«Спасибо, «АЗБУКА», тебе!».
Оборудование: презентация, разрезные буквы для работы в группах,
карточки с загадками для чтения.
Ход праздника.
Учитель: Ребята, мы собрались на праздник, который посвящён прощанию с нашей первой книгой – «Азбукой», книгой, которая научила нас не только читать, но и познакомила с особенностями нашего русского языка.
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости!
Мы начинаем наш праздник!
В поезд можете садиться
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зелёный семафор.
1 ученик: В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд – первоклассник,
Скорость набирает.
2 ученик: Прибавляет по пути к трём четыре, два к пяти.
Чуть пеналами гремит, изучая алфавит.
Так садись в счастливый поезд
И помчим от А до Я.
Нынче в нашей школе праздник
Славный праздник «До свиданья, азбука!»
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по волшебной стране, которая называется «Азбуколандия».
Учитель: Первая наша остановка – станция «Алфавитово».
Здесь живут все буквы родного языка. Каждая в своём домике на своей улице.
Сколько букв в нашем алфавите?
Давайте вспомним буквы алфавита.
(Выходят дети, читают стихи про буквы. В руках картинки про буквы.)
«А» - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Буква «Б» с большим брюшком.
В кепке с длинным козырьком.
3. Спать отправились подружки
Взяли пышные подушки:
«эР» – одну, а буква «В» – две.
4.«Г» – узнаем без труда,
Очень горбится всегда.
5. Посмотри на букву «Ш».
Буква очень хороша:
Потому что из неё
Можно сделать «Е» и «Ё».
6. Это «Ж», а это «К» –
Целый жук и полжука.
7. «Н» – надела поясок,
«И» – надела поясок.
Буква «Н» – надела ровно,
Буква «И» – наискосок.
8. Ты ей шляпку подари,
Станет краткой буква «Й».
9. «Л» – ногою мяч поддела,
«Ч» – поймать его хотела.
Ждёт и ждёт, устала ждать,
А мяча всё не видать.
10. «Г» – в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
11. В этой букве нет угла
До того она кругла,
До того она кругла,
Укатиться бы могла.
12. Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри – ка, что случилось –
Получилась … буква «Ю».
13. «Х» – всё ходит, ходит, ходит –
Места, что ли не находит.
14. С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
15. Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
16. Мягкий знак живёт беспечно.
Он без кепки ходит вечно.
Учитель: Благодаря «Азбуке» вы узнали все буквы, научились читать и писать. Но в школе учат не только чтению и письму. Чему же учат в школке? – споём об этом песню.
Исполняется песня «Чему учат в школе». (5 класс)
?
Учитель: Нас встречает станция «Сортировочная».
Ребята, а вы знаете, почему так называют эту станцию?
Да, на этой станции сортируют товары и отправляют их по назначению. У нас особая станция. Мы знаем, что все буквы можно объединить в отдельные группы. Давайте вспомним названия этих групп.
Ответы детей: «гласные», « звонкие согласные», «глухие согласные»,
« парные согласные», « всегда твёрдые согласные»,
« всегда мягкие согласные», « буквы, которые, не
обозначают звуков».
Учитель: Ваша задача – назвать группу букв и найти ошибку.
На доске:
А О У Э Ю
Я Ё Ы Е И «гласные»
2) М Ч Л Р Н « самые звонкие согласные»
3) Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Й С «парные согласные»
4) Х Ц Ш Щ «глухие непарные согласные»
5) Ь Ъ М «буквы, которые не обозначают звуков»
Учитель: Назовите мне буквы, которые обозначают всегда твёрдые звуки?
Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие звуки?
Учитель: Следующая станция «Загадкино».
На ней нас встречает всех известный Колобок. Он предлагает вам загадки на школьную тему.
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты и я!
Скамья ведёт обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (ПАРТА)
Жмутся в узеньком домишке,
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, – красота! (ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы мне кто пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (РАНЕЦ)
Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (РУЧКА)
Если ты его отточишь,
Нарисует всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (КАРАНДАШ)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей – ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (ТЕТРАДЬ)
Чёрные, кривые,
От рождения немые,
Встанут в ряд –
Сейчас заговорят! (БУКВЫ)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (КНИГА)
Учитель: Следующая станция «Бюро Находок».
Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей. Но эти слова очень нужны и важны всем. Они помогают нам быть вежливыми и культурными. Не дружат с ними только невежи. Что же это за таинственные слова?
Работа в группах. Каждая группа собирает своё слово:
СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ЗДРАВСТВУЙТЕ,
ДОСВИДАНИЯ, ИЗВИНИТЕ.
Учитель: Прочитаем полученные слова. Как называются такие слова?
(Вежливые)
А когда их надо употреблять?
А сейчас мы покажем нашим гостям, как научились читать.
(Дети читают загадки с карточек).
Ученик: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
« Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Учитель: Да, уметь читать – это здорово. Любые книги можно прочитать: рассказы, стихи, сказки. Но вы и сейчас знаете многие сказки, помните их героев.
Давайте проверим ваши знания и отправимся на станцию «Сказочная».
Задание: досказать имя героя сказки. Я начну, а вы продолжайте.
Кот ( в сапогах, Леапольд, Матроскин ).
Папа (Карло).
Старуха (Шапокляк).
Старик (Хоттабыч).
Пёс (Шарик).
Дядя (Стёпа, Фёдор).
Ученик: Нет, в школе лучше, чем в саду!
Я в школу с радостью иду:
После уроков уходишь из класса.
И никакого «тихого часа»!
Ученик: Почему на небе тучки?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает, до ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться, а учиться и учиться!
Учитель: Кто умеет читать, тот умеет и писать. Как вы думаете, что труднее? Трудно не только вам, переживают и ваши новенькие тетради.
Ученик: Когда начнёте новую тетрадь,
Как снег, белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать:
Какая ей досталась ученица?
Ты для неё беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из – за твоих ошибок и помарок
Не часто ли придётся ей краснеть?
Учитель: Вот ваши новые книги, по которым мы будем учиться дальше.
Ученик: Здравствуй, гостя дорогая!
Приходи сюда скорей!
Расскажи нам про Отчизну,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!
Исполняется песня на мотив « Пусть бегут неуклюже».
1. Пусть бегут неуклюже
Первоклашки по лужам,
Дети в школу спешат на урок.
Даже дождь не пугает,
Если в класс приглашает,
Лучший друг наш, весёлый звонок.
Припев: Мы чуть – чуть уж повзрослели,
Научились мы читать.
Подросли и поумнели,
Нас теперь уж не узнать.
Наши книжки, тетрадки
В идеальном порядке.
В выходные устали отдыхать!
Дома скучно ужасно,
Ну, а в школе прекрасно:
Снова будем читать и писать!
Припев: Мы чуть – чуть уж повзрослели,
Научились мы читать.
Подросли и поумнели,
Нас теперь уж не узнать.
Учитель: В завершении нашего путешествия слово предоставляется родителям.
Учитель вручает ребятам «Удостоверение «Азбуку прочёл».