kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг «Преодоление затруднений в вопросах воспитания детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг  «Преодоление затруднений в вопросах воспитания детей» будет полезен для учителей, родителей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Преодоление затруднений в вопросах воспитания детей»»

Тренинг «Преодоление затруднений в вопросах воспитания детей»


- Сегодня наша встреча посвящена конфликтам с детьми.

2 слайд. Ее цель - выявить признаки конструктивного разрешения конфлик­тов родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения родителей.

Конечно, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей. Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень многое зависит: можно стать врага­ми с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять.

3 слайд. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить: «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви - километры шагов» (Стендаль).

Начать нашу встречу хочется с рассказа старой притчи: Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, реши­лись помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал - и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выгля­нуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Вопросы:

• Какие проблемы она поднимает?

- Сегодня мы с вами будем учиться находить выходы из сложившихся конфликтов.

4 слайд. Первое упражнение «Главная проблема в конфликтах с ребенком»

1. Раздайте каждому участнику собрания лист бумаги.

- Мы просим каждого из вас ответить на вопрос:

• Что для Вас является главной проблемой в конфликтах с Вашим ребенком?

- Задание анонимное, но писать надо разборчиво, чтобы написанное можно было легко про­честь. Необходимо работать самостоятельно. На выполнение задания 5 минут.

Соберите листки с ответами в коробку и перемешайте их.

- А теперь, каждый участник по очереди вытянет первый по­павшийся лист с ответом и зачитает его всей группе.

Типичные ответы участников: «Конфликты заканчиваются отчуждением. Мы отдаляемся друг от друга», «Я раздражаюсь, начинаю кричать, отец берет ремень», «Мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а по­том жалею и пью лекарства», «Наши конфликты всегда закан­чиваются на повышенных тонах», «Меня раздражает то, что моя дочь при конфликте уходит в себя и просто молчит, я не знаю, понимает ли она меня или нет», «В конфликт вмешива­ется бабушка и поддерживает ребенка, это мне очень мешает».

- А кто может сказать, что такое конфликт? «Конфликт - это...».

2. Выслушайте все ответы. Поблагодарите. Типичные ответы участников: Болезненное состояние всех его участников», «Опустоше­ние, разочарование», «Неизбежность, когда есть повод», «Столкновение, после которого люди могут очень отдалиться друг от друга», «То, после чего за себя всегда стыдно», «Способ разрешать наболевшее».

5 слайд. 3. Сделаем вывод: конфликт - это раз­ногласие между членами семьи, в основе которого лежит несо­вместимость их взглядов, интересов и потребностей.

- А теперь давайте поговорим о наших чувствах, которые мы испытываем во время конфликта.

6 слайд. И наше следующее упражнение «Скажи, что чувствуешь»

Цель этого упражнения: лучшее осознание родителями понятия конфликта, создание его метафорического образа.

- В фокусе на­шего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Давайте, исследуем, как он отражается на их внутреннем состоянии. Скажите, с чем ассоциируется у Вас слово «конфликт», какой образ подсказывает вам ваше воображение». Нарисуйте свои ассоциации и рисунки прикрепите на доску.

- Давайте поговорим о Ваших рисунках. Кто из Вас хочет рассказать о том, что нарисовал? Вы нарисовали…… мебель, то какая? посуда, то какая? одежда, то какая?

- Из того, что Вы сказали, приходим к мысли, что «Конфликт - это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчужде­нию».

- А что может послужить причиной конфликта

7 слайд. В упражнении «Семейное воспитание»

Мы выявим причины конфликта со стороны взрослых и со стороны детей.

Давайте объединимся в 3 группы (с помощью цветных карточек)

Просьба каждой группе сесть в разных местах

Необходимо распределить роли в группах: «ведущий», «стенографист», «докладчик».

Дайте инструкции по каждой роли.

«Ведущий» организует обсуждение и следит за временем выполнения задания. «Стенографист» записывает за участниками группы их высказывания. «Докладчик» представляет результаты работы всей группе.

5. Каждой группе дайте задание - карточку с си­туацией для анализа.

- На выполнение задания дается 5 минут

Карточки к упражнению «Семейное воспитание»

1 группа. Ситуация. Подросток обманул родителей: сказал, что идет в библиотеку писать сочинение, а сам отправился в кино. В семье узнали об этом случайно. Типичная реакция на эту си­туацию - конфликт.

Ситуация. Подросток «зарос» двойками. Из школы не­прерывным потоком следуют жалобы учителей, родители «при­нимают меры», но ничего не меняется. Юноша ушел в себя, гру­бит, пропускает уроки. И вот однажды во время очередного конфликта он заявляет родителям, что машины ремонтировать можно и не имея среднего образования и эту постылую учебу он намерен прекратить. Родители, имеющие высшее образование, в ужасе. Что делать?

2 группа. Ситуация. В семье очень болезненно относятся к потен­циальной опасности возникновения алкоголизма у ребенка (есть печальный опыт у одного из членов семьи). И вдруг, встретив подростка с дискотеки, родители замечают, что он «навеселе». Буря эмоций. Конфликт.

Ситуация. Дочь «вбила» себе в голову, что слишком (как она считает) толстая и не может поэтому никому понравиться. Перестала есть, раздражается по пустякам и однажды, в сердцах, обвинила в «изъяне» родителей («это из-за вас я такая»).

3 группа. Ситуация. Дочь встречается с пареньком из «неблагопо­лучной» (по мнению родителей) семьи. Они всячески ограничи­вают ее общение с «предметом юношеских грез». Однажды, ко­гда парень, решившись, пришел прямо к ним домой, чтобы уви­деть девушку, родители высказали ему все, что думали по пово­ду «так называемой любви». Результат - «море» слез, конфликт, отчуждение.

Ситуация. Юноша входит в состав группировки, представляющей одну из молодежных субкультур. Он обрил голову носит (даже в школу) перчатки «без пальцев», куртку с заклеп­ками. От педагогов - масса претензий, так как стиль одежды «дополняется» и соответствующими манерами. Родителей в очередной раз пригласили в школу. По возвращении они уль­тимативно заявили сыну свои требования, краткая суть которых: «Или мы - или заклепки!» Сын же говорит, что не будет преда­телем и не изменит имидж. А если родители не согласны, он уйдет из дома и будет жить у товарища, тот согласен.

- Предлагаем докладчикам предоставить результат своей работы.

6. По окончании работы групп заслушайте отчеты до­кладчиков. Поблагодарите.

- Для каждого, конфликт имеет своё разрушительное воздействие и негативное последствие. Чего Вы боитесь больше всего после таких конфликтов?

Сейчас Вам предлагается дописать предложения, основываясь на своих ощущениях от конфликтов с ребенком.

8 слайд. Четвертое упражнение «Незаконченные предложения»

1. Раздайте каждому участнику бланки с заданием - неза­конченными предложениями.

«Я должен...»

«Я больше всего боюсь...»

«Мне очень трудно забыть...»

«Я хочу...»

«Чего мне по-настоящему не хватает, так это...»

«Когда я сердит, я...»

«Особенно меня раздражает то, что...»

«Меня беспокоит...»

«Для меня самое лучшее, когда...»

«Я долго не могу забыть...»

«Я понимаю, что...»

«Мне бывает стыдно за...»

- Не забудьте, что задание анонимное, работать самостоятельно. На выполнение задания отводится 5 минут.

- Кто хочет из Вас поделиться своими впе­чатлениями от выполненного задания. (Выслушайте всех же­лающих и поблагодарите.)

- Итак, давайте сделаем вывод: конфликт с ребенком наносит одинаковый урон и той и другой стороне и надо находить конструктивные пути из его выхода.

- У Вас в раздаточном материале есть Памятка правил общения при конфликте с ребенком, которая поможет найти пути выхода из конфликта.


9 слайд. Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»

Будучи в позиции слушающего:

- проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешай­те; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что Вы хотите сказать именно это; помните, что Ваша задача как слушающего - помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;

- не давайте оценок ребенку: если Вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить Вам; ста­райтесь действительно понимать ребенка;

- не давайте советов: помните, что лучшие решения в кон­фликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть же­лание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала, - и все же пусть ребенок совершит до­статочную душевную работу по самостоятельному поиску вы­хода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

- не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;

- не говорите ребенку, что Вы думаете о том, каковы его мо­тивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

- сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ребенок;

- не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод» и т. п., старайтесь говорить о том, что Вас беспокоит, по существу;

- избегайте использования слов «всегда», «никогда» в опи­сании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые Вы оба с ребенком хорошо помните.

- Мы надеемся, что эта памятка поможет Вам лучше разбираться в конфликтных ситуациях.

Завершение собрания: рефлексия и прощание.

- В завершение тренинга предлагаем Вам послушать притчу

Вот что попросил написать на своем надгробном камне англиканский архиепископ, умерший в 1100 году.

«Когда я был молод и мое воображение не знало границ, я мечтал изменить мир.

Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изме­нить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосре­доточиться на собственной стране. Но и в своей стране мне не удалось ничего изменить.

На закате дней из последних сил попытался изменить хотя бы что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне лю­дей, но, увы, и они меня обманули.

И вот, лежа на смертном одре, я наконец-то понял (в пер­вый раз в своей жизни), что, если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть, и весь мир».


10 слайд. Попросите участников по очереди закончить одну из фраз, написанных на доске:

- Я понял(а) ...

- Я почувствовал(а) ...

11 слайд. Поблагодарите участников за работу и попрощайтесь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Тренинг «Преодоление затруднений в вопросах воспитания детей»

Автор: Котлова Оксана Николаевна

Дата: 27.01.2023

Номер свидетельства: 624217

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в детском саду""
    ["seo_title"] => string(75) "stat_ia_na_tiemu_zdorov_iesbierieghaiushchiie_tiekhnologhii_v_dietskom_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "366786"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481094936"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологии в детском саду""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_ispol_zovaniie_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_v_die"
    ["file_id"] => string(6) "366787"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481095072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства