Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКА»»
«Будь самим собой, ищи собственный путь.Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде, чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что способен сам.Ты сам тот ребёнок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».
Януш Корчак
Признаки, характеризующие семью
а) гармоничность отношений в семье; б) особенности воспитательных усилий родителей
Первая группа семей
взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности.
Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов.
Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща.
У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим
Вторая группа семей
Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличии от 1 группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное.
Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием.
В таких семьях авторитет родителей невысок.
У подростков из семей данной группы наряду с определёнными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
Третья группа семей
Наиболее характерная их черта – конфликты.
Такие родители несостоятельны как личность, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвёртая группа семей
Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребёнка.
Их главное правило: «чтоб учился отлично и вёл себя прилично».
Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимоотношения. И результат такого воспитания – полное неприятие ребёнком моральных норм своей семьи.
Родители должны всегда помнить, что моральный облик ребёнка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребёнок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Каковы же причины конфликтов?
Причины конфликтов
Непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
Чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они ещё будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
Разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
Отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
Чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая «злопамятность» - частые напоминания о прошлых «грехах» ребёнка.
ЗАКОН СЕМЬИ = 1 + 2 + 3 + 4
ед. тр. зн. похв. тр. у. разд. бл.
ЗАКОН СЕМЬИ = 1 + 2 + 3 + 4
ед. тр. зн. похв. тр. у. разд. бл.
1-й закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2-й закон – закон значимости похвалы для ребёнка.
3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи.
4-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
I. Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
Хорошей организации быта (2)
Радости общения (3)
Покоя и защищённости (6)
II. Одинок ли ты в своей семье?
Да
Нет (10)
Не знаю (2)
III. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?