Урок России (5 класс) (слайд 1)
Цель урока: дать ученикам начальное представление о понятиях «герб», «гимн», «флаг»; рассказать о современной государственной символике.
План урока:
Символы государства.
Российский герб:
А) Святой Георгий Победоносец
Б) Двуглавый орел
Государственный флаг
Гимн России.
Основные понятия: герб, гимн , флаг (стяг, знамя)
Оборудование урока: изображения российских флага, герба, музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна; слайдовая презентация.
ХОД УРОКА (Слайд 2,3,4)
Символы государства (слайд 5)
Беседа с классом:
- Как называется государство, в котором мы живем?
- А что для нас Россия?
-Как мы называем страну в которой родились?
- Какие вы знаете символы нашей Родины?
II. Российский герб (слайд 6,7,8)
Кто знает значение слова «герб»?
У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины — России.
Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного
вооружения напоминает герб? (Щит).
Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла — скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава — это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет (УЧИТЕЛЬ ПОЯСНЯЕТ СМЫСЛ СЛОВ: СКИПЕТР, ДЕРЖАВА, ЖЕЗЛ)
— Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он
изображен на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные
документы).
а) Святой Георгий Победоносец
— Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о
нем знаете?
Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. В качестве иллюстрации можете использовать репродукцию иконы Чудо Георгия о змии (см. вклейку, № 3). На Руси его именем часто называли детей — оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь — отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы — столицы России.
Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия — символ зла.
б) Двуглавый орел
Расскажите о другой составной части современного герба России — двуглавом орле.
— На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).
Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.
— Крылья орла подняты — почему? (Орел показывает свою силу
и мощь, чтобы все знали, что Россия — могучая страна).
III. Государственный флаг (слайд 9)
Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
— Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя — славянское, а флаг — голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности — они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
— Какие цвета вы видите на нашем флаге?(Белый, синий, красный).
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
— Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, что
бы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его
вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных
праздников).
Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет!
IV. Государственный гимн (слайд 10,11)
О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).
А вы знаете, что такое гимн?
Гимн — это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях — каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен.' Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна.
Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина — Россия (обратите внимание учеников на конкретные слова гимна, подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.
V. Итог урока (слайд 12)
О чем шла речь на уроке? Что самое главное вы поняли сегодня?