Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Спешите делать добро!"»
Конспект внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию
«Спешите делать добро» (5 класс)
Цель:
1Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
2.Формировать нравственные качества личности школьника.
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- формировать умение видеть красоту в простом и обыденном;
- учить умению дарить тепло и доброту;
- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
- воспитывать доброту, вежливость, внимание и дружбу, умение дорожить близкими людьми.
Методы проведения:
- поисковые;
- дискуссионные;
- игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Ход работы
Учитель:
- Добрый день, ребята!
- Добрый день, наши дорогие родители, гости!
- Сегодня мы с вами поговорим об очень важной теме…
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Теплота и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
Доброта…. Что означает это слово?
(Звучат высказывания детей)
- Это все хорошее, доброе, красивое.
- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
- Добрый человек любит природу и бережёт её.
- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми
Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
Учитель: Ребята, а пословицы о доброте вы знаете?
Пословицы о доброте
В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение.
Добрый человек несет мир.
Сделаешь добро, добро найдешь.
Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.
Добро и собака не забывает.
Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи
Доброта рождает доброту.
Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела
Худо жить без ласкового слова.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрые дела красят человека.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Молодцы! Как вы много знаете пословиц о доброте.
Учитель: Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нём человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Игра « Комплимент».
- Сейчас мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках мячик. Я передаю его стоящему рядом. При этом я называю его по имени и говорю что – то приятное ( комплимент), следующий должен сделать то же самое.
Учитель: Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что - то приятное. Нужно всегда так поступать в жизни.
По дорогам сказок…
А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно из мешочка вытащить карточку с описанием героя и постараться догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого владельца кукол и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Это герой лечил зверей и птиц, спасал больных зверей (Айболит)
3. Эта девочка оказалась сильнее злой королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала волшебный цветок, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из « Цветик- семицветик» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать богатым, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
-А каких героев вы еще знаете?
-Чем же общего во всех этих героях (помогают общему делу, мешают злому).
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
2.Музыкальная пауза. Дети исполняют хором песню «Если добрый ты…»
-Ребята, а сейчас давайте вспомним стихи о вежливости и доброте.
Дети читают стихи.
1. Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
2. Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
3. А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ребята, а ведь и мы с вами были участниками многих полезных и интересных дел
Ведущий 1. Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.
Ты улыбкой, как солнышко брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Ведущий 2. А я знаю кто самый добрый человек на свете! Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь догадаться, ком же пойдет речь.
4. В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты?
Приживаются цветы
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
Учитель: Как хорошо, когда в доме, в школе на ваших лицах много доброты, но если существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Мне хочется предложить послушать
стихотворение Федора Абрамова «Щенок».
Брошенный, он шел туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему не кто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
И сейчас, за ломтик хлеба
Он отдал пол жизни
Жизнь - за руку, давшую его!
Вдруг вскочил….
И счастьем и морозом
Задохнулся, взвихривая с ног
То ему, ему призывно кто - то свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пёс бежит по снегу прямиком
И … летит, отброшенный тяжёлым,
Кованным кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
(футболист, как видно, был мастак…)
Ты привыкни, маленький калека.
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так…
В разговоре этот самый парень
Как - то о знакомом он сказал:
«Разве человек он?
Пёс, собака! Я б его иначе не назвал…»
- Как можно назвать поступок этого человека? (высказывания детей)
- Какой это мальчик? (высказывание детей)
- А что есть зло? (высказывание детей)
- Конечно, нельзя причинять страдания ни одному живому существу на нашей земле, ни людям, ни животным. Не достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу надоевших кошек и собак, обрекая их на голод и холод, и те люди, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших и обижают младших.
-Ведущий 1.
Кто любит собак или прочих животных
Серьёзных котят
И щенков беззаботных.
Кто может любить козла и осла –
Тот людям вовеки
Не сделает зла
Учитель: Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым.
- Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)
- А вежливые слова вы знаете?
Игра «Вежливые слова».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить….(спасибо)
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко…(здравствуйте) скажите.
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь,
Разомкнуть свои уста
И сказать…(пожалуйста)
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите,
Долго не тяните, а скажите…(извините)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
-И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Учитель- А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру. Вы будете вытаскивать из коробочки карточки с поступками и называть, что вежливо делать, а что -нет.
Игра “Вежливо — невежливо”.
• Поздороваться при встречи?
• Толкнуть и не извиниться?
• Помочь поднять упавшую вещь?
• Не снять шапку, когда заходишь в школу?
• Говорить “Спасибо” за подарок?
• Громко разговаривать на уроке?
• Поздороваться при встрече?
• Перебивать во время разговора?
• Обозвать обидным словом соседа?
• Извиниться за вынужденное опоздание?
• Уйти и не попрощаться?
• Помогать родителям?
• Не уступить место старшим в автобусе?
• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Учитель: Ребята, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни мне, ни вашим родителям, ни друзьям. Неприятно смотреть, когда друзья ссорятся, когда человек хвалит себя, зазнается.
Учитель- Ребята, а как вы думаете, как можно оценить поступок главного героя этого стихотворения Коли Гуляева? (звучат высказывания детей). Хочу напомнить, что нужно всегда во время просить извинения за обидные слова и поступки, е только в адрес друзей, но и других людей.
Не обижай никого никогда!
Если случилась такая беда-
Друга обидел- в глаза загляни
Тихо скажи: «Ты меня извини».
Ведущий- Ребята, а сейчас давайте послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят.
Частушки:
Про дела свои ребячьи
Пропоём мы вам в стихах
Все расскажем без утайки,
Все воскликните вы: « Ах!»
За меня ребята бьются,
Как драчливы петухи.
Написали бы мне лучше
Задушевные стихи.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут.
Я девчонка боевая
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Ох, частушки хороши,
Их поём от всей души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.
От души мы вам пропели
Школьные частушки.
Мы нисколько не устали –
Жалко ваши ушки
Учитель- Как же хорошо, что среди учеников нашего класса нет таких учеников!
Ведущий-
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека…
Учитель: Вы ещё дети, но я уверена, что впереди вас ждет много славных дел и хороших поступков. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит-смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.
- Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:
«ТВОРИ ДОБРО» (звучит песня, гости и дети поют песню хором)
А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.