kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ - ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕЙ НАЦИИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время быстро возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она дает силу, энергию, развитие, а при грамотном ее употреблении – и здоровье. Можно с определенной уверенностью утверждать, что здоровье человека на 70% зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с ее же помощью можно избавиться от большинства недугов. Современному школьнику, активно двигающемуся, думающему, растущему и развивающемуся, познающему мир, нужна энергия, а это и есть полноценное питание.

В нашей школе питание – наболевшая проблема:

- неудовлетворительная организация снабжения пищеблоков продуктами питания;

- низкая квалификация персонала пищеблоков, что закономерно связано с низкой заработной платой этих работников;

- неудовлетворенная оснащенность пищеблоков технологическим, холодильным и кухонным инвентарем;

- нарушения принципов составления меню,  нарушения пищевой ценности рационов.

Путем анализа набора продуктов в рационе и их соответствия нормам мы провели оценку качества питания школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проект ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стуковская средняя общеобразовательная школа»

Алтайский край, Павловский район

Краевой заочный конкурс «Полноценное питание в школе – залог здоровья»













Автор: Фофанова Юлия Андреевна,

ученица 10 класса

Куратор: Парфенова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Адрес школы: 659005

Алтайский край

Павловский район

Улица Центральная, 95

МОУ «Стуковская сош»

Тел. 8 (385-81) 36182











с. Стуково - 2009






Оглавление

Введение …………………………………………………………….стр. 3

Глава 1

Характеристика питания российских школьников……………….стр. 5

Глава 2

Правила здорового питания российских школьников……………стр.9

Глава 3

Характеристики питания школьников МОУ «Стуковская сош»…стр.12

Заключение …………………………………………………………..стр.16

Приложение ………………………………………………………….стр. 18


Введение

В настоящее время быстро возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она дает силу, энергию, развитие, а при грамотном ее употреблении – и здоровье. Можно с определенной уверенностью утверждать, что здоровье человека на 70% зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с ее же помощью можно избавиться от большинства недугов. Современному школьнику, активно двигающемуся, думающему, растущему и развивающемуся, познающему мир, нужна энергия, а это и есть полноценное питание.

В нашей школе питание – наболевшая проблема:

- неудовлетворительная организация снабжения пищеблоков продуктами питания;

- низкая квалификация персонала пищеблоков, что закономерно связано с низкой заработной платой этих работников;

- неудовлетворенная оснащенность пищеблоков технологическим, холодильным и кухонным инвентарем;

- нарушения принципов составления меню, нарушения пищевой ценности рационов.

Путем анализа набора продуктов в рационе и их соответствия нормам мы провели оценку качества питания школьников.



Оценка качества питания школьников

Таблица 1

Наименование

продукта

Норма в

день (кг)

Норма

завтрака

(20% сут. нормы) (кг)

Получено

за

завтраком (кг)

Недополучили

за

завтраком

(кг)

Получили всего от нормы потреб. завтрака (%)

Хлеб

0,25

0,05

0,074

0,024

48

Масло сл.

0,045

0,009

0,0047

0,0043

52

Мясо

0,160

0,032

0,018

0,014

56,25

Молоко

0,5

0,1

0,024

0,076

24

Сахар

0,08

0,016

0,013

0,003

81,25

Сыр

0,010

0,002

0,002

Норма

Фрукты, овощи

0,2

0,04



0


Рассмотрев меню – раскладку за 10 дней, мы установили, что фактиче­ский набор продуктов не отличается разнообразием. В рационе школьников отсутствуют свежие фрукты, соки, кисломолочные продукты. Дети недополу­чают мяса (всего 56,25% от рекомендуемой нормы потребле­ния за завтраком), молока (24%), сливочного масла (52%), сахара (81,25%).

Дефицит этих продуктов заменяется мучными, крупяными изделиями (избы­ток мучных изделий – 48%), натуральные продукты заменяются консервиро­ванными (рыбные консервы, сгущенное молоко). Кроме того, в рацион школьников входят запрещенные продукты: котлеты – полу­фабрикаты, супы из сухих концентратов. В пищевом рационе школьни­ков выявлен дефицит жизненно важных нутриентов: белков животного происхождения, жиров, кальция, фосфора, йода, фтора, железа, витаминов. Состав фактического набора питания школьников в семьях соответствует рекомендуемому, но характерно завышенное потребление кондитер­ских изделий (в 3 раза), мучных продуктов, картофеля. Молока же употребля­ется в 3 раза меньше необходимого количества. Потребление сме­таны снижено в 8 раз, рыбы – в 5, сыра – в 3 раза. Мясо, сливочное масло, фрукты, соки используются в недостаточном количестве. Охват школьников горячим питанием составляет 80 %, в основном в школе питаются младшие и средние школьники.

Из анализа медицинского осмотра за период 2005-2008гг., выявлено, что дети в школе страдают заболеваниями:

- желудочно-кишечного тракта (8%),

- ожирением и другими болезнями обмена веществ (12%),

- дефицитом массы тела (8%),

- кариесом (20%),

- пищевой аллергией (5%),

- снижением иммунитета, которое приводит к ОРЗ (15%) и многим другим заболеваниям более устрашающего характера - хроническим (3%) и т. д.

В связи с этим становится понятным, почему мы говорим о необходимости сбалансированного питания, так как неправильное питание – провокатор многих болезней.

Данная работа поможет понять, как организовать питание школьников таким образом, чтобы оно было максимально полезным, вкусным, безопасным и отве­чало запросам растущего организма.


Пути решения проблемы:


- Мониторинг среди учащихся школы

- Конкурс «Лучшее меню» с обоснованием его полезности для здоровья (с учетом ГОСТА)

- Круглый стол с администрацией, работниками столовой, родительским комитетом на тему «Организация здорового питания школьников». Обсуждение предложений школьников.

- Реализация разработок школьных меню на практике.

Только совместными усилиями родителей, работников здравоохранения, образования, сферы общественного питания, можно сделать шаги к улучшению питания, а значит, и здоровья детей.



1. Характеристика питания российских школьников

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.

Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.


Основные принципы государственной политики в области здорового питания населения:


1. Здоровье человека – важнейший приоритет государства;

  1. Питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;

  2. Питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации до 2010 года» и президентской программе «Дети России». Целью программы является улучшение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Пища – единственный источник жизненно важных веществ, необходимый для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка.

Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к тяжелым и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. Нехватка витаминов также способна ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма. Вот почему предприняли исследование структуры и регулярности питания российских школьников. Инструментом такого исследования послужили специально разработанные анкеты, которые содержали целый ряд вопросов об условиях и образе жизни учащихся, в том числе – блок вопросов, касающихся структуры и организации питания. Вопросы этого блока поставлены так, чтобы можно было оценить привычный, типичный стиль питания в семье. Очевидно, что анкетный опрос не способен точно выявить, качественную структуру питания и его количественную меру, однако косвенные вопросы позволили уяснить, страдают ли дети от недоедания, какие продукты чаще, а какие – реже появляются на столе и насколько питательным является рацион российских школьников в семье.


Рацион питания российских школьников в семье


Таблица 2

Частота потребления

Продукты питания

Мясо, рыба, колбаса

Молочные продукты, яйца

Овощи (кроме картофеля)

Картофель

Макароны, крупы, каши

Фрукты и соки

Каждый день

55

75

46

59

39

30

2-3 раза в неделю

35

22

43

36,5

50

41

1 раз в неделю

7,5

3,5

9,5

4

10,5

20

По праздникам

2,5

0,5

1,5

0,5

0,5

9

Итого

100

100

100

100

100

100


Как видно из данной таблицы, абсолютное большинство (не менее 75%) школьников получают ежедневно полноценный животный белок, благодаря которому возможен рост и развитие нервной, мышечной и других важнейших тканей. Молочные продукты и яйца в основном способны удовлетворить потребность растущего организма в аминокислотах, в том числе - незаменимых, без которых нормальное развитие человека невозможно.

Чуть более половины школьников ежедневно едят мясные и рыбные продукты. Весьма значителен вклад в ежедневный рацион картофеля и овощей, служащий ценным источником углеводов, а также витаминов и микроэлементов. С другой стороны, ежедневное потребление фруктов и соков – наиболее богатой витаминами пищевой продукции – нельзя считать достаточным: только 30% школьников имеют возможность получать эти продукты каждый день.

Важнейший вопрос – как сказывается дефицит полноценного питания на росте и развитии учащихся? Дети, которые характеризуются недостаточной полноценностью питания, по целому ряду признаков отличаются от своих сверстников.

В первую очередь можно констатировать отставание на уровне физического развития этих детей, причем они в большей мере выражены по массе тела (разница составляет, в среднем, 1,5 – 2 кг). Физические возможности детей, страдающих от недостатка питания, также несколько снижены, причем сильнее всего это проявляется в уровне аэробной выносливости. Снижение выносливости – верный признак неблагополучия в состоянии регулярных систем организма, первый сигнал, свидетельствующий о физическом неблагополучии.

Другой важный аспект качества и структуры питания – его регулярность. Человек биологически приспособлен питаться дробно, порциями несколько раз в день. В этом – существенное отличие человека от его ближайших биологических родственников, человекообразных обезьян, которые питаются в основном малокалорийной растительной пищей и вынуждены делать это почти непрерывно в течение всего времени бодрствования. Не похож человек и на некоторых хищников, которым достаточно получить пищу 1 раз в день или даже реже – её высокая калорийность позволяет этим животным надолго запасаться энергией, достаточной для жизнедеятельности. Человек - существо всеядное, питающееся как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными продуктами, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи, фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания составляет 3-5-кратный прием пищи в течение дня. Эти элементарные правила гигиены питания знакомы, разумеется, каждому школьнику. Тем не менее, как показывают исследования (табл. 3), около 4 % первоклассников и довольно большое количество десятиклассников питаются 1-2 раза в день


Правила гигиены питания школьника(%)

Таблица 3

Количество приёмов пищи в день

1 класс

10 класс



Девочки



1 раз в день

2,7

0,5

2 раза в день

0,9

6,2

3 раза в день

29,4

29,6

чаще

34,5

14,3

когда захочет

32,5

49,4

Итого

100,00

100,00

Мальчики

1 раз в день

3,3

0,4

2 раза в день

0,9

2,5

3 раза в день

27,5

26,6

чаще

35,1

19,5

когда захочет

33,2

51,0

Итого

100,00

100,00


Следует отметить, что в значительном числе случаев это сочетается с весьма низкими цифрами, характеризующими полноценность питания. Таким образом, в значительной мере, такой нерациональный режим питания обусловлен невозможностью получать пищу в соответствии с потребностью. Как мы видим, нерациональный режим питания характерен для несколько большего числа учащихся, чем «недостаточный» уровень полноценности. Вероятно, это говорит о том, что дети и их родители не всегда следуют рекомендациям гигиенистов и врачей об организации рационального питания, даже имея для этого необходимые возможности. В этом направлении необходима всесторонняя пропагандистская и просветительская работа.

По режиму питания нет существенных различий между мальчиками и девочками одного возраста, тогда как первоклассники и десятиклассники друг от друга несколько различаются, хотя и не принципиально. Так, десятиклассников, питающихся 1-2 раза в день, уже гораздо меньше, чем первоклассников, тогда как 2 раза в день, заметно больше. Среди первоклассников примерно равные количества тех, кто питается 3 раза в день, чаще 3-х раз и «когда захочет». Среди десятиклассников это распределение иное: количество питающихся 3 раза в день практически такое же, как и среди первоклассников (видимо, эта цифра отражает долю семей, в которых питание поставлено на строго регулярной основе); значительно снижено число тех, кто регулярно питается чаще 3-х раз, но зато около половины юношей и девушек питаются тогда, когда захотят. Эта «свобода» режима питания, с одной стороны, свидетельствует о том, что для половины школьников пропитание не составляет проблемы; а с другой – это может говорить о хаотичности, бессистемности режима питания, что обычно негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Известно, что заболевания органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30 - 40%) возрастают по сравнению с учащимися начальной школы. Нерегулярность и нарушения режима питания – одна из возможных причин такого положения.

В этом отношении важным фактором является организация питания в условиях школы. По данным мониторинга, свыше 90% школ оборудованы оснащёнными столовыми, в которых имеются все необходимые условия для обеспечения учащихся горячей пищей. Тем не менее, далеко не во всех школах работа столовых поставлена качественно. Об этом свидетельствуют результаты, представленные в таблице 4.


Организация питания школьников(%)

Таблица 4

Утренний завтрак

1 класс

10 класс

Девочки

Утром не завтракает

6,2

11,0

Завтракает дома

62,3

84,0

Завтракает в школе

31,5

5,0

итого

100,00

100,00

Мальчики

Утром не завтракает

5,0

7,5

Завтракает дома

65,1

88,8

Завтракает в школе

29,9

3,7

итого

100,00

100,00


Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракает, причём это нарушение режима питания чаще всего наблюдается у девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более распространённым явлением. Это – плохой признак, свидетельствующий о формировании у части молодых людей неправильного стереотипа пищевого поведения. Среди первоклассников примерно 1/3 завтракает в школе, а 2/3 завтракают дома. Однако, видимо, качество пищи в школе не слишком привлекательно, и к концу обучения таких, кто завтракает в школе, остаётся не более 5%. Таким образом, хотя услугами школьного «общепита» вынуждено пользоваться большинство учащихся, возрастная динамика их отношения к школьному питанию свидетельствуют о невысоком качестве предоставляемых этой системой услуг.

Резюмируя представленные материалы, можно констатировать, что сегодняшняя ситуация с состоянием питания школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причём в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый случай требует пристального внимания со стороны органов образования и здравоохранения. Во-вторых, дети и, видимо, их родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний. В-третьих, организация питания в школе оставляет желать лучшего, и многие дети избегают пользоваться услугами школьной столовой. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.


2. Правила здорового питания российских школьников


Здоровье человека – самая важная жизненная ценность, которую нужно беречь и всячески поддерживать. В любом социально – экономически развитом обществе, здоровье детей и подростков является актуальной проблемой и предметом первоначальной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований («Демографический ежегодник России…», 1995-2000; «Здравоохранение Российской Федерации», 2000; «Аналитические материалы Госкомстата…», 2002; Государственный доклад «О санитарно – эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001 году», 2002.), показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены многие условия, влияющие на здоровье.

Как же сохранить этот великий дар – здоровье? Каким путем спланировать свою жизнь, деятельность, чтобы не растерять эту ценность. Путь к здоровью прост и доступен: нужно питаться правильно.

Уже в письменных памятниках на Руси упоминаются правила разумного потребления пищи. В «Изборнике Святослава» есть немало советов по правильному питанию. Людям рекомендовали, есть больше овощей, к которым отнесены также травы, ягоды, фрукты и грибы.

Но сегодня многие советы являются актуальными. Современные средства массовой информации, книжные прилавки изобилуют множеством советов о здоровом питании: питание по группам крови, по лунным циклам, по цвету продуктов, по дням недели, разнообразными диетами.

Все это основано на каких – либо ограничениях, но чтобы выглядеть хорошо, необязательно впадать в крайности, нужно просто соблюдать элементарные правила по правильному питанию, которые мы предлагаем в нашем реферате.


Правила здорового питания:


  1. Самое сложное – осознать потребность изменения сложившихся стереотипов в питании и начать действовать. Необходимо сделать несколько начальных шагов, чтобы уже через несколько дней почувствовать первые положительные результаты, а затем начать следовать намеченным путём всё смелее и увереннее.

  2. Начать переход на здоровое питание и оздоровление лучше весной. Под влиянием солнечной радиации в коже начинает образовываться витамин D, а благодаря растительности, являющейся природной пищей человека, уменьшается потребность в мясопродуктах и другой рафинированной и тяжёлой пище.

  3. Для сохранения здоровья следует запомнить следующие простейшие правила:

  1. вначале жидкие продукты – затем твёрдые;

  2. вначале сырые – затем варёные (жареные, запечённые и т.п.);

  3. сладкое после еды, но не до неё;

  4. жирная пища в конце еды, но не в начале;

  5. острые блюда не употреблять на голодный желудок, а только после некоторого количества пищи или напитков нейтрального вкуса и нераздражающего действия;

  6. холодные или горячие блюда не употреблять в начале еды, а только после пищи или напитков с температурой, близкой к температуре тела человека.

  1. Важное правило – умеренность и разнообразие. В истории существует интересный факт о пирах древнеримского полководца Луккула. На его приемах преподносили устриц, тушеных моллюсков, дроздов со спаржей, белые и черные каштаны. Конечно, такое изобилие деликатесов – испытание для желудка императора Луккулы и для простого человека, поэтому на столе тех, кто заботится о своем здоровье, лучше видеть растительную пищу, молоко и кисломолочную продукцию, тяжелую мясную пищу заменить рыбопродуктами. В середине 80-х годов 20 века ученые Канады сделали открытие в области науки о питании. Они обратили внимание на то, что жители стран, где традиционно едят много морепродуктов и рыбы, меньше подвержены инфарктам, ишемической болезни сердца, тромбозам. Жир океанических рыб препятствует отложению холестерина на стенках сосудов, стимулирует иммунитет. Наиболее полезны в этом смысле ставрида, лосось, форель, скумбрия, мойва, сардины.

  2. Важно не пренебрегать хлебом из муки грубых сортов, цельнозерновым хлебом, так как, по мнению академика А. Уголева, именно в этих продуктах содержится клетчатка и пектины, которые помогают вывести из организма токсины и радионуклиды. Нельзя заменять хлеб из муки грубых сортов изделиями из пшеничной муки высшего сорта.

  3. Для здоровья человека важна пища богатая витаминами. По мнению советского ученого Н. Эммануэля и американского ученого Д. Хармана, именно витамины (А, А1,В1,В3,В6) помогают вывести из организма человека свободные радикалы. Этих витаминов много в ярких овощах, фруктах, луке, зеленом чае. Желательно употреблять льняное и оливковое масло, семечки и орехи.

  4. Употребляйте в пищу только хорошие, свежие припасы, готовьте пищу незадолго до потребления.

  5. Не злоупотребляйте острыми приправами.

  6. Соблюдайте режим питания, ешьте несколько раз в день и в определенное время.

Основными принципами перехода на путь оздоровления и здоровое питание являются:

- постепенность

Принцип постепенности относится, прежде всего, к изменению структуры питания и увеличению нагрузок (водных, физических и др.). Во время переходного периода происходит процесс восстановления здоровья, и торопиться здесь нельзя;

- комплексность

Наилучшие результаты достигаются только при комплексном выполнении рекомендаций;

- регулярность и систематичность

При регулярном выполнении рекомендаций первые признаки улучшения самочувствия и ощутимые изменения в состояние здоровья наступают гораздо раньше, чем при эпизодических мерах воздействия;

Чтобы не утратить иммунитета к перевариванию различных продуктов, рекомендуется раз в 2 недели употреблять продукты, относящиеся к неполезным;

- контроль результатов

Это ЭКГ, рентген, анализы крови, мочи и т.п. Контроль результатов – это обязательный компонент комплексного подхода к оздоровлению.

Важно, что процесс перехода на здоровое питание занимает от 1-го до нескольких месяцев на начальном этапе и от 1-го до 2-х лет для полного оздоровления. Однако применять структуру питания нужно постепенно, с регулярным контролем собственного самочувствия. Применяя эти правила и изменив свой привычный рацион питания на правильный, вы не только получите внешнюю красоту, стройность, но и сохраните самый ценный дар – здоровье.


3. Характеристика питания школьников

МОУ «Стуковская сош»


Питание в нашей школе – наболевшая проблема: школьников и родителей не только не удовлетворяет ассортимент горячего питания, но и качество приготовленной пищи, способы обслуживания.

В рационе школьников недостаточно свежих фруктов, овощей, кисломолочных продуктов.

Рассмотрев меню – раскладку на 12 дней, мы выявили, что использованный набор продуктов для приготовления пищи не отличается разнообразием.

Предлагаем вам цикличное меню школьной столовой.


Понедельник

Каша пшенная

Чай

Хлеб

Понедельник

Каша манная

Чай

Хлеб

Вторник

Гречневая каша

Котлета

Чай

Хлеб

Вторник

Плов

Свекла отварная

Кофейный напиток

Хлеб

Среда

Уха

Кисель

Хлеб

Среда

Борщ

Лимонный напиток

Хлеб

Четверг

Макароны с сыром

Компот

Хлеб

Четверг

Каша рисовая

Чай

Хлеб

Пятница

Картофельное пюре

Рыба соленая

Чай, хлеб

Пятница

Перловка

Рыба с майонезом

Чай, хлеб

Суббота

Повидло, хлеб

Чай


Суббота

Булочка

Чай


ИЗ добровольного мониторинга родителей школьников было установлено, что многие дети из малообеспеченных семей. Таким образом, питание и дома, и в школе находится не на должном уровне.

Хорошо известно, что белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к тяжелым и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. В частности, недостаток некоторых аминокислот в пище, ведет к развитию идиотии, на фоне низкорослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма.

Учитывая сказанное, мы попытались с помощью анкетного опроса, оценить качественную и количественную сторону питания наших школьников.

Охват школьников горячим питанием составляет 80%, в основном питаются младшие и средние школьники.

Почему учащиеся с неохотой посещают столовую? Какие блюда нравятся, а какие нет в рационе школьного питания? Какие продукты считаешь полезными в рационе школьного питания? Чем бы могли помочь в организации здорового питания?

Такие вопросы мы задали при анкетировании учащихся нашей школы. Младшие классы – опрошено 30 человек, средние – 32 человека, старшие – 38 человек - всего опрошено 100 человек.


«Полезные продукты»


Таблица 5

Полезные продукты

Количество учащихся

%

Овощи, фрукты

72

72

Рыба

35

35

Мясные продукты

45

45

Молочные продукты

40

40

Супы

33

33


К «нелюбимым» блюдам учащиеся относят супы - гороховый, борщ, щи, уха (25 человек из 100). Объясняя это низким уровнем вкусовых качеств, способа обслуживания (мало соли, блюдо недоварено, остыло).

1/3 учащихся школы относят супы в разряд «полезных продуктов».

Школьники выразили свои пожелания в графе «Любимые продукты , которые я хотел бы видеть в рационе школьной столовой»:


«Любимые продукты»

Таблица 6

Продукты

Количество учащихся

%

Фрукты, соки, салаты

90

90

Мясные продукты

75

75

Блюда из картофеля

60

60

Рыба

37

37

Молочные продукты

15

15


Если младшие школьники к «любимым» продуктам относят молочные продукты, рыбу, овощи, фрукты, то старшие школьники (90%) в эту графу написали мясные продукты, блюда из картофеля. Это объясняется потребностями растущего организма, большей затратой физической и умственной энергии. Мясо и картофель – источник жиров и углеводов, это сила и энергия для растущего организма.

Но прием пищи должен состоять не только из одного набора продуктов, поэтому и в младшем и в старшем школьном возрасте питание должно быть разнообразным, содержать не только белки, жиры и углеводы, но и витамины, и минеральные вещества. Только в этом случае мы можем достичь баланса в питании.

В конце февраля – начале марта 2009 года на базе нашей школы мы организовали конкурс «Лучшее меню». Меню на 12 дней разрабатывали школьники вместе со своими классными руководителями. Продукты, заявленные в меню, должны были быть не только вкусными, но и максимально полезными для здоровья, безопасными (соответствовать ГОСТу питания), и отвечать запросам растущего организма.

В конкурсе приняли активное участие школьники с 5 по 11 класс.

Предлагаем вам одну из лучших разработок школьного меню (учащихся 6 класса).



1 неделя

2 неделя

Понедельник

Картофельные котлеты со сметанным соусом

Винегрет

Чай

Хлеб пшеничный

Каша рисовая на молоке

Какао

Хлеб с маслом

Апельсин

Вторник

Каша пшенная на молоке

Хлеб пшеничный с маслом

Какао

Банан

Котлеты мясные с овощным гарниром

Чай

Хлеб

Груша


Среда

Рыба жареная

Картофельное пюре

Морковный салат

Сок апельсиновый

Хлеб

Плов

Салат из огурцов и помидор

Лимонный напиток

Хлеб

Четверг

Гречневая каша с молоком

Хлеб с маслом и сыром

Чай

Яблоко

Оладьи со сгущенным молоком

Чай

Яблоко



Пятница

Манный пудинг с вишнёвым вареньем

Хлеб с маслом

Чай

Бефстроганов

Картофельное пюре

Абрикосовый сок

Хлеб

Суббота

Вареники с творогом

Чай

Растягай

Макароны с окорочком

Хлеб

Кисель

Мандарин


Итак, все проведенные в рамках проекта мероприятия: анкетирование,

изучение состава продуктов, конкурс на лучшее меню и другое, - способствовали сплочению учащихся школы общей идеей: улучшить, разнообразить рацион питания школьников, приобщить к ЗОЖ, научить ценить самое важное для человека – его здоровье.


Заключение

Наши исследования выявили, что фактический набор продуктов в школьной столовой не отличался разнообразием. В рационе школьников отсутствовали свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты, дети недополучали мяса, молока, сливочного масла, сахара. Таким образом, питание в школьной столовой не отвечало в полной мере запросам растущего организма. В пищевом рационе школьников выявлен дефицит жизненно важных нутриентов: белков животного происхождения, жиров, кальция, йода, фтора, железа, витаминов.

Охват школьников горячим питанием составляет 80%, так как, учащихся не удовлетворяет ассортимент питания, качество приготовленной пищи, способы обслуживания, отсутствие свежих овощей и фруктов, мяса, салатов.

Учащиеся приняли активное участие в устранении этой проблемы: разработали собственное меню, которое соответствует потребностям растущего организма и соответствует ГОСТу питания.

Данные разработки меню мы обсудили за круглым столом с администрацией школы, с родительским комитетом, с работниками столовой, так как только совместными усилиями можно сделать шаги к улучшению питания, а значит и здоровью детей.

За круглым столом мы разработали план дальнейшей работы по организации питания школьников:

  • расширить ассортимент питания (свежие овощи, фрукты, соки, кисломолочные продукты, мясные продукты).

  • Не менее одного раза в неделю включить в меню блюда из рыбы

  • Увеличить количество детей, обеспечиваемых горячим питанием в школе

- Оборудовать школьную столовую необходимым инвентарем для организации здорового питания

  • Осуществлять регулярный контроль за приготовлением пищи комиссией родительского комитета.

  • В дополнение к столовой создать буфет.

Проблема организации здорового питания должна волновать не только учащихся, но и родителей, работников здравоохранения, образования, сферы общественного питания. Только общими идеями мы придем к достигнутой цели – организовать правильное питание, а значит, сохранить здоровье будущей нации.

Список литературы

  1. Безъязыкова Н. Осторожно: разгрузочные дни!// Здоровье школьника. – 2008. – июль. - №7. с. – 49-51.

  2. Безъязыкова Н., Чем бы заесть стресс.// Здоровье школьника. – 2008. – октябрь.- №10. – с. 52-57.

  3. Березина И. Праздник живота.// Здоровье школьника. – 2008. – декабря. - №12. – 38-40.

  4. Заикина Е. Проектирование и ЗОЖ // Здоровье детей. – 2008. – 16-31 декабря. - №24.с. 16-22.

  5. Игнатьев В.А. Специализированные продукты.// Здоровье детей. – 2008. – 1-15 октября. - №19. С. – 12-15.

  6. Кузнецова О. Такие разные пищевые добавки. // Здоровье детей. – 2008. – 16-31 декабря. - №24. – с. 8-11.

  7. Кузнецова О. Такие разные пищевые добавки. // Здоровье детей. – 2008. – 16-31 декабря. - №24. – с. 8-11.

  8. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений./ Под редакцией М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. – М., 2004.

  9. Пища, опасная для жизни.// Популярный иллюстрированный справочник «Семейная энциклопедия здоровья»/ Издательство ДЕАGOSTINI, 2006.

  10. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. – Минск, 1994.





























































































Значение витаминов в питании.

Витамины - жизненно необходимые низкомолекулярные органические биологически высокоактивные соединения разнообразной химической природы, не синтезируемые (или синтезируемые в недостаточном количестве) в организме, поступающие с пищей и выполняющие функцию катализаторов - ускорителей обменных процессов. Витамины относятся к незаменимым факторам питания, однако не являются источником энергии. Содержание их в пищевых продуктах составляет, как правило, 10-100 мг/100г.

Недостаточность витаминов возникает вследствие их низкого содержания в суточном рационе, из-за длительного или неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки, воздействия антивитаминных факторов, нарушения баланса химического состава рационов и оптимальных отношений между витаминами и другими пищевыми веществами и между отдельными витаминами; из-за пищевых извращений и религиозных запретов, налагаемых на ряд продуктов у некоторых народностей.

Повышенная потребность в витаминах возникает при особых физиологических состояниях организма (интенсивный рост и др.), определенных климатических условиях, интенсивной физической или нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях, при инфекционных заболеваниях, интоксикациях, заболеваниях внутренних органов, желез внутренней секреции, повышенной экскреции витаминов.

Ретинол (витамин А) необходим для нормального зрения, роста, клеточной дифференцировки, воспроизводства и целостности иммунной системы.

Основными источниками ретинола являются печень (3000-15000 мкг) и печеночный рыбий жир. Значительно содержание ретинола в молоке (50-70 мкг/100 г), молочных продуктах, сырых яйцах (100-300 мкг/100 г) и продуктах из яиц, а также в курином мясе (20—100 мкг/100 г). Другие виды мяса и большая часть рыбы бедны ретинолом(0—30 мкг/100 г). Активно усвояемые каротиноиды имеются во многих овощах - в моркови (2000—7000 мкг/100)г, лиственных овощах (2000-3000 мкг/100 г), томатах (700-1200 мкг/100 г).

Кальциферол (витамин D) необходим для нормального процесса всасывания кальция.

Токоферол (витамин Е) способен нейтрализовать аутоокислительные реакции в организме, являясь одним из основных алиментарных антиоксидантов.


16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ - ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕЙ НАЦИИ"

Автор: Парфенова Елена Васильевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства