ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
ПО ТЕМЕ:
«ЖИТЬ В ГАРМОНИИ»
Подготовила и провела
классный руководитель
4 а класса
Уварова Е.А.
2014 год
Цель:
способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности учеников; помочь уч-ся понять, что люди неоднозначны; получить информацию об индивидуальных особенностях членов классного коллектива.
Задачи:
1. Показать ученикам, что каждому человеку необходимо переживать принадлежность к чему-то большему, чем он сам, стремиться к гармоничным отношениям ко всему окружающему миру, к себе, к людям.
2. Познакомить учащихся с понятием гармония, лексическим значением слова, ознакомить с «правилами счастья».
3. Достижение внутригруппового сплочения.
4. Осмысление своего персонального «я» как части общего «мы».
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Развивать творческое самовыражение учащихся.
ПЛАН.
-Здравствуйте, ребята. Чтобы продуктивно поработать, давайте с вами прислушаемся друг к другу и настроимся на одинаковый ритм. Вам необходимо повторить за мной хлопки (выполняется упражнение 2 раза).
А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пусть ваши глаза скажут что-то приятное (выполнение упражнения).
- Что вы чувствуете, глядя на эти фотографии? Слайд 1. (Восхищение, восторг, спокойствие, удивление от увиденной красоты).
«Красота спасёт мир» - сказал Достоевский. Давайте разберёмся и поймём слово «красота».
- Что вы, ребята, представляете, когда слышите это слово? (ответы детей). Красота - это радость нашей жизни. Она побуждает к добру, милосердию, к нравственной чистоте и гармонии с окружающим миром. Тесно взаимодействуя с красотой, формируется человек гуманный, с прекрасной и творческой душой. И сегодня мы с вами попытаемся распахнуть свою душу и увидеть красоту как гармонию с разных сторон. Наш классный час так и называется «Давайте будем жить в гармонии во всём». (Слайд 2).
(Слайд 3). -Мне кажется, что красота окружает человека постоянно. В первую очередь надо всмотреться в природу: красивы высокие горы и голубые моря, красивы леса и луга.
- Но что составляет их красоту? (ответы детей). Прекрасно и неповторимо каждое отдельное дерево, каждая его веточка, листок, травинка и цветочек под ним. Красивы по - своему и тигр, и царь зверей лев, но также прекрасны и все другие создания природы. Природой восхищались русские поэты:
(Слайд 3).
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык, - писал Ф.И. Тютчев.
-Красота для него- в бесконечном движении, во внутренней музыке мира, в согласии мировых сил.
Но красота – это не только природа, но и человек. (слайд 4)
- В чем же красота человеческая? (ответы детей).
У Н. Заболоцкого есть стихотворение «Некрасивая девочка». Прослушаем это стих – е. (Слайд 5)
-Почему некрасивость девочки становится незаметной? (Она радуется чужой радости, ее чувства настолько сильны, что изменяют внешность). «Младенческая грация души» и есть то единство внешнего и внутреннего, тот внутренний огонь, который переплавит любые страдания в радость. И потому Н. Заболоцкий делает вывод:
А если это так, то что есть красота (по слайду 5)
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Так что это значит? (ответы детей) (слайд 5).
Да, это значит, что красота - внутри, в жизни человеческих чувств, в их силе и напряженности.
- Но, оказывается, красота не только в человеческой личности и в природе. Она - в поэтическом слове о них. (Слайд 6 в музыкальном сопровождении). Красота поэзии - в созвучии слов, в оригинальности образов. Всё это заражает настроением поэта, заставляет почувствовать единство и полноту жизни.
Ученик: (РОМАНЕНКО)
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
- А как вы думаете, а в чём красота музыки? (в созвучии звуков). Что вы ощущаете, слушая данную мелодию? (ответы детей).
- Кто знает, кто автор этой мелодии? (Вагнер Рихард (1813 - 1883) - великий немецкий композитор).
Ученик: (Петренко)
- Вагнер, Вильгельм Рихард выдающийся немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель и театральный деятель. Родился 22 мая 181 3 в Лейпциге в чиновничьей семье. Занятия музыкой начал с 15 лет.
- На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всем: во внешности, в душе, в природе, в слове.
Подготовленные ученики читают стих – е. (Слайд 6 в музыкальном сопровождении).
Гармония Природы и Вселенной. (Бареева)
Живая книга Мудрости полна …
Но кто же может, в нашей жизни бренной,
Прочесть в Пространстве нужные слова?
И сколько лет, веков и поколений (Балашова)
Мечтой творят Великие дела,
И сколько было взлетов и падений,
И откровений, в поисках КЛЮЧА!
И Свет и Тень, и День и Ночь… (Тимофеева)
Ты можешь сам себе помочь
Избрав свой Путь, прожив свой век,
Как ЧЕЛОВЕК. ТЫ – ЧЕЛОВЕК!
-Как вы понимаете слово гармония? (ответы детей).
-Каково же лексическое значение такого интересного слова ГАРМОНИЯ? (Слайд 7).
Ударение: гармо́ния
1.Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.).
2.Стройность звучания; благозвучие; созвучие.
3.Греч. harmonia - связь - стройность, соразмерность),соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии – организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.
-Какие вы можете подобрать синонимы и антонимы к этому слову? (Слайд 8).
Синонимы – связь, строй, лад, слаженность, соразмерность, стройность.
Антонимы – дисгармония, неблагозвучие, беспорядок, хаос.
- Я вам хочу пожелать, чтобы рядом с вами всегда были только синонимы этого слова!
- Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок:
Поговорки!
Все хорошо и прекрасно в гармонии, в соответствии с самим собой.
Тайная гармония лучше явной.
Все прекрасное так же трудно, как и редко.
Пословицы!
-И сейчас мы с вами создадим свою гармонию. Отгадайте загадку:
(слайд 10).
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (РОЗА).
Ученик: (Ажгельдиев).
РОЗА — самый популярный цветочный символ, эмблема весны, красоты и любви. Бутон розы является символом девственности, а увядший цветок — кратковременности земных благ.
Если красная роза означает милость, духовность, очищение и освобождение от грехов, мученичество, то белая — чистоту, добродетель, девственность и любовь к Богу. Роза — символ тайны и молчания. Роза, помимо прочего, также служит источником вдохновения.
Изготовление розочек из салфеток под музыкальное сопровождение. (Слайд 11).
-Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать счастливым? (ответы).
(Слайд 12). Для того чтобы стать счастливым, человеку необходимо научиться жить в гармонии с внешним миром, самим собой, найти идеальный баланс между своим внутренним и внешним выражением. Научиться жить в гармонии с собой непросто. Это серьезная работа над своими привычками и своими недостатками, а значит, потребует определенных затрат.
-Послушайте несколько советов, если вы хотите жить в гармонии.
1) Оставлять за собой право на ошибку. Запомните, что всем людям свойственно ошибаться и вы не исключение. (Слайд 13).
2). Всячески подбадривать сами себя и относиться к себе с уважением. (Слайд 14).
3)Не ругать себя за прошлые неудачи и ошибки. В конце концов, прошлое – это всего лишь прошлое, а вы живете в настоящем. (Слайд 15).
4).Самим заботиться о себе. Так же позволяйте себе отдохнуть, расслабиться. Потакайте своим маленьким желаниям и слабостям. (Слайд 16).
5)Не принимать слишком близко к сердцу критику. У всех людей свое мнение и оно имеет право на существование. (Слайд 17).
Самое главное: Делайте больше добра себе, своим близким и окружающим. В вашей жизни не должно быть места грубости, зависти. Проявляйте больше терпимости: даже на грубость отвечайте добром. (Слайд 18-19).
-На уроках ИЗО мы рисовали рисунки на тему: «Мир, который нужен мне». Посмотрите, какое прекрасное видение мира на ваших рисунках! Это могли создать творцы с чистой, доброй и красивой душой,
поэтому, можно сказать, что красота мира начинается…(вопрос детям) с красоты души.
-Гармония мира начинается с гармонии души. (Слайд 20).
Дети исполняют песню «Мир, который нужен мне». (Слайд 21).
-Созданная вами красота и гармония пусть напоминают о нашей доброй встрече.
-Спасибо, ребята, за совместную работу.