В России сквернословят все. Мужчины и женщины, старики и дети, женатые и холостые, богатые и бедные. Сквернословят в автобусах, в автомобилях, в скверах, в магазинах, на рынках, возле памятников. Сквернословят политики, звёзды шоу бизнеса. Не сквернословят лишь грудные младенцы и лишь по одной причине- они просто не умеют говорить. Так что же это такое- сквернословие? Норма жизни?
Форма активизации | время | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Необходимое оборудование |
Приём «Ассоциации» | | Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы понимаете термин «сквернословие» | нецензурная брань; мат; плохие слова; жаргон; вульгаризмы | работа со словом, выделение корней сложного слова: скверный- плохой, слово. |
Целеполагание совместной деятельности | | Итак, посмотрите внимательно на доску на тему сегодняшнего разговора и ответьте мне, пожалуйста на вопрос: какие проблемы мы можем обсудить и возможно какие проблемы мы можем решить? Кроме этого мы выявим ваше отношение к скверным словам и сравним его с мнением взрослых и надеюсь сумеем совместно выработать меры по искоренению сквернословия | узнать что такое сквернословие, норма жизни или правонарушение; является ли сквернословие правонарушением ( подсказать обратить внимание на корни слова правонарушение) какие виды ответственности предусмотрены законами РФ за сквернословие | Надписи с магнитами, заменяю точку в предложении н ? а знак вопроса |
Решение проблемной ситуации | | Перед вами лист, разбитый на 2 колонки. Запишите в 1 графе 5 слов, которые вы относите к категории “нормальных”; во 2-й графе 5 слов из разряда “скверных”. ( пишут). А теперь я попрошу кого-нибудь из вас озвучить, то что у вас получилось. Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и “стушевались”, называя слова другой группы? | Учащиеся записывают 2 колонки слов затем учащиеся оглашают списки слов. Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную | Карточки заготовки, ручки |
Приём «ДА»- «Нет» открытая анкета | | Ребята, я думаю, что вы согласитесь ответить только честно на некоторые мои вопросы. Перед вами лежат таблички, при помощи которых вы можете выразить своё мнение, вам необходимо поднять одну из них. Если вы согласны, то табличку со словом «ДА», а если нет, то со словом «НЕТ» 1.Вы использовали хотя бы раз в своей речи нецензурные слова? 2.Чаще всего скверные слова звучат когда вы злитесь? 3. Вы можете детально выразить суть проблемы, используя нецензурные выражения? 4. Вы выражаете при помощи сквернословия свои эмоции? 5.Вы выражаете при помощи скверных слов отношение к ситуации? 6. Обычно окружающим нравится слышать нецензурную брань из ваших уст? 7. Мат помогает в решении проблемы? 8. Мат мешает решению проблемы? Кто из вас готов сделать первый вывод относительно темы нашего занятия? Для этого проанализируйте свои собственные ответы и ответы ваших товарищей на мои вопросы. Я даю вам «красную пасту» зачеркните, пожалуйста, лишнее слово в теме нашего сегодняшнего занятия. | Воспитанники выражают свое мнение, поднимая то одну табличку, то другую Воспитанник зачёркивает слово «НОРМА» в теме занятия | Карточки для ответов «да» «нет» Даются две красные полоски, которые должны перечеркнуть слово норма в названии темы занятия |
Анализ видеосюжета | | Ну а теперь, давайте посмотрим на экран и узнаем отношение взрослых к нецензурной брани итак, всем участникам нашего опроса мы задавали один и тот же вопрос «Как вы относитесь к сквернословию?» вопросы: сравните мнение взрослых с вашим мнением чем отличается позиция взрослых от вашей собственной
Сделайте вывод отличается ли позиция взрослых от вашей собственной позиции? | Осмысление точки зрения взрослых и сравнение со своей. Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять; Сквернословить нельзя, т.к это великий грех; Другие ответы
| Видеосюжет мнение взрослых и их отношение к сквернословию |
Работа с текстами законов КоАП и УК, решение правовых задач | | Давайте вернёмся к теме вы самостоятельно сделали сегодня первый правильный вывод, что сквернословие - это правонарушение. Большой словарь русского языка даёт такое толкование слова: «Мат- это неприличная, оскорбительная брань, сквернословие». Мат действительно оскорбляет человека, а значит, за его использование должно быть и наказание. Я предлагаю вам самостоятельно ответить на вопрос какие наказания предусмотрены административным кодексом и уголовным кодексом РФ за использование мата в своей речи. Сейчас вы получите выдержки из данных кодексов и ситуационные задачи. Представьте, что вы судьи, которые коллегиально в своей группе должны вынести приговор, людям использующим мат в своей речи. | РАБОТА В ГРУППАХ с элементами ролевой игры | Ст. 130 УК РФ Ст. 20.1 КоАП РФ, 2 ситуационные задачи, милицейская фуражка, мантия судьи раздать инструкцию к игре, включить музыку на время работы работа с темой урока: ведёт к административной и уголовной ответственности |
Административный кодекс РФ, Ст. 20.1 КоАП РФ,
| Уголовный кодекс РФ, Ст. 130 УК РФ |
решение задач озвучивание решения работа со схемой на доске( вывод о том, что сквернословие –это правонарушение, которое карается административным и уголовным кодексом РФ) добавление видов наказаний на доску |
Подведение итога занятия | | Итак, давайте подведём итоги нашей сегодняшней работы: Чему вы научились? Что нового узнали? К чему вы поменяли отношение внутри себя? Заключение. Чтение воспитателем стихотворения “Слова” (автор не известен). Есть слова пьянящие, как розы, Есть сухие, как степной ковыль, Есть слова, рождающие слёзы, – Горькие слова, слова – полынь. Словом можно душу искалечить, Словом можно раны исцелить, Тяжкий груз недобрых слов на плечи Берегитесь ближнему взвалить! Я смотрю на луг, в цветы одетый, Как прекрасен сочных трав покров! Научи нас, Бог, дарить букеты, Состоящие из мудрых, добрых слов! – Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов! И не нарушать законы! Ну а я на память о нашей сегодняшней встрече хотела бы подарить вам памятку и ручку, которые помогут вам избегать сквернословия в своей речи Спасибо всем за работу. | Ответы детей на вопросы, обобщающие полученные представления на занятии | На фоне музыки и презентации чтение стихов, памятки, ручки-подарки Появление знака стоп на схеме и памятки, которую буду дарить детям |