kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок мужества «Афганистан – незаживающая рана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мужества "Афганистан - незаживающая рана", посвященный вывода советских войск из Афганистана.

Цель: ознакомить учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан; причиной вывода войск; определение исторического значения афганской войны.

Задачи:

1 Способствовать расширению кругозора учащихся.

2 Способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, патриотизма.

3 Создать условия для развития умений слушать, активно участвовать в мероприятии.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества «Афганистан – незаживающая рана»»



Урок мужества

«Афганистан – незаживающая рана»










Старшая вожатая

Прилуцкая Ольга Павловна








Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.


Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слёз уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.


И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.


Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

В Афганистан – туда, где мы служили.



Ведущий: 27 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории ещё не описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.


Ведущий: В течение многих лет звучит вопрос: «Проиграли мы войну в Афганистане или нет?». Вот ответ Константина Ильина, полковника в отставке, воина-интернацианалиста: «Говорить, что мы проиграли войну, абсолютно неверно. Это оскорбляет наших павших воинов, всех, кто честно воевал. Поражение потерпели те, кто проводил преступную политику, в результате которой Афганистан и его народ были брошены на произвол судьбы. Мы вошли в Афганистан по просьбе афганцев не для захвата чего-то. Многое, к сожалению, выполнить не удалось так, как хотелось бы. Но наши войска в сложных условиях, в тяжелой боевой обстановке проявили мужество и отвагу, что всегда почиталось на Руси».

1

Кабул далекий и безжизненная степь

Пропахли дымом от разрывов горьким,

Ты долго не увидишь сыновей,

Спасающих другой народ от горя.

Мы, Родина, покинули тебя,

Нам совесть путь дорогу указала:

Иди и выполняй святой приказ,

Чтоб Родина спокойно засыпала

Ведущий: Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Саморхане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов. Наши войска на прострелянных Ми-8, на опаленных КАМАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным. Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакестана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все, что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.


Песня «Черный тюльпан»



Ведущий: Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

Есть великое право: забывать о себе.

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стало вечною славой мгновенная смерть.


Ведущий: В абсолютном своем большинстве «Ограниченный контингент» в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, и их дневниках, их стихах, песнях.

Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.





2

Письма


Казаков Анатолий Евгеньевич: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.


Бобров Евгений Петрович: «…Сейчас стоим в г. Кишме. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только питье страшно, нужно кипятить, одной дизентерии десять видов. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой…» Ему оставалось жить чуть больше месяца.


Грядушкин Сергей Анатольевич: «…Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14.03.1981 года, а на следующий день он погиб.


Милованов Сергей Александрович: «…Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, ещё немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит. До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся».


Ведущий: Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а есть лишь безграничная любовь и забота о близком человеке. Это чувствуется в каждом слове письма. Обращение «мама» повторяющееся ни один раз, звучит как молитва, как скрытая просьба о помощи, может быть, поэтому от письма Сергея щемит так сердце. А как тревожно было матерям. 3


Песня «Память»



Ведущий: Было много медсестер в афганских госпиталях. Пыль, жара, горячий ветер, неустроенный быт, обстрелы – ко всему они привыкли. Они понимали, как нужны израненным бойцам ласковые женские руки, что снимали у раненых боль, возвращали к жизни. И не случайно воины много стихотворений посвятили им, своим сестричкам.


Попал под пули

У жаркой переправы

И, раненный в живот,

Упал солдат на травы…

- Воды глоток, воды –

Сестра над ним склонилась

И солнце с высоты

Осколком засветилось.

И чувствовал солдат:

Другой зари не будет,

И солнце первый луч

Его уж не разбудит.

А он не рвал цветы

И не был в дальних странах.

Во век не целовал

Девичьих губ румяных.

Сестричка не бинтуй,

Пришел конец мне, видно,

Ты лучше поцелуй,

Чтоб не было обидно.

- Сейчас, солдат, сейчас.-

Сестра ему сказала

И в первый в жизни раз

Мальчишку целовала.

А первый поцелуй

Высоких слов достоин.

И, что не говори.

Он целой жизни стоит.




4

Ведущий: Трудной была война… Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение – вплоть до ракетных установок. Средневековое по уровню сознание общество успешно противостояло современной армии, используя против нее как недавно изобретенные средства войн, и тактику партизанских действий, основанную на вековом опыте, на знании местности, на тесном сотрудничестве с мирным населением.


Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой,

Человеку было 20 лет.

Над лесным ручьём он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток?



Ведущий: Сражаясь плечом к плечу, теряя боевых друзей, советский солдаты, офицеры сделали все возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. Благодарная память о вас не имеет права померкнуть, оставаясь примером мужества, стойкости, героизма, служа важному делу воспитания молодежи. Необходимость в этом давно назрела и мы вспоминаем тех, кто воевал, тех, кого с нами сегодня нет и мы должны за них быть счастливы, достигать вершины, которые для них остались непокоренными.


Ведущий: Письмо от солдата, который не вернулся с этой войны, адресованное его сыну.













5

Прости


Нам было только 20.

Нам жизнь не обещали.

Сынок не надо плакать,

Мы правду защищали.

Не сбылись наши планы.

Война прожгла сердца

Звериный вой душмана

Ворвался в сон бойца,

Сгорали вертолеты,

В крови стальной клинок.

Взрывались мы на взлете.

Не плачь, терпи, сынок!

Нас солнце выжигало,

Рукой манил мираж.

И смерть в руках сжимала.

Могилы весь пейзаж.

Я так хотел победы!

Я знаю слово ДОЛГ!

Но на гробах – береты.

И плачь гитары смолк.

В песках моя могила,

Потупился клинок,

Да смерть глядит уныло.

Не плачь, терпи, сынок!

Медали не надеты.

Страна отводит взор.

Простреляны береты.

В глазах – немой укор.

Ушел – не оглянулся.

Не жизнь. Один рывок.

Прости, что не вернулся!

Прости. Не плачь, сынок!


Ведущий: 15 февраля 1989 года, стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более тринадцати тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»



6

Замер ключ внезапно

На последней точке.

Смерть вонзилась в сердце

Пулеметной строчкой.

В онемевших пальцах

Ложе автомата

И зовут в эфире:

Где, ты «ноль двадцатый»?

А в глазах угасших

Неба синь и звезды.

Мать в дали заплачет,

Прислоняясь к березе.

Пулей грудь пробита,

Песня не допета.

Где, ты «ноль двадцатый»?

Смерть не даст ответа.

Где, ты «ноль двадцатый»?

Тишина в эфире,

Словно все убито

В этом странном мире.

Словно все оглохло

В пламени и дыме:

Там отцы остались

Вечно молодыми…

В бронзе обелисков

Встали над планетой

Русские мальчишки,

Юностью бессмертной,

Памятью священной

Встали над планетой

Вечной и нетленной



Ведущий: Спокойно спите, матери, отцы,

Невесты, жены, сердцу дорогие.

Храним мы свято честь родной страны,

Мы, верные сыны твои, Россия.

И, повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

Помянем невернувшихся парней

Единственной минутою молчанья. 7


Минута молчанья.


Ведущий: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи республики Афганистан.


Ведущий: Участниками в афганской войне были и наши земляки:


Колесов Михаил Федорович

Служил с 1987 по 1989 год в г. Шаберган.

Награжден медалями «За отвагу и доблесть» и «От благодарного афганского народа»


Выдрин Николай Константинович

Служил с 1980 по 1982 год в провинции Шинданд

Награжден медалью «За боевые заслуги»


Ворошилин Иван Павлович

Служил с 1987 по 1989 год в г. Джелалабаде

Награжден медалью «За боевые заслуги»


Колесов Василий Иванович

Служил с 1982 по 1983 в г. Джелалабаде

Был ранен


Грищенко Александр Константинович

Служил с 1987 по 1989 год в провинции Чарикар

Награжден медалью «За боевые заслуги»


Поречный Сергей Григорьевич

Служил с 1987 по1989 год в г. Джелалабаде



8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок мужества «Афганистан – незаживающая рана»

Автор: Прилуцкая Ольга Павловна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок мужества: " Афганистан-незаживающая рана" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-muzhiestva-afghanistan-niezazhivaiushchaia-rana"
    ["file_id"] => string(6) "107199"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403183603"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  литературы "Афганистан - ты боль души моей" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-litieratury-afghanistan-ty-bol-dushi-moiei"
    ["file_id"] => string(6) "172624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423841839"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Сценарий классного часа " Эхо Чечни будет долгим укором звучать..." "
    ["seo_title"] => string(71) "stsienarii-klassnogho-chasa-ekho-chiechni-budiet-dolghim-ukorom-zvuchat"
    ["file_id"] => string(6) "107192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403183134"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства