1. Учитель: Сегодня наш разговор пойдёт о доброте и о добрых поступках.
Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся.
Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
1 ученик: Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. И.С.Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево».
2 ученик: Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.
“Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” - (Вильям Шекспир). - “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях”- (Блез Паскаль).
Учитель: Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. Переживает чувство отчаяния, страдает. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Человеколюбие определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
1Ученик:
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом. Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! (А.Чепуров)
Учитель:- А что такое доброта? (Обращение к классу)
Ответы: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта - всё положительное, полезное, хорошее.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Доброта – доброжелательное отношение к окружающим людям.
Учитель: - А для чего нужна доброта?
Ответы: Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
2 ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
2. Учитель: Каждый из вас имеет свою индивидуальность, характер, темперамент, а вместе мы - классный коллектив, который не может не существовать без доброты, взаимоуважения и взаимовыручки. Сейчас вы будете работать в группах, выполните определенные задания. Проверим, насколько вы знаете и хорошо относитесь друг к другу.
Задание. Вам нужно составить коллективный портрет вашей микрогруппы. Для этого вы ответите на вопросы:
Какой у вас всех возраст?
Перечислите цвет глаз каждого члена группы? Цвет волос?
На каких музыкальных инструментах вы умеете играть?
На какую тему любите читать художественную литературу?
Какими видами спорта занимаетесь?
Сколько братьев и сестер у каждого из вас?
У какой из групп больше дома представителей животного мира?
Назовите самую короткую фамилию в вашей группе?
В какое время года в вашей группе больше всего именинников?
(На работу дается 3-5 минут.)
3. Учитель: посмотрите, на доске не просто солнышко – это Солнышко доброты, которое своими лучами согревает всех нас. Каждый лучик обозначает то, из чего складывается доброта:
милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)
терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)
забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
сопереживание (сочувствие к другому )
взаимопомощь (помощь друг другу)
добронравие (хорошее поведение, хороший нрав )
Учитель: Смысл этих слов вам необходимо определить. (Расположить в правильном порядке определения понятий в соответствии с их номерами на доске)
4. Работа с пословицами
Учитель: Существует множество пословиц и поговорок о добре.
Игра «Соберите пословицу»
Жизнь дана на
Злое калечит
Доброе слово лечит, а
А его добрые дела
За добро
Говори смело
Про доброе дело
Добром плати
Не одежда красит человека
Добрые дела
Как вы их понимаете?
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
Учитель : Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
5.Учитель: Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы поднимаете руки вверх, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная королева.
6. Учитель: Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? Вежливым человек должен быть определённое время, или он всегда и везде должен быть вежливым?
Дети. Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Учитель.А вы знаете вежливые слова? Какие именно?
Дети.Здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, простите и т.д.
Учитель.Молодцы! Теперь я вам буду читать начало строчки, а вы заканчиваете. (по группам)
— Растёт даже ледяная глыба, от слова тёплого …. (спасибо)
Учитель. — Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
Учитель. — Если больше есть мы не в силах, скажем маме мы (спасибо)…
Учитель. — Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …(здравствуйте).
Учитель. — Когда нас бранят за шалости, говорят ….(простите пожалуйста)
Учитель. — И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Учитель. — Как назывались слова, которые выдобавляли вы добавляли?
Дети.Вежливые слова.
Нетолько слова наши должны быть добрыми, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки.
7. Сейчас девочки пропоют частушки.
1 ученик.
В поезд входят три юнната: “Уж народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут!”
2 ученик
Говорит лентяйке мать: Убери свою кровать. Я бы, мама, убрала, Только я ещё мала.
1 ученик
А наш Гриша ходит гордо, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки.
2 ученик
Миша очень умный мальчик, Может всё он смастерить. Только “здравствуй” и “Спасибо” не умеет говорить.
Учитель: читает стихотворение Антонова “Вежлив Витя или нет?”
Малыша обидел Витя. Но пред школою в строю Витя просит: “Извините, я ошибку признаю!” На урок пришёл учитель, Положил на стол журнал. Следом Витя: “Извините, я, немного опоздал!” Спор давно ведётся в классе: Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем И скажите нам ответ.
Учитель. — Как вы ответите на вопрос, прозвучавший в стихотворении?
Дети.Мало уметь говорить вежливые слова, надо себя правильно вести.
Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.
8. Сценка «Секретная проверка»
Учитель:Посмотрите сценку «Секретная проверка» и подумайте над поведением девочки.
Автор: Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол, протараторила:
Внучка:
- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!
Бабушка:
- Во-первых, ступай осторожней: я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?
Внучка:
-Секретное пионерское поручение!( взяла книгу и стала читать)
Бабушка у стола:
- Иди, ешь, внученька!
Внучка за столом: пристроила книгу перед тарелкой, не глядя на бабушку, спросила:
-Где у нас чёрный хлеб?
Бабушка:
-Да вот же, перед носом твоим.
Внучка:
-Сметаны!
Бабушка подала сметану.
Внучка поела и спрашивает:
- Сколько времени?
Бабушка посмотрела на наручные часы:
-Полвторого…
Внучка:
-Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям!
Бабушка:
- И к тебе придут?
Внучка:
- Может быть. Ну, я побежала…
Бабушка вздохнула и принялась снова мыть полы:
- А вдруг и к нам придут проверять!
Учитель: Правильно ли поступила девочка? (ответы учащихся)
9.Составить Ромашку Доброты.
Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Запишите их на лепесточках ромашки и соберите ее? (Ответы учащихся).
Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.
Примерные ответы:
Помочь по дому
Помочь товарищу в школе
Сказать кому-то доброе слово
Пожалеть кого-то
Сходить за хлебом для слабой старушки
Покормить бродячего щенка
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжёлую сумку..
Когда кто-либо приходит к вам, помоги снять куртку.
Если кто-то что-либо уронил, подними.
Старайтесь маме или бабушке помочь по хозяйству.
В школе и дома не мусори.
Уступи место в троллейбусе, трамвае, автобусе пожилым людям.
Пишите письма домой и друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Старайтесь во всем помочь ближнему.
Не допускайте грубости.
Будьте добрым человеком!
10. Давайте попробуем нарисовать символ доброты. (5 минут). Дети рисуют символы доброты и защищают свои рисунки.
Учитель.Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
— Какие добрые дела вы делали сегодня на уроке? Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Дети.Делать добро очень приятно и радостно.
Учитель. — Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.