Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Стуковская средняя общеобразовательная школа»
Алтайский край, Павловский район
Краевой заочный конкурс «Полноценное питание в школе – залог здоровья»
Автор: Фофанова Юлия Андреевна,
ученица 10 класса
Куратор: Парфенова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Адрес школы: 659005
Алтайский край
Павловский район
Улица Центральная, 95
МОУ «Стуковская сош»
Тел. 8 (385-81) 36182
с. Стуково - 2009
Оглавление
Введение …………………………………………………………….стр. 3
Глава 1
Характеристика питания российских школьников……………….стр. 5
Глава 2
Правила здорового питания российских школьников……………стр.9
Глава 3
Характеристики питания школьников МОУ «Стуковская сош»…стр.12
Заключение …………………………………………………………..стр.16
Приложение ………………………………………………………….стр. 18
Введение
В настоящее время быстро возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она дает силу, энергию, развитие, а при грамотном ее употреблении – и здоровье. Можно с определенной уверенностью утверждать, что здоровье человека на 70% зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с ее же помощью можно избавиться от большинства недугов. Современному школьнику, активно двигающемуся, думающему, растущему и развивающемуся, познающему мир, нужна энергия, а это и есть полноценное питание.
В нашей школе питание – наболевшая проблема:
- неудовлетворительная организация снабжения пищеблоков продуктами питания;
- низкая квалификация персонала пищеблоков, что закономерно связано с низкой заработной платой этих работников;
- неудовлетворенная оснащенность пищеблоков технологическим, холодильным и кухонным инвентарем;
- нарушения принципов составления меню, нарушения пищевой ценности рационов.
Путем анализа набора продуктов в рационе и их соответствия нормам мы провели оценку качества питания школьников.
Оценка качества питания школьников
Таблица 1
Наименование продукта | Норма в день (кг) | Норма завтрака (20% сут. нормы) (кг) | Получено за завтраком (кг) | Недополучили за завтраком (кг) | Получили всего от нормы потреб. завтрака (%) |
Хлеб | 0,25 | 0,05 | 0,074 | 0,024 | 48 |
Масло сл. | 0,045 | 0,009 | 0,0047 | 0,0043 | 52 |
Мясо | 0,160 | 0,032 | 0,018 | 0,014 | 56,25 |
Молоко | 0,5 | 0,1 | 0,024 | 0,076 | 24 |
Сахар | 0,08 | 0,016 | 0,013 | 0,003 | 81,25 |
Сыр | 0,010 | 0,002 | 0,002 | Норма |
Фрукты, овощи | 0,2 | 0,04 | | | 0 |
Рассмотрев меню – раскладку за 10 дней, мы установили, что фактический набор продуктов не отличается разнообразием. В рационе школьников отсутствуют свежие фрукты, соки, кисломолочные продукты. Дети недополучают мяса (всего 56,25% от рекомендуемой нормы потребления за завтраком), молока (24%), сливочного масла (52%), сахара (81,25%).
Дефицит этих продуктов заменяется мучными, крупяными изделиями (избыток мучных изделий – 48%), натуральные продукты заменяются консервированными (рыбные консервы, сгущенное молоко). Кроме того, в рацион школьников входят запрещенные продукты: котлеты – полуфабрикаты, супы из сухих концентратов. В пищевом рационе школьников выявлен дефицит жизненно важных нутриентов: белков животного происхождения, жиров, кальция, фосфора, йода, фтора, железа, витаминов. Состав фактического набора питания школьников в семьях соответствует рекомендуемому, но характерно завышенное потребление кондитерских изделий (в 3 раза), мучных продуктов, картофеля. Молока же употребляется в 3 раза меньше необходимого количества. Потребление сметаны снижено в 8 раз, рыбы – в 5, сыра – в 3 раза. Мясо, сливочное масло, фрукты, соки используются в недостаточном количестве. Охват школьников горячим питанием составляет 80 %, в основном в школе питаются младшие и средние школьники.
Из анализа медицинского осмотра за период 2005-2008гг., выявлено, что дети в школе страдают заболеваниями:
- желудочно-кишечного тракта (8%),
- ожирением и другими болезнями обмена веществ (12%),
- дефицитом массы тела (8%),
- кариесом (20%),
- пищевой аллергией (5%),
- снижением иммунитета, которое приводит к ОРЗ (15%) и многим другим заболеваниям более устрашающего характера - хроническим (3%) и т. д.
В связи с этим становится понятным, почему мы говорим о необходимости сбалансированного питания, так как неправильное питание – провокатор многих болезней.
Данная работа поможет понять, как организовать питание школьников таким образом, чтобы оно было максимально полезным, вкусным, безопасным и отвечало запросам растущего организма.
Пути решения проблемы:
- Мониторинг среди учащихся школы
- Конкурс «Лучшее меню» с обоснованием его полезности для здоровья (с учетом ГОСТА)
- Круглый стол с администрацией, работниками столовой, родительским комитетом на тему «Организация здорового питания школьников». Обсуждение предложений школьников.
- Реализация разработок школьных меню на практике.
Только совместными усилиями родителей, работников здравоохранения, образования, сферы общественного питания, можно сделать шаги к улучшению питания, а значит, и здоровья детей.
1. Характеристика питания российских школьников
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основные принципы государственной политики в области здорового питания населения:
1. Здоровье человека – важнейший приоритет государства;
Питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;
Питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.
Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации до 2010 года» и президентской программе «Дети России». Целью программы является улучшение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
Пища – единственный источник жизненно важных веществ, необходимый для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка.
Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к тяжелым и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. Нехватка витаминов также способна ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма. Вот почему предприняли исследование структуры и регулярности питания российских школьников. Инструментом такого исследования послужили специально разработанные анкеты, которые содержали целый ряд вопросов об условиях и образе жизни учащихся, в том числе – блок вопросов, касающихся структуры и организации питания. Вопросы этого блока поставлены так, чтобы можно было оценить привычный, типичный стиль питания в семье. Очевидно, что анкетный опрос не способен точно выявить, качественную структуру питания и его количественную меру, однако косвенные вопросы позволили уяснить, страдают ли дети от недоедания, какие продукты чаще, а какие – реже появляются на столе и насколько питательным является рацион российских школьников в семье.
Рацион питания российских школьников в семье
Таблица 2
Частота потребления | Продукты питания |
Мясо, рыба, колбаса | Молочные продукты, яйца | Овощи (кроме картофеля) | Картофель | Макароны, крупы, каши | Фрукты и соки |
Каждый день | 55 | 75 | 46 | 59 | 39 | 30 |
2-3 раза в неделю | 35 | 22 | 43 | 36,5 | 50 | 41 |
1 раз в неделю | 7,5 | 3,5 | 9,5 | 4 | 10,5 | 20 |
По праздникам | 2,5 | 0,5 | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 9 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Как видно из данной таблицы, абсолютное большинство (не менее 75%) школьников получают ежедневно полноценный животный белок, благодаря которому возможен рост и развитие нервной, мышечной и других важнейших тканей. Молочные продукты и яйца в основном способны удовлетворить потребность растущего организма в аминокислотах, в том числе - незаменимых, без которых нормальное развитие человека невозможно.
Чуть более половины школьников ежедневно едят мясные и рыбные продукты. Весьма значителен вклад в ежедневный рацион картофеля и овощей, служащий ценным источником углеводов, а также витаминов и микроэлементов. С другой стороны, ежедневное потребление фруктов и соков – наиболее богатой витаминами пищевой продукции – нельзя считать достаточным: только 30% школьников имеют возможность получать эти продукты каждый день.
Важнейший вопрос – как сказывается дефицит полноценного питания на росте и развитии учащихся? Дети, которые характеризуются недостаточной полноценностью питания, по целому ряду признаков отличаются от своих сверстников.
В первую очередь можно констатировать отставание на уровне физического развития этих детей, причем они в большей мере выражены по массе тела (разница составляет, в среднем, 1,5 – 2 кг). Физические возможности детей, страдающих от недостатка питания, также несколько снижены, причем сильнее всего это проявляется в уровне аэробной выносливости. Снижение выносливости – верный признак неблагополучия в состоянии регулярных систем организма, первый сигнал, свидетельствующий о физическом неблагополучии.
Другой важный аспект качества и структуры питания – его регулярность. Человек биологически приспособлен питаться дробно, порциями несколько раз в день. В этом – существенное отличие человека от его ближайших биологических родственников, человекообразных обезьян, которые питаются в основном малокалорийной растительной пищей и вынуждены делать это почти непрерывно в течение всего времени бодрствования. Не похож человек и на некоторых хищников, которым достаточно получить пищу 1 раз в день или даже реже – её высокая калорийность позволяет этим животным надолго запасаться энергией, достаточной для жизнедеятельности. Человек - существо всеядное, питающееся как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными продуктами, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи, фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания составляет 3-5-кратный прием пищи в течение дня. Эти элементарные правила гигиены питания знакомы, разумеется, каждому школьнику. Тем не менее, как показывают исследования (табл. 3), около 4 % первоклассников и довольно большое количество десятиклассников питаются 1-2 раза в день
Правила гигиены питания школьника(%)
Таблица 3
Количество приёмов пищи в день | 1 класс | 10 класс |
Девочки | 1 раз в день | 2,7 | 0,5 |
2 раза в день | 0,9 | 6,2 |
3 раза в день | 29,4 | 29,6 |
чаще | 34,5 | 14,3 |
когда захочет | 32,5 | 49,4 |
Итого | 100,00 | 100,00 |
Мальчики | 1 раз в день | 3,3 | 0,4 |
2 раза в день | 0,9 | 2,5 |
3 раза в день | 27,5 | 26,6 |
чаще | 35,1 | 19,5 |
когда захочет | 33,2 | 51,0 |
Итого | 100,00 | 100,00 |
Следует отметить, что в значительном числе случаев это сочетается с весьма низкими цифрами, характеризующими полноценность питания. Таким образом, в значительной мере, такой нерациональный режим питания обусловлен невозможностью получать пищу в соответствии с потребностью. Как мы видим, нерациональный режим питания характерен для несколько большего числа учащихся, чем «недостаточный» уровень полноценности. Вероятно, это говорит о том, что дети и их родители не всегда следуют рекомендациям гигиенистов и врачей об организации рационального питания, даже имея для этого необходимые возможности. В этом направлении необходима всесторонняя пропагандистская и просветительская работа.
По режиму питания нет существенных различий между мальчиками и девочками одного возраста, тогда как первоклассники и десятиклассники друг от друга несколько различаются, хотя и не принципиально. Так, десятиклассников, питающихся 1-2 раза в день, уже гораздо меньше, чем первоклассников, тогда как 2 раза в день, заметно больше. Среди первоклассников примерно равные количества тех, кто питается 3 раза в день, чаще 3-х раз и «когда захочет». Среди десятиклассников это распределение иное: количество питающихся 3 раза в день практически такое же, как и среди первоклассников (видимо, эта цифра отражает долю семей, в которых питание поставлено на строго регулярной основе); значительно снижено число тех, кто регулярно питается чаще 3-х раз, но зато около половины юношей и девушек питаются тогда, когда захотят. Эта «свобода» режима питания, с одной стороны, свидетельствует о том, что для половины школьников пропитание не составляет проблемы; а с другой – это может говорить о хаотичности, бессистемности режима питания, что обычно негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Известно, что заболевания органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30 - 40%) возрастают по сравнению с учащимися начальной школы. Нерегулярность и нарушения режима питания – одна из возможных причин такого положения.
В этом отношении важным фактором является организация питания в условиях школы. По данным мониторинга, свыше 90% школ оборудованы оснащёнными столовыми, в которых имеются все необходимые условия для обеспечения учащихся горячей пищей. Тем не менее, далеко не во всех школах работа столовых поставлена качественно. Об этом свидетельствуют результаты, представленные в таблице 4.
Организация питания школьников(%)
Таблица 4
Утренний завтрак | 1 класс | 10 класс |
Девочки | Утром не завтракает | 6,2 | 11,0 |
Завтракает дома | 62,3 | 84,0 |
Завтракает в школе | 31,5 | 5,0 |
итого | 100,00 | 100,00 |
Мальчики | Утром не завтракает | 5,0 | 7,5 |
Завтракает дома | 65,1 | 88,8 |
Завтракает в школе | 29,9 | 3,7 |
итого | 100,00 | 100,00 |
Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракает, причём это нарушение режима питания чаще всего наблюдается у девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более распространённым явлением. Это – плохой признак, свидетельствующий о формировании у части молодых людей неправильного стереотипа пищевого поведения. Среди первоклассников примерно 1/3 завтракает в школе, а 2/3 завтракают дома. Однако, видимо, качество пищи в школе не слишком привлекательно, и к концу обучения таких, кто завтракает в школе, остаётся не более 5%. Таким образом, хотя услугами школьного «общепита» вынуждено пользоваться большинство учащихся, возрастная динамика их отношения к школьному питанию свидетельствуют о невысоком качестве предоставляемых этой системой услуг.
Резюмируя представленные материалы, можно констатировать, что сегодняшняя ситуация с состоянием питания школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причём в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый случай требует пристального внимания со стороны органов образования и здравоохранения. Во-вторых, дети и, видимо, их родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний. В-третьих, организация питания в школе оставляет желать лучшего, и многие дети избегают пользоваться услугами школьной столовой. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.
2. Правила здорового питания российских школьников
Здоровье человека – самая важная жизненная ценность, которую нужно беречь и всячески поддерживать. В любом социально – экономически развитом обществе, здоровье детей и подростков является актуальной проблемой и предметом первоначальной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований («Демографический ежегодник России…», 1995-2000; «Здравоохранение Российской Федерации», 2000; «Аналитические материалы Госкомстата…», 2002; Государственный доклад «О санитарно – эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001 году», 2002.), показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены многие условия, влияющие на здоровье.
Как же сохранить этот великий дар – здоровье? Каким путем спланировать свою жизнь, деятельность, чтобы не растерять эту ценность. Путь к здоровью прост и доступен: нужно питаться правильно.
Уже в письменных памятниках на Руси упоминаются правила разумного потребления пищи. В «Изборнике Святослава» есть немало советов по правильному питанию. Людям рекомендовали, есть больше овощей, к которым отнесены также травы, ягоды, фрукты и грибы.
Но сегодня многие советы являются актуальными. Современные средства массовой информации, книжные прилавки изобилуют множеством советов о здоровом питании: питание по группам крови, по лунным циклам, по цвету продуктов, по дням недели, разнообразными диетами.
Все это основано на каких – либо ограничениях, но чтобы выглядеть хорошо, необязательно впадать в крайности, нужно просто соблюдать элементарные правила по правильному питанию, которые мы предлагаем в нашем реферате.
Правила здорового питания:
Самое сложное – осознать потребность изменения сложившихся стереотипов в питании и начать действовать. Необходимо сделать несколько начальных шагов, чтобы уже через несколько дней почувствовать первые положительные результаты, а затем начать следовать намеченным путём всё смелее и увереннее.
Начать переход на здоровое питание и оздоровление лучше весной. Под влиянием солнечной радиации в коже начинает образовываться витамин D, а благодаря растительности, являющейся природной пищей человека, уменьшается потребность в мясопродуктах и другой рафинированной и тяжёлой пище.
Для сохранения здоровья следует запомнить следующие простейшие правила:
вначале жидкие продукты – затем твёрдые;
вначале сырые – затем варёные (жареные, запечённые и т.п.);
сладкое после еды, но не до неё;
жирная пища в конце еды, но не в начале;
острые блюда не употреблять на голодный желудок, а только после некоторого количества пищи или напитков нейтрального вкуса и нераздражающего действия;
холодные или горячие блюда не употреблять в начале еды, а только после пищи или напитков с температурой, близкой к температуре тела человека.
Важное правило – умеренность и разнообразие. В истории существует интересный факт о пирах древнеримского полководца Луккула. На его приемах преподносили устриц, тушеных моллюсков, дроздов со спаржей, белые и черные каштаны. Конечно, такое изобилие деликатесов – испытание для желудка императора Луккулы и для простого человека, поэтому на столе тех, кто заботится о своем здоровье, лучше видеть растительную пищу, молоко и кисломолочную продукцию, тяжелую мясную пищу заменить рыбопродуктами. В середине 80-х годов 20 века ученые Канады сделали открытие в области науки о питании. Они обратили внимание на то, что жители стран, где традиционно едят много морепродуктов и рыбы, меньше подвержены инфарктам, ишемической болезни сердца, тромбозам. Жир океанических рыб препятствует отложению холестерина на стенках сосудов, стимулирует иммунитет. Наиболее полезны в этом смысле ставрида, лосось, форель, скумбрия, мойва, сардины.
Важно не пренебрегать хлебом из муки грубых сортов, цельнозерновым хлебом, так как, по мнению академика А. Уголева, именно в этих продуктах содержится клетчатка и пектины, которые помогают вывести из организма токсины и радионуклиды. Нельзя заменять хлеб из муки грубых сортов изделиями из пшеничной муки высшего сорта.
Для здоровья человека важна пища богатая витаминами. По мнению советского ученого Н. Эммануэля и американского ученого Д. Хармана, именно витамины (А, А1,В1,В3,В6) помогают вывести из организма человека свободные радикалы. Этих витаминов много в ярких овощах, фруктах, луке, зеленом чае. Желательно употреблять льняное и оливковое масло, семечки и орехи.
Употребляйте в пищу только хорошие, свежие припасы, готовьте пищу незадолго до потребления.
Не злоупотребляйте острыми приправами.
Соблюдайте режим питания, ешьте несколько раз в день и в определенное время.
Основными принципами перехода на путь оздоровления и здоровое питание являются:
- постепенность
Принцип постепенности относится, прежде всего, к изменению структуры питания и увеличению нагрузок (водных, физических и др.). Во время переходного периода происходит процесс восстановления здоровья, и торопиться здесь нельзя;
- комплексность
Наилучшие результаты достигаются только при комплексном выполнении рекомендаций;
- регулярность и систематичность
При регулярном выполнении рекомендаций первые признаки улучшения самочувствия и ощутимые изменения в состояние здоровья наступают гораздо раньше, чем при эпизодических мерах воздействия;
Чтобы не утратить иммунитета к перевариванию различных продуктов, рекомендуется раз в 2 недели употреблять продукты, относящиеся к неполезным;
- контроль результатов
Это ЭКГ, рентген, анализы крови, мочи и т.п. Контроль результатов – это обязательный компонент комплексного подхода к оздоровлению.
Важно, что процесс перехода на здоровое питание занимает от 1-го до нескольких месяцев на начальном этапе и от 1-го до 2-х лет для полного оздоровления. Однако применять структуру питания нужно постепенно, с регулярным контролем собственного самочувствия. Применяя эти правила и изменив свой привычный рацион питания на правильный, вы не только получите внешнюю красоту, стройность, но и сохраните самый ценный дар – здоровье.
3. Характеристика питания школьников
МОУ «Стуковская сош»
Питание в нашей школе – наболевшая проблема: школьников и родителей не только не удовлетворяет ассортимент горячего питания, но и качество приготовленной пищи, способы обслуживания.
В рационе школьников недостаточно свежих фруктов, овощей, кисломолочных продуктов.
Рассмотрев меню – раскладку на 12 дней, мы выявили, что использованный набор продуктов для приготовления пищи не отличается разнообразием.
Предлагаем вам цикличное меню школьной столовой.
Понедельник Каша пшенная Чай Хлеб | Понедельник Каша манная Чай Хлеб |
Вторник Гречневая каша Котлета Чай Хлеб | Вторник Плов Свекла отварная Кофейный напиток Хлеб |
Среда Уха Кисель Хлеб | Среда Борщ Лимонный напиток Хлеб |
Четверг Макароны с сыром Компот Хлеб | Четверг Каша рисовая Чай Хлеб |
Пятница Картофельное пюре Рыба соленая Чай, хлеб | Пятница Перловка Рыба с майонезом Чай, хлеб |
Суббота Повидло, хлеб Чай | Суббота Булочка Чай |
ИЗ добровольного мониторинга родителей школьников было установлено, что многие дети из малообеспеченных семей. Таким образом, питание и дома, и в школе находится не на должном уровне.
Хорошо известно, что белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к тяжелым и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. В частности, недостаток некоторых аминокислот в пище, ведет к развитию идиотии, на фоне низкорослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма.
Учитывая сказанное, мы попытались с помощью анкетного опроса, оценить качественную и количественную сторону питания наших школьников.
Охват школьников горячим питанием составляет 80%, в основном питаются младшие и средние школьники.
Почему учащиеся с неохотой посещают столовую? Какие блюда нравятся, а какие нет в рационе школьного питания? Какие продукты считаешь полезными в рационе школьного питания? Чем бы могли помочь в организации здорового питания?
Такие вопросы мы задали при анкетировании учащихся нашей школы. Младшие классы – опрошено 30 человек, средние – 32 человека, старшие – 38 человек - всего опрошено 100 человек.
«Полезные продукты»
Таблица 5
Полезные продукты | Количество учащихся | % |
Овощи, фрукты | 72 | 72 |
Рыба | 35 | 35 |
Мясные продукты | 45 | 45 |
Молочные продукты | 40 | 40 |
Супы | 33 | 33 |
К «нелюбимым» блюдам учащиеся относят супы - гороховый, борщ, щи, уха (25 человек из 100). Объясняя это низким уровнем вкусовых качеств, способа обслуживания (мало соли, блюдо недоварено, остыло).
1/3 учащихся школы относят супы в разряд «полезных продуктов».
Школьники выразили свои пожелания в графе «Любимые продукты , которые я хотел бы видеть в рационе школьной столовой»:
«Любимые продукты»
Таблица 6
Продукты | Количество учащихся | % |
Фрукты, соки, салаты | 90 | 90 |
Мясные продукты | 75 | 75 |
Блюда из картофеля | 60 | 60 |
Рыба | 37 | 37 |
Молочные продукты | 15 | 15 |
Если младшие школьники к «любимым» продуктам относят молочные продукты, рыбу, овощи, фрукты, то старшие школьники (90%) в эту графу написали мясные продукты, блюда из картофеля. Это объясняется потребностями растущего организма, большей затратой физической и умственной энергии. Мясо и картофель – источник жиров и углеводов, это сила и энергия для растущего организма.
Но прием пищи должен состоять не только из одного набора продуктов, поэтому и в младшем и в старшем школьном возрасте питание должно быть разнообразным, содержать не только белки, жиры и углеводы, но и витамины, и минеральные вещества. Только в этом случае мы можем достичь баланса в питании.
В конце февраля – начале марта 2009 года на базе нашей школы мы организовали конкурс «Лучшее меню». Меню на 12 дней разрабатывали школьники вместе со своими классными руководителями. Продукты, заявленные в меню, должны были быть не только вкусными, но и максимально полезными для здоровья, безопасными (соответствовать ГОСТу питания), и отвечать запросам растущего организма.
В конкурсе приняли активное участие школьники с 5 по 11 класс.
Предлагаем вам одну из лучших разработок школьного меню (учащихся 6 класса).
| 1 неделя | 2 неделя |
Понедельник | Картофельные котлеты со сметанным соусом Винегрет Чай Хлеб пшеничный | Каша рисовая на молоке Какао Хлеб с маслом Апельсин |
Вторник | Каша пшенная на молоке Хлеб пшеничный с маслом Какао Банан | Котлеты мясные с овощным гарниром Чай Хлеб Груша |
Среда | Рыба жареная Картофельное пюре Морковный салат Сок апельсиновый Хлеб | Плов Салат из огурцов и помидор Лимонный напиток Хлеб |
Четверг | Гречневая каша с молоком Хлеб с маслом и сыром Чай Яблоко | Оладьи со сгущенным молоком Чай Яблоко |
Пятница | Манный пудинг с вишнёвым вареньем Хлеб с маслом Чай | Бефстроганов Картофельное пюре Абрикосовый сок Хлеб |
Суббота | Вареники с творогом Чай Растягай | Макароны с окорочком Хлеб Кисель Мандарин |
Итак, все проведенные в рамках проекта мероприятия: анкетирование,
изучение состава продуктов, конкурс на лучшее меню и другое, - способствовали сплочению учащихся школы общей идеей: улучшить, разнообразить рацион питания школьников, приобщить к ЗОЖ, научить ценить самое важное для человека – его здоровье.
Заключение
Наши исследования выявили, что фактический набор продуктов в школьной столовой не отличался разнообразием. В рационе школьников отсутствовали свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты, дети недополучали мяса, молока, сливочного масла, сахара. Таким образом, питание в школьной столовой не отвечало в полной мере запросам растущего организма. В пищевом рационе школьников выявлен дефицит жизненно важных нутриентов: белков животного происхождения, жиров, кальция, йода, фтора, железа, витаминов.
Охват школьников горячим питанием составляет 80%, так как, учащихся не удовлетворяет ассортимент питания, качество приготовленной пищи, способы обслуживания, отсутствие свежих овощей и фруктов, мяса, салатов.
Учащиеся приняли активное участие в устранении этой проблемы: разработали собственное меню, которое соответствует потребностям растущего организма и соответствует ГОСТу питания.
Данные разработки меню мы обсудили за круглым столом с администрацией школы, с родительским комитетом, с работниками столовой, так как только совместными усилиями можно сделать шаги к улучшению питания, а значит и здоровью детей.
За круглым столом мы разработали план дальнейшей работы по организации питания школьников:
расширить ассортимент питания (свежие овощи, фрукты, соки, кисломолочные продукты, мясные продукты).
Не менее одного раза в неделю включить в меню блюда из рыбы
Увеличить количество детей, обеспечиваемых горячим питанием в школе
- Оборудовать школьную столовую необходимым инвентарем для организации здорового питания
Проблема организации здорового питания должна волновать не только учащихся, но и родителей, работников здравоохранения, образования, сферы общественного питания. Только общими идеями мы придем к достигнутой цели – организовать правильное питание, а значит, сохранить здоровье будущей нации.
Список литературы
Безъязыкова Н. Осторожно: разгрузочные дни!// Здоровье школьника. – 2008. – июль. - №7. с. – 49-51.
Безъязыкова Н., Чем бы заесть стресс.// Здоровье школьника. – 2008. – октябрь.- №10. – с. 52-57.
Березина И. Праздник живота.// Здоровье школьника. – 2008. – декабря. - №12. – 38-40.
Заикина Е. Проектирование и ЗОЖ // Здоровье детей. – 2008. – 16-31 декабря. - №24.с. 16-22.
Игнатьев В.А. Специализированные продукты.// Здоровье детей. – 2008. – 1-15 октября. - №19. С. – 12-15.
Кузнецова О. Такие разные пищевые добавки. // Здоровье детей. – 2008. – 16-31 декабря. - №24. – с. 8-11.
Кузнецова О. Такие разные пищевые добавки. // Здоровье детей. – 2008. – 16-31 декабря. - №24. – с. 8-11.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений./ Под редакцией М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. – М., 2004.
Пища, опасная для жизни.// Популярный иллюстрированный справочник «Семейная энциклопедия здоровья»/ Издательство ДЕАGOSTINI, 2006.
Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. – Минск, 1994.
Значение витаминов в питании.
Витамины - жизненно необходимые низкомолекулярные органические биологически высокоактивные соединения разнообразной химической природы, не синтезируемые (или синтезируемые в недостаточном количестве) в организме, поступающие с пищей и выполняющие функцию катализаторов - ускорителей обменных процессов. Витамины относятся к незаменимым факторам питания, однако не являются источником энергии. Содержание их в пищевых продуктах составляет, как правило, 10-100 мг/100г.
Недостаточность витаминов возникает вследствие их низкого содержания в суточном рационе, из-за длительного или неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки, воздействия антивитаминных факторов, нарушения баланса химического состава рационов и оптимальных отношений между витаминами и другими пищевыми веществами и между отдельными витаминами; из-за пищевых извращений и религиозных запретов, налагаемых на ряд продуктов у некоторых народностей.
Повышенная потребность в витаминах возникает при особых физиологических состояниях организма (интенсивный рост и др.), определенных климатических условиях, интенсивной физической или нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях, при инфекционных заболеваниях, интоксикациях, заболеваниях внутренних органов, желез внутренней секреции, повышенной экскреции витаминов.
Ретинол (витамин А) необходим для нормального зрения, роста, клеточной дифференцировки, воспроизводства и целостности иммунной системы.
Основными источниками ретинола являются печень (3000-15000 мкг) и печеночный рыбий жир. Значительно содержание ретинола в молоке (50-70 мкг/100 г), молочных продуктах, сырых яйцах (100-300 мкг/100 г) и продуктах из яиц, а также в курином мясе (20—100 мкг/100 г). Другие виды мяса и большая часть рыбы бедны ретинолом(0—30 мкг/100 г). Активно усвояемые каротиноиды имеются во многих овощах - в моркови (2000—7000 мкг/100)г, лиственных овощах (2000-3000 мкг/100 г), томатах (700-1200 мкг/100 г).
Кальциферол (витамин D) необходим для нормального процесса всасывания кальция.
Токоферол (витамин Е) способен нейтрализовать аутоокислительные реакции в организме, являясь одним из основных алиментарных антиоксидантов.
16