презентации, разработки уроков, сценарии праздников.
Открытый класс.
http://www.openclass.ru
Презентации и сценарии праздников, разработки уроков, комментарии, мастер-классы.
- информационно-методический образовательный сайт для учителей, администраторов и учащихся школ.Содержит массу материалов для школ.
Сайт газеты 1 сентября.
http://www.1september.ru
- сервер объединения педагогических изданий «Первое сентября». На сервере представлены электронные версии газеты «первое сентября» и её 18 приложений по всем основным школьным предметам, а также такие приложения как «Школьный психолог», «Дошкольное воспитание» и др. На сервере учителям предлагаются разнообразные методические разработки, учебники, материалы для проведения уроков и домашнего чтения.
Сайт «Учительской газеты»
http://www.ug.ru
- на сервере «Учительской газеты» представлена электронная версия газеты, новостная информация о проведении конкурса «Учитель года». Представлена подборка материалов по образованию в Интернет. На сервере имеется поисковая система по российскому образованию, представленному в Интернет.