воспитывать любовь к языку через бережное отношение к слову;
формировать эстетические нормы поведения.
Оборудование:
- памятки;
- карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы и цели занятия.
II.Основная часть.
1. Вступительное слово педагога.
Педагог: Внутренняя жизнь человека необычайно сложна. Как сказал поэт Владислав Ходосевич: «Душа мытарится то отвращением, то восторгом». Ведь под влиянием наших чувств и эмоций мы часто сознательно или бессознательно принимаем далеко не лучшие решения, идём на конфликт с окружающими или усугубляем конфликт, отвечая злом на зло. Наш век можно назвать не просто сложным, но и напряжённым, нервным. Потому так актуально сейчас звучат слова Андрея Вознесенского: «Тишины хочу, тишины… Нервы что ли обожжены».
Педагог:Ребята, а какие чувства и эмоции могут вызвать языковую агрессию?
3) Кипящий, переполняющий, бурлит, кипит, глаза сверкают от…
(гнев).
Педагог: Ребята, очень часто цепочка этих негативных чувств и эмоций завершается весьма плачевно. Поэтому я призываю вас следовать мудрому совету одного из героев А.С.Пушкина: «Учитесь властвовать собой».
Конечно же, Пушкин не призывает нас подавлять собственные чувства, собственную индивидуальность. Он советует нам не быть рабом наших эмоций и чувств, а властвовать ими.
Педагог: А вот ещё одна речевая ситуация.
Послушайте притчу о злой ядовитой змее. Разъясните модель речевого поведения в ситуации речевой агрессии, сформулированную автором.
Задание № 3.
Жила - была невероятно злая и очень ядовитая змея. Однажды она повстречала доброго мудреца, который посоветовал ей перестать обижать людей. Змея утратила свою злобность и решила жить в мире со всеми.
Слух о том, что змея сделалась неопасной, дошёл до людей. Они стали издеваться над доброй змеёй: оскорблять, насмехаться, бросать камни, таскать за хвост.
Змея пожаловалась мудрецу, но тот ответил: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
Невозможно полностью устранить агрессию из повседневного речевого общения, не вычеркнуть её полностью из нашей жизни. Всегда найдутся люди, которые попытаются «дёрнуть нас за хвост». А мы должны следовать совету мудреца. В его словах мораль притчи, она проста.
- Какой вывод для себя можно сделать?
- Правильно! Никому нельзя позволять себя обижать в случае, если вы попали в ситуацию речевой агрессии.
- Но, ребята, вы должны учиться контролировать, сдерживать, предотвращать словесную агрессию, избегая при этом грубости, бестактности, ответной агрессии.
Конечно, это нелегко! Говорят, легче управлять народом, чем своими желаниями. Но, я думаю, у нас всё получится. Давайте для себя ещё раз сформулируем правила поведения.
Найти занятие от скуки.
Учиться управлять своими чувствами и эмоциями.
Не позволять окружающим унижать ваше человеческое достоинство.
Избегать и по возможности предотвращать ситуацию словесной агрессии.
3. Самостоятельная работа по карточкам с тестовыми заданиями.
1) Беседа.
Педагог: Что же такое речевой этикет?
Участвовать в споре приходилось каждому из нас. И все мы помним, что после одних споров остаётся чувство удовлетворения, а после других - горечь и разочарование. Почему это происходит? Почему даже пословицы и афоризмы так по-разному характеризуют спор? Почему в одних говорится: «В споре рождается истина», а другие утверждают: «В споре умнее тот, кто первый замолчит»?
Ответы на эти вопросы мы найдём в тексте, который я предлагаю вам для самостоятельной работы.
2) Чтение текста. Выполнение тестовых заданий.
Педагог: Прочитайте текст.
1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?
2) Во время диспута, дискуссии, полемики все ведут себя по-разному.
3) Одни держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приёмам, не допускают резкого тона.
4) Они внимательно анализируют доводы, основательно аргументируют свою
позицию.
5) Во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение.
6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому
применяют непозволительные уловки.
7) Для них главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение.
8) Значит, и собеседнику нужно находиться в полной боевой готовности.
9) А есть и такие горе - спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом.
10) Они в грубой форме обрывают собеседника, унижают его оскорбительными
выпадами, говорят пренебрежительным тоном, насмешливо переглядываются
со слушателями, ведут себя как невоспитанные люди.
11) Таким образом, поведение собеседников в споре влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться и быстро, точно выбирать вариант собственного поведения.
Педагог: Выполните тестовые задания по тексту.
1) Определите стиль и тип речи:
а) научный стиль; описание;
б) публицистический стиль; рассуждение;
в) художественный стиль; описание;
г) научный стиль; рассуждение.
2) Определите, в каком предложении выражена основная мысль:
а) 8;
б) 2;
в) 11;
г) 4.
3) Определите, какое утверждение противоречит позиции автора:
а) Поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы.
б) Чтобы лучше определить тактику поведения в споре, нужно учитывать поведение собеседника.
в) Плодотворным бывает только спор, в котором собеседники проявляют внимание и уважение друг к другу.
г) Главное в споре - одержать верх над противником, используя любые способы.
4) Сделайте вывод для себя лично на основе полученной информации и запишите его.