kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок мужества: " Афганистан-незаживающая рана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Политическая  нестабильность, угроза развязывания третьей мировой войны- все эти вопросы поднимаются на уроках обществознания. На классном часе «Афганистан – незаживающая рана» и на уроке мужества «Эхо Чечни будет долгим укором звучать…» можно совместно дать ответы на вопросы: Каким должен быть наш мир? Какими духовно – нравственными  качествами должен обладать гражданин своей страны, чтобы не допустить новой войны?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества: " Афганистан-незаживающая рана" »

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Краевое государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 60»



Методическая разработка материала

для проведения урока мужества

«Афганистан – незаживающая рана…»


Цель:

воспитывать у учащихся чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма, чувство гордости за своих односельчан ,погибших при исполнении воинского долга.





Составила преподаватель общественных дисциплин

Петровалова Надежда Васильевна









Первомайское

2010



«Афганистан, - незаживающая рана»


ЦЕЛЬ: ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан; причиной вывода войск; определении исторического значения афганской войны.

ЗАДАЧИ: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: компьютер, видеопроектор, видеоролик, презентация, песни воинов - афганцев.

ХОД БЕСЕДЫ

Вступительное слово: У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свои свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают, такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти. Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, Южной Осетии других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.


Звучит песня «Шли солдаты на войну» Ансамбль « Голубые береты.»

На экране демонстрируются военные действия ограниченного контингента советских

войск в Афганистане.


1-й ведущий: 21 год назад закончилась десятилетняя воина в Афганистане. В учебниках истории ещё не описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.

2-ведущий: Сначала обратимся к началу 80-х годов XX века. К этому времени положение в Афганистане действительно стало очень сложным. В чем же заключалась его сложность? Афганистан - дружественное России государство - грозил превратиться в опасную базу агрессии против, тогда еще, Советского Союза. Враждебные страны хотели создать в Афганистане плацдарм для нанесения огневого удара по России. Как выражались некоторые западные военные, «нанести удар в мягкое "подбрюшье огромного русского медведя», то есть установить ракеты, нацеленные на Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь.

1 ведущий: Угроза со стороны Афганистана нарастала стремительно. Кроме того, враждебный Советскому Союзу Пакистан полным ходом осуществлял создание ядерных боеприпасов под кодовым названием «Проект 706». То есть, создавалась новая атомная бомба, которую именовали «исламской»

2 ведущий: Сам же Афганистан буквально разрывался от внутреннего давления раздиравшей его межпартийной борьбы, был убит лидер, несший в массы идеи мира с Советским Союзом. Все эти причины послужили толчком к тому, что правительство Афганистана обратилось к Советскому руководству с просьбой ввести советские войска на территорию Афганистана. Введение советских войск было крайней мерой самозащиты. Планы наших врагов были действительно сорваны, и Афганистан не удалось превратить в базу агрессии против России.

1-й ведущий. В течение многих лет звучит вопрос: «Проиграли мы войну в Афганистане или нет?» Вот ответ Константина Ильина, полковника в отставке, воина-интернационалиста:

«Говорить, что мы проиграли войну, абсолютно неверно. Это оскорбляет наших павших воинов, всех, кто честно воевал. Поражение потерпели те, кто проводил преступную политику, в результате которой Афганистан и его народ были брошены на произвол судьбы. Мы вошли в Афганистан по просьбе афганцев не для захвата чего-то. Многое, к сожалению, выполнить не удалось так, как хотелось бы. Но наши войска в сложных условиях, в тяжелой боевой обстановке проявили мужество и отвагу, что всегда почиталось на Руси».

Чтец.

Кабул далекий и безжизненная степь, пропахли дымом от разрывов горьким,

Ты долго не увидишь сыновей, спасающих другой народ от горя.

Мы, Родина, покинули тебя, нам совесть путь-дорогу указала:

Иди и выполняй святой приказ, чтоб Родина спокойно засыпала.


Звучит песня «Приказ на Кавказ». Демонстрация слайдов.

1-й ведущий. Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов. Наши войска на простреленных Ми-8, на опаленных КамАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным.

Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.


Звучит песня «Офицеры России».


2-й ведущий. В самый сложный период войны командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, был назначен Борис Всеволодович Громов - генерал-майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную сталкивалась с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?

1-й ведущий. Подчас приходилось идти на обман для того, чтобы вытащить противника на переговоры и попытаться убедить его отказаться от вооруженной борьбы. Только если усилия командования на мирных переговорах не достигали своей цели, а угроза для жизни советских специалистов и военнослужащих становилась реальной, им приходилось начинать боевые действия, которые не имели больших масштабов и проводились преимущественно в горных массивах, ущельях и тех местах, где не проживало мирное население.

2-й ведущий. 14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев. Крупномасштабный вывод войск БЫЛ ПРОВЕДЕН В ТРИ ЭТАПА.

Первый - октябрь 1986 года. Второй - 15 мая 1988 года. Третий - 15 февраля 1989 года.

С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.

1-й ведущий. Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В.Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201- й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана.


Демонстрируются слайды.



Чтецы:

1 - Посвящается двадцатилетним,

Прожившим так мало

Прожившим так много.

Я словно в пропасть.

В утренний туман ныряю,

Не задерживаясь долго.

2- Горит Чечня, горит Афганистан,

Как в 43-м том горела Волга.

И улетают секунды в прошлое,

Им обратной дороги нет.

Что с того, что мы мало прожили,

Что с того, что нам двадцать лет.

1- Захватили житейские хлопоты,

Мы идем навстречу ветрам.

Нам порой не хватает опыта,

Не хватает нежности нам.

Не хватает написанной песни,

Не хватает непрожитых дней.

И еще никому не известно,

С чем я встречусь в жизни своей.

2- Может быть через год, через месяц,

Через день, через час, через миг

Мне придется судьбу свою встретить,

Оценить, что узнал, что достиг.

Разграничить: что было и стало,

Разделить темноту и свет,

Что с того, что мы прожили мало,

Что с того, что нам двадцать лет.

1-Мы с рождением не опоздали,

И на нас хватает сейчас

И дорог безопасных едва ли,

И боев хватает на нас.

Тишина. Перебор гитарный.

А не за ту ли тишину

Погибают российские парни,

Не по песням узнав про войну,

2- Не жалея жизни.

Да возможно ль такое, возможно ли?

Возможно. Сомнений нет.

Что с того, что мы мало прожили.

Что с того, что нам двадцать лет.

Мы порою грубы, простите.

В сердце каждого свой тайник.

Но спросите у нас, вы спросите,

Что мы думаем в этот миг.

1 - В миг, когда еще выжить пытаемся,

Замерзая в кровавом снегу,

И с последней гранатой взрываемся,

Чтоб живым не достаться врагу.

И сияет в глазах поблеклых

Отголосков счастливых снов

Небо синее, словно в окнах

Деревенских российских домов.

2- И поверьте словам, вы поверьте

Нашим мыслям в последнем бою.

Говорят, что за миг до смерти

Вспоминаешь всю жизнь свою.

Руки матери, запах хлеба,

Скрип калитки в ночной тишине,

Голубое российское небо

В небольшом деревенском окне.

Голубые снега России,

Разве есть что-нибудь родней,

Разве есть что-нибудь красивей,

Разве есть что-нибудь милей?


Песня «Зажгите свечи», композиция «Аллея памяти»



1-Опять чернеют матери от горя,

А молодые вдовы голосят,

И взрывам эхо болью вторит,

Вертушки ангелом висят.

Взойдём на огненный Парнас

И больше не увидим близких.

Россия вновь забудет нас,

До боя вычеркнув из списков.

2-Болят без крови по краям,

Уже не заживая, раны,

Когда приносят матерям

Груз "двести" "чёрные тюльпаны".

Мы этой боли не просили,

Она сама настигла нас.

Глядит страдание России

В страданье материнских глаз.


Звучит отрывок из песни «Черные тюльпаны»


2-й ведущий: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому - тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан, Чечне.

1-й ведущий: Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах», так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат.






Чтецы

1- «Живым не возьмешь», - прошептали губы.

Кольцо гранаты - в бессмертье дверцы.

И взрыв прогремел, как победные трубы,

Сразив врага разорвавшимся сердцем.

Скажи мне, где корни прозрения к смерти?

И где истоки высокого долга?

Они - в отцах, что шагнули в бессмертье,

Они в той войне, где Москва и Волга.

2- Что нам до жизни, коль служит расплатою

Честь та, что рубиться заставит и мертвые руки.

Что нам до смерти и мук, если есть

Ради кого принимать даже смертные муки?

Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем,

Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.

1-Кончится бой, и тогда только время найдешь

Каждому голосу жизни как чуду дивиться.

Тихо баюкает дерево дождь.

Звонко поет, окликая подругу, синица.

Вешнее солнце капель пробудило лучом...

Павших друзей помяни.

И живи.

И не плачь ни о чем.


1-й ведущий. Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах. Летопись ратных будней воины - интернационалисты вели в своих песнях, и хочется, чтобы эта летопись не была забыта.


Звучит песня «Не плачь душа».



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок мужества: " Афганистан-незаживающая рана"

Автор: ПЕТРОВАЛОВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107199


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства