Просмотр содержимого документа
«Строки, опаленные войной»
Тема: «Строки, опалённые войной…».
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
что умерли они?
С. Щипачёв. «Павшим».
Вступительное слово учителя: На моём столе стоит глобус – наша планета в миниатюре. Какая она яркая: голубая, синяя, зелёная, коричневая! И только нет на ней двух красок: красной – цвета крови и чёрной – цвета горя. Почти 80 лет назад 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже нет в живых большей части тех, кто выстоял в те страшные годы, но в памяти живущих всегда будут жить безмерное страдание и огромное мужество народа. Стихи и песни хранят память о тех суровых годах.
Работа с эпиграфом
В качестве эпиграфа к уроку я взяла строчки из стихотворения С.Щипачева «Павшим».
- Как понимаете вы последние строки?
Учитель: Мы должны быть благодарны людям, которые ценой своей жизни отстояли независимость страны. Благодаря их мужеству мы живём на земле.
Мне очень хочется, чтобы вы, четвертое послевоенное поколение, почувствовали всю тяжестьэтого периода, поняли, что ваши прапрадеды воевали и погибали не ради славы, ради жизни на земле.
Задание
Напишите в своих тетрадях слово «ВОЙНА». Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Прочитайте эти слова.
Учитель: Война – слово страшное и слова вам пришли на ум тоже серьёзные и грозные.
Ты не знаешь, мой сын, что такое война?
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье,
Это – изо дня в день лишь
блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит в висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткий
последний рассвет
Над изрытой землёй.
И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов,
При вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.
В. Занадворов «Война»
Учитель: Да, война несёт смерть, разруху, горе. Но ожесточает ли война сердца? Я хочу предложить вам следующее: разделите ваш лист на две части, поставьте слева +, справа –. В процессе нашей работы мы будем заполнять эти колонки словами, которые сопровождают слово «война».
Работа с текстом стихотворения В.Занадворова «Война».
Найти в тексте стихотворения слова, отвечающие на вопрос: что такое война?
Случайно ли автор использует повтор? (Слово «это» используется 8 раз).
- Лексический повтор выделяет в тексте ключевое слово, на которое необходимо обратить внимание читателя. Война – это боль, грязь, смерть.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!..
Учитель: Стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.
24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда».
Ещё через несколько дней, 30 июня, к этим стихам Лебедева-Кумача художественным руководителем Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессором А. В. Александровым, была написана музыка.
Песня «Священная война» прозвучала набатом, клятвой всего советского народа.
Ученица читает стихотворение С. Гудзенко «Перед атакой» 1942г.
Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг.
И значит – смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год –
Ты, вмёрзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв – и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Задание
Рассмотреть иллюстрацию с картины Ю.Непринцева «Родная земля».
Вопросы по картине: Страшна ли солдату смерть? Что же страшнее смерти? Почему час ожидания атаки страшнее смерти?
- Ожидание – это всегда неизвестность, а бой не страшен, потому что этот бой идёт не ради славы, а ради жизни на земле.
Запись слов в тетрадь: мужество, бесстрашие.
Учитель: Осень 41-го. Враг у стен столицы. Битва под Москвой - первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня «В землянке».
Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л.Утесов, Л.Русланова - знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых. Звучит песня «В ЗЕМЛЯНКЕ» в исполнении Леонида Утёсова.
Задание
Опираясь на записанные в колонках слова, напишите в 2-3-х предложениях, ЧТО ТАКОЕ ВОЙНА.
Учитель: В годину войны, когда смерть – обычное явление, совсем нетрудно забыть о красоте мира, об аромате трав, деревьев. Но сильные помнили. Огромный ущерб был нанесён самой земле, её растительному и животному миру. И люди больше ценили то, что осталось: изувеченные деревья, несмотря ни на что покрывающиеся листвой; цветы, выросшие на месте боя. Память о красоте родной земли становилась источником мужества. Родная земля придавала силы.
Ученик читает стихотворение Я. Шведова «Берёзка».
Среди полей на перекрёстке
Взлетел крылатый столб огня,
Снаряд ударил в ствол берёзки,
А показалось, что в меня.
В июльский полдень, под обстрелом,
Я вспомнил детство, отчий дом,
Берёзку, что легко шумела
Своей листвою под окном.
Я вспомнил, как она собою
Наш украшала бедный сад,
Сквозная, чистая весною
И золотая – в листопад.
… Пусть пулемёты снова брызнут
Смертельным, яростным огнём,
В бой за берёзку, за отчизну,
За солнце яркое идём!
…Идёт огонь на нас стихией,
Летит трассирующая нить…
Берёзка, Солнце и Россия
Живут и будут вечно жить.
Задание
- Перечитайте две последние строчки 1-ой строфы. Почему солдат так близко воспринимает удар снаряда в берёзу?
- Назовите эпитеты, которые автор использует в сочетании со словом берёза (сквозная, чистая, золотая). Какие чувства вы испытываете при этих словах?
- Какие ассоциации вызывает у поэта берёза? (Детство, дом, Россия).
- Знакомо ли вам чувство, которое передаёт здесь поэт? Для вас берёза и Россия – одно и то же?
- Как вы думаете, почему именно берёза стала символом России?
- Берёза – самое распространенное лиственное дерево на территории России, насчитывается 40 видов этого дерева. По древнему славянскому преданию, души умерших людей переселялись в берёзы. Может быть, поэтому берёза стала символом России.
Запись слов в тетрадь: чистая, золотая, детство, отчий дом, солнце, Россия.
Учитель: Враги!.. Они напали ночью, подло и трусливо. Страна была не готова к войне. До лета 1942 г. фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу, но не победить было нельзя, нельзя было отдать землю своих предков на растерзание варварам. Долгим был путь к Победе, за четыре страшных года можно было озлобиться, ожесточиться, потерять главное – человечность.
Вспоминает Ефросинья Григорьевна Бреус, врач…
Да, ненависть, обида – всё смешалось. Но вот какой случай был со мной. Наш эшелон остановился: ремонтировали рельсы. Сидим мы с одной медсестрой, а рядом двое наших солдат варят кашу. И откуда-то два пленных немца, стали просить есть. А у нас был хлеб. Мы взяли буханку, разделили и дали им. Слышу, те солдаты, которые варили кашу, говорят:
- Смотри, сколько врачи дали хлеба нашему врагу! Разве они знают настоящую войну…
Через какое-то время другие пленные подошли уже к солдатикам, которые кашу варили. И тот солдат, который нас недавно осуждал, говорит одному немцу:
- Что, жрать захотел?
А тот стоит и ждёт. Другой наш солдат передаёт буханку хлеба своему товарищу:
- Ладно, отрежь ему.
Тот отрезал по куску. Немцы взяли хлеб и стоят, видят, что каша варится.
- Ну, ладно, - говорит один солдат, - дай им каши.
- Да она не готова ещё.
- Вы слышали?
И немцы, как будто знают язык, стоят. Солдаты заправили кашу салом и дали им в консервные банки. Вот вам душа русского солдата…
Вопрос
Как понять загадочную русскую душу? Ведь вот он враг, сбрасывавший бомбы на мирно спящие города, вероломно вторгшийся на родную землю. Уничтожь его. Почему же солдаты накормили немцев?
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Учитель: У русского человека хватает недостатков, но никогда за всю историю существования нашего народа трусость и жестокость никогда не были отличительными чертами русского характера. Борьба с врагом должна проходить в равном бою. А побеждённый враг достоин жалости и милосердия.
Запись слов в тетрадь: милосердие, широта души, доброта.
Задание:
- Рассмотрите репродукции (И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», «Воин Красной армии, спаси!»).
- Что объединяет эти репродукции? Почему в центре внимания – женщина?
Учитель: С темой народного страдания близко соприкасалась тема Родины, представленной в виде женщины, призывающей к героической борьбе. Родина ассоциируется с матерью, которую необходимо защищать, потому что для мужчины, для защитника, две женщины являются самыми близкими людьми: мать, которая дала жизнь, и жена, которая является матерью его детей. Великая тяжесть легла в период ВОВ на хрупкие женские плечи… Бессмертен подвиг женщины на войне. Она не только выполняла тяжёлую работу в тылу, хранила детей, она защищала страну вместе с мужчинами. И всё для того, чтобы уберечь свою землю, свой дом, своих детей.
Задание
- Рассмотрите репродукцию А.И. Лактионова «Письмо с фронта».
- Кто изображен? Что делают герои картины? Какое у них настроение?
Учитель: На репродукции изображена женщина, мать, она освещена больше всего. Свет падает на её руки. Художник делает это для того, чтобы привлечь внимание зрителя. Воспоминания солдата о тёплых маминых руках придавали силы для защиты Отечества.
Учитель: Человеческая память! Время не властно над ней! Вот уже почти 70 лет как отгремели последние бои. Но сколько бы десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Войну нельзя забывать не только ради памяти павших, но и ради того, чтобы она не повторилась. Всего 68 лет назад наши деды воевали против того, чтобы один народ порабощал другой и демонстрировал свою силу и превосходство. А уже во многих европейских странах, в том числе и в России, возникают различные организации бритоголовых, которые несут идею фашизма о чистоте нации. Земля – наш общий дом. И каким бы не был цвет нашей кожи, у всех нас одинаковые запросы, одинаковые проблемы. Все мы хотим быть счастливы, а для этого надо так мало – просто любить друг друга.
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какой ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Р. Рождественский.
Эх, дороги! Пыль да туман…
Учитель: В 1945 г. композитор Новиков и поэт Ошанин получили задание написать песню, примерное название которой было бы «Под стук колес».
«Такой песни, -рассказывает поэт, - еще не было... Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему... Песня должна стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 г, с позиций всего, что произошло на войне».
Так родилась одна из завершающих тревожные годы войны песня «Эх, дороги».
Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о том, что свершил наш народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни сами не раз побывали на фронте и написали немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Для авторов песня «Эх, дороги» была самой любимой. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны.
Заключительный этап – творческая работа учащихся (звучит Лунная соната Бетховена).
Собрав воедино всю информацию, полученную на уроке, я прошу вас выполнить задание: написать обращение к потомкам с призывом беречь Землю.
Ученики читают обращения.
Домашнее задание (на выбор).
Выучить стихотворение о войне.
Написать мини-сочинение «Живи, моя Русса, вовек без войны!»