Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 8 классе "Подростки: особенности их возраста"»
Родительское собрание в 8 классе "Подростки: особенности их возраста"
Цель: повышение эффективного взаимодействия родителей с детьми - подростками; сплочение членов семьи между собой.
Задачи: познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, помочь родителям в раскрытии личностных возможностей, определить правильное поведение родителей с детьми - подростками.
Предлагаемые цитаты для обсуждения:
1.Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Дж. Дьюи
2. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.Макаренко
3. Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переходит, все течет. Л.С.Выгодский
4. Школа – это мастерская человечности. Я.А.Каменский
Ход собрания:
1. Анализ достижений учащихся класса.
2.Знакомство родителей с эмоциональным климатом в классе.
3. Слово классного руководителя
Уважаемые родители! Сегодня у нас необычное собрание. Мы попробуем найти так называемые точки соприкосновения во взаимодействии учитель - родитель - ребенок.
Трудности восприятия друг друга, взаимодействия присутствуют во многих семьях, потому что каждый хочет добиться своей цели, не учитывая желаний других. Сегодня мы попробуем разобраться, какие желания и ожидания есть у каждого участника нашего треугольника. Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребенок во всем слушается взрослых, продолжается до 10-11 лет. В 7-10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело – старший подросток, вступивший в период от 13 до 15 лет.
К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка всего организма подростка. Это период бурного, и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления – подросток осознает и переживает свою угловатость, нескладность.
В подростковом возрасте и несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, утомляемость и т.д.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?
1. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
2. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
3. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
4. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
5. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.
10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.
Советы родителям
Кажется, что родители бессильны помочь взрослеющему человеку в этом процессе обрастания связями. В действительности это не так. Родители, уже многое знающие про эту жизнь, могут придумать, где лучше искать общения, чтобы дать сыну-дочке «наводку». Например, таким местом может быть какая-нибудь туристическая секция. Ребята, которые ходят в походы или серьезно занимаются спортом, вообще взрослеют быстрее и легче других: у них другие понятия «крутизны».
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.
Памятка для родителей.
Восемь «нет!» для мамы с папой
Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;
Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;
Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;
Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;
Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные потом или авансом, редко оказываются подлинными;
Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей;
Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;
Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.
4.Подведение итогов
Итак, оттого, каким образом складываются отношения подростка с родителями, с друзьями, с другими взрослыми и детьми, насколько глубоко им переживаются, анализируются, оцениваются, зависит его эмоциональное состояние, принятие - непринятие себя. Отношение подростка к себе очень нестабильно: оно постоянно меняется в зависимости от его успехов и неудач, достигнутых целей и поражений, от мнения окружающих. А если полноценное, продуктивное общение с окружающими постоянно не складываются, узы с родными непрочные, то мнение подростка о себе сильно страдает, перерастает в неуверенность в своих силах, стойкую неприязнь к себе, неверие в завтрашний день. В свою очередь, мы можем наблюдать и обратное воздействие: уверенный в себе подросток более свободно и непринужденно строит свои отношения с другими людьми, не боится раскрыться в общении и, следовательно, более благополучен в этой сфере.
Нужно начинать с себя. Если родители - свободные самодостаточные личности, им легче воспитать независимость в своих детях. Слабые, несамостоятельные - склонны удерживать детей в поле повышенного внимания. Такие родители порой используют шантаж, грузят ребенка ответственностью за собственное одиночество, неудавшуюся жизнь, плохое настроение и т. д.
Правильные родители, наоборот, должны мягко подталкивать ребенка отойти, стать самостоятельным, ловить любой намек на желание куда-то поехать одному, с компанией. Это не значит, что надо забывать о безопасности. Важно понимать: чем больше у подростка будет самостоятельных поступков, поездок, встреч в компаниях, тем меньше оснований для развития у него комплекса неполноценности. Обрастание связями, опытом самостоятельной жизни и взрослых приключений (не слишком безумных, конечно) - это броня, необходимая каждому юному мечтателю, вступающему в мир.
Дополнительный материал
Психологические рекомендации педагогам и родителям
1. Выстраивайте позитивные отношения между вами и ребенком.
2. Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку как к личности.
3. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый не должен выступать в роли судьи.
4. Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
5. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигнет успеха.
6. Имейте мужество: изменение поведения требует практики и терпения.
7. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.