Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Преодоление затруднений в вопросах воспитания детей»»
Тренинг «Преодоление затруднений в вопросах воспитания детей»
- Сегодня наша встреча посвящена конфликтам с детьми.
2 слайд. Ее цель - выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения родителей.
Конечно, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей. Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень многое зависит: можно стать врагами с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять.
3 слайд. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить: «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви - километры шагов» (Стендаль).
Начать нашу встречу хочется с рассказа старой притчи: Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал - и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Вопросы:
• Какие проблемы она поднимает?
- Сегодня мы с вами будем учиться находить выходы из сложившихся конфликтов.
4 слайд. Первое упражнение «Главная проблема в конфликтах с ребенком»
1. Раздайте каждому участнику собрания лист бумаги.
- Мы просим каждого из вас ответить на вопрос:
• Что для Вас является главной проблемой в конфликтах с Вашим ребенком?
- Задание анонимное, но писать надо разборчиво, чтобы написанное можно было легко прочесть. Необходимо работать самостоятельно. На выполнение задания 5 минут.
Соберите листки с ответами в коробку и перемешайте их.
- А теперь, каждый участник по очереди вытянет первый попавшийся лист с ответом и зачитает его всей группе.
Типичные ответы участников: «Конфликты заканчиваются отчуждением. Мы отдаляемся друг от друга», «Я раздражаюсь, начинаю кричать, отец берет ремень», «Мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью лекарства», «Наши конфликты всегда заканчиваются на повышенных тонах», «Меня раздражает то, что моя дочь при конфликте уходит в себя и просто молчит, я не знаю, понимает ли она меня или нет», «В конфликт вмешивается бабушка и поддерживает ребенка, это мне очень мешает».
- А кто может сказать, что такое конфликт? «Конфликт - это...».
2. Выслушайте все ответы. Поблагодарите. Типичные ответы участников: Болезненное состояние всех его участников», «Опустошение, разочарование», «Неизбежность, когда есть повод», «Столкновение, после которого люди могут очень отдалиться друг от друга», «То, после чего за себя всегда стыдно», «Способ разрешать наболевшее».
5 слайд. 3. Сделаем вывод:конфликт - это разногласие между членами семьи, в основе которого лежит несовместимость их взглядов, интересов и потребностей.
- А теперь давайте поговорим о наших чувствах, которые мы испытываем во время конфликта.
6 слайд. И наше следующее упражнение «Скажи, что чувствуешь»
Цель этого упражнения:лучшее осознание родителями понятия конфликта, создание его метафорического образа.
- В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Давайте, исследуем, как он отражается на их внутреннем состоянии. Скажите, с чем ассоциируется у Вас слово «конфликт», какой образ подсказывает вам ваше воображение». Нарисуйте свои ассоциации и рисунки прикрепите на доску.
- Давайте поговорим о Ваших рисунках. Кто из Вас хочет рассказать о том, что нарисовал? Вы нарисовали…… мебель, то какая? посуда, то какая? одежда, то какая?
- Из того, что Вы сказали, приходим к мысли, что «Конфликт - это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению».
- А что может послужить причиной конфликта
7 слайд. В упражнении «Семейное воспитание»
Мы выявим причины конфликта со стороны взрослых и со стороны детей.
Давайте объединимся в 3 группы (с помощью цветных карточек)
Просьба каждой группе сесть в разных местах
Необходимо распределить роли в группах: «ведущий», «стенографист», «докладчик».
Дайте инструкции по каждой роли.
«Ведущий» организует обсуждение и следит за временем выполнения задания. «Стенографист» записывает за участниками группы их высказывания. «Докладчик» представляет результаты работы всей группе.
5. Каждой группе дайте задание - карточку с ситуацией для анализа.
- На выполнение задания дается 5 минут
Карточки купражнению «Семейное воспитание»
1 группа. Ситуация. Подросток обманул родителей: сказал, что идет в библиотеку писать сочинение, а сам отправился в кино. В семье узнали об этом случайно. Типичная реакция на эту ситуацию - конфликт.
Ситуация. Подросток «зарос» двойками. Из школы непрерывным потоком следуют жалобы учителей, родители «принимают меры», но ничего не меняется. Юноша ушел в себя, грубит, пропускает уроки. И вот однажды во время очередного конфликта он заявляет родителям, что машины ремонтировать можно и не имея среднего образования и эту постылую учебу он намерен прекратить. Родители, имеющие высшее образование, в ужасе. Что делать?
2 группа. Ситуация. В семье очень болезненно относятся к потенциальной опасности возникновения алкоголизма у ребенка (есть печальный опыт у одного из членов семьи). И вдруг, встретив подростка с дискотеки, родители замечают, что он «навеселе». Буря эмоций. Конфликт.
Ситуация. Дочь «вбила» себе в голову, что слишком (как она считает) толстая и не может поэтому никому понравиться. Перестала есть, раздражается по пустякам и однажды, в сердцах, обвинила в «изъяне» родителей («это из-за вас я такая»).
3 группа. Ситуация. Дочь встречается с пареньком из «неблагополучной» (по мнению родителей) семьи. Они всячески ограничивают ее общение с «предметом юношеских грез». Однажды, когда парень, решившись, пришел прямо к ним домой, чтобы увидеть девушку, родители высказали ему все, что думали по поводу «так называемой любви». Результат - «море» слез, конфликт, отчуждение.
Ситуация. Юноша входит в состав группировки, представляющей одну из молодежных субкультур. Он обрил голову носит (даже в школу) перчатки «без пальцев», куртку с заклепками. От педагогов - масса претензий, так как стиль одежды «дополняется» и соответствующими манерами. Родителей в очередной раз пригласили в школу. По возвращении они ультимативно заявили сыну свои требования, краткая суть которых: «Или мы - или заклепки!» Сын же говорит, что не будет предателем и не изменит имидж. А если родители не согласны, он уйдет из дома и будет жить у товарища, тот согласен.
- Предлагаем докладчикам предоставить результат своей работы.
6. По окончании работы групп заслушайте отчеты докладчиков. Поблагодарите.
- Для каждого, конфликт имеет своё разрушительное воздействие и негативное последствие. Чего Вы боитесь больше всего после таких конфликтов?
Сейчас Вам предлагается дописать предложения, основываясь на своих ощущениях от конфликтов с ребенком.
1. Раздайте каждому участнику бланки с заданием - незаконченными предложениями.
«Я должен...»
«Я больше всего боюсь...»
«Мне очень трудно забыть...»
«Я хочу...»
«Чего мне по-настоящему не хватает, так это...»
«Когда я сердит, я...»
«Особенно меня раздражает то, что...»
«Меня беспокоит...»
«Для меня самое лучшее, когда...»
«Я долго не могу забыть...»
«Я понимаю, что...»
«Мне бывает стыдно за...»
- Не забудьте, что задание анонимное, работать самостоятельно. На выполнение задания отводится 5 минут.
- Кто хочет из Вас поделиться своими впечатлениями от выполненного задания. (Выслушайте всех желающих и поблагодарите.)
- Итак, давайте сделаем вывод: конфликт с ребенком наносит одинаковый урон и той и другой стороне и надо находить конструктивные пути из его выхода.
- У Вас в раздаточном материале есть Памятка правил общения при конфликте с ребенком, которая поможет найти пути выхода из конфликта.
9 слайд. Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
Будучи в позиции слушающего:
- проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что Вы хотите сказать именно это; помните, что Ваша задача как слушающего - помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;
- не давайте оценок ребенку: если Вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить Вам; старайтесь действительно понимать ребенка;
- не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала, - и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
Будучи в позиции говорящего:
- не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
- не говорите ребенку, что Вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
- сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ребенок;
- не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод» и т. п., старайтесь говорить о том, что Вас беспокоит, по существу;
- избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые Вы оба с ребенком хорошо помните.
- Мы надеемся, что эта памятка поможет Вам лучше разбираться в конфликтных ситуациях.
Завершение собрания: рефлексия и прощание.
- В завершение тренинга предлагаем Вам послушать притчу
Вот что попросил написать на своем надгробном камне англиканский архиепископ, умерший в 1100 году.
«Когда я был молод и мое воображение не знало границ, я мечтал изменить мир.
Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране. Но и в своей стране мне не удалось ничего изменить.
На закате дней из последних сил попытался изменить хотя бы что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули.
И вот, лежа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что, если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть, и весь мир».
10 слайд. Попросите участников по очереди закончить одну из фраз, написанных на доске:
- Я понял(а) ...
- Я почувствовал(а) ...
11 слайд. Поблагодарите участников за работу и попрощайтесь.