В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.
Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.
Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах насильственных методов семейного воспитания. Рассмотреть законы преодоления детской агрессии.
3. Договориться о путях, средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
Форма проведения: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
Оборудуется рабочее место для экспертов ( стол, стулья, подробные результаты анкетирования, памятки родителям, ручки, карандаши, бумага для записей.)
Продолжительность: 1 час
Подготовительный этап:
За неделю раздать приглашения родителям в виде открытки с темой родительского собрания
Беседа классного руководителя с детьми на тему: «Кто для нас наши родители?»
Провести анкетирование родителей
Обобщить результаты анкетирования
Ход собрания
1 Вступительное слово классного руководителя (представление гостей)- (5мин.)
Добрый день, дорогие родители. Сегодня мы здесь собрались, чтобы обсудить проблему детского воспитания. На нашем собрании будет присутствовать школьный психолог, что бы провести анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности отношения родителей к детям
2 Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи ( 5- 7 мин.)
Обсуждение и анализ результатов анкетирования, выступление школьного психолога.
Предварительное анкетирование учащихся (аналитическая справка): Если Вы наказываете, то как? Если Вы поощряете, то как?
3 Выступление по теме: специалист или классный руководитель.
Ребёнок – человек! Это маленький Человек нуждается не в окрике и в наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.
Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослых. Но дети учатся у нас поведению манерам общения кричат, если мы грубим, бывают жестоки, если мы это демонстрируем.
Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей воспитывается только добром.
Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием. Но ведь наказанное дитя – это страдающее дитя. И мимо этого наказания нельзя проходить равнодушно. Надо помочь ребёнку, ведь неопытность и беспомощность являются составляющей его сущности.
Ребёнку надо помочь намного раньше, т. Е. до наказания, чтобы он мог избежать его. Но этого, как правило, не делают. Почему же этим пренебрегают?
Родители ссылаются на дефицит времени, на собственное «незнание и «непонимание» и в результате « преуспевают» в недостатке любви.
Конечно, куда легче произвести на свет ребёнка, нежели его воспитать, но большинство родителей начинает это понимать слишком поздно.
Родители не всегда с пониманием относятся к душевным переживаниям ребёнка, многое упускают, многое истолковывают в ложном свете.
Вот почему наказание является как бы сигналом тревоги для самих родителей о том, что есть такие промахи и ошибки, которые не должны иметь места.
Потому что наказание – это репрессия; оно означает, что детская душа бунтует и что родители стремятся подавить этот бунт.
Воспитание наказанием – это несчастное воспитание, это постоянно тлеющая борьба, это тайная гражданская война в семье. Остаётся только один вопрос: кто несчастнее- наказуемый или наказующий ? Конечно же, несчастнее наказуемый, так как он неопытен и беспомощен.
И родители, понимая свою беспомощность, начинают наказывать своего ребёнка. И это наказание рассматривается как запоздалая помощь, а поэтому имеет своё оправдание. Эта идея «расплаты», «компенсация за недовольство»- древнеримская идея, и она лишена любви.
Ещё печальнее результаты наказания, если воспитатель ставит перед собой задачу ЗАПУГАТЬ ребёнка. Это особенно касается физического насилия.
Существуют два различных, если не сказать противоположных, способа воспитания: СОЮЗ С ДОБРЫМИ ЗАДАТКАМИ РЕБЁНКА и
ВОЙНА С ДУРНЫМИ НАКЛОННОСТЯМИ.
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.»).
У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т.д. Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляемся в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин.)
-За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?
- Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?
- Как обойтись без унижающих наказаний?
-Если наказывать, то как?
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если: - оно следует немедленно за проступком; - объяснено ребёнку; - оно суровое, но не жестокое; - оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.
Анализ успеваемости класса классным руководителем
Представление родителям анализа успеваемости учащихся класса. Положительные, отрицательные положения в классе, разрешение проблемных ситуаций. Поиск и решение проблем.
Заключительная часть
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания: 1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка. 2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. 3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. 4. Умейте принимать ребёнка и любить его таким, каков он есть. 5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. 6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
7.Не предъявляйте ребёнку непосильных требований.
8.Не действуйте сгоряча.
9.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было вести себя неправильно.
10.Подумайте, в чём трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?
Литература
1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания М,,ВАКО,,2004
2.Долгих Г.В. Классный час. Праздник « Семейные традиции» // Классный руководитель.-2001 №2
3.Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе Волгоград Учитель 2007
4. С. Михалков. Собр. соч. в 3-х томах. Стихи и сказки .Издательство "Детская литература", Москва, 1970