Программа дополнительного образования "Организация внеклассной деятельности "Нить Жизни"
Программа дополнительного образования "Организация внеклассной деятельности "Нить Жизни"
Дорогие друзья!
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентиров, снижение нравственных норм поведения, кризисные явления в семье негативно сказываются на процессе воспитания и социализации детей и подростков.
В сложившейся социально-экономической ситуации развитие российского государства и общества, в условиях в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты значительно возрастает роль классного руководства, к которому предъявляются новые, более высокие требования.
Современный классный руководитель - это не только специалист-профессионал, обладающий глубокими знаниями в области теории и практики воспитания. Сегодня школе нужен классный руководитель, способный организовать воспитательную работу, сотрудничать с детьми и их родителями, любящий, ответственный, компетентный, готовый создать условия для сохранения физического и нравственного здоровья растущего человека, для саморазвития и самореализации личности в контексте национальной культуры.
Низкий поклон классным руководителям, инновационный опыт воспитательной деятельности которых оказал незаменимую помощь всем педагогам-воспитателям в реализации новых стандартов образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организация досуга является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме подготовки праздничных мероприятий, классных часов, поисковых и научных исследований и т.д. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Нормативно-правовая и документальная основа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
4. Должностная инструкция педагога-организатора.
5. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М., Просвещение, 2010
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
8. Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение. 2011;
9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение. 2011.
Новизна программы
В ГБОУ СОШ №595 создано объединение «Нить Жизни», в которой занимаются учащиеся 1-6 классов в возрасте от 7 до 12 лет. Особенность программы досуговой деятельности «Нить Жизни» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа внеурочной досуговой деятельности «Нить Жизни»- это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
В современных условиях развития нашего общества, когда школа работает по принципу – общественно-активная школа, необходимо формирование особого воспитательно-образовательного пространства, здорового психологического климата, создание общественно-полезной деятельности учащихся. Преимущества школ при решении данных вопросов состоит в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно находятся под контролем и руководством школы, им обеспечивается возможность заниматься в благоприятных условиях, горячее питание, помощь при выполнении домашнего задания. Кроме того, исходя из данных социального паспорта школы, многие семьи учащихся нашей школы не в состоянии в силу различных причин обеспечить должный надзор и создать необходимые условия для занятий и отдыха ребенка.
В школе традиционно обучаются дети, наделенные творческими способностями.
Внеурочная деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе внеурочной деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности «Нить Жизни» направленная на духовное развитие обучающихся.
Культурно – досуговая деятельность объединения «Нить Жизни» является частью социально - культурно – образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.
Цель программы:
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи досуговой деятельности:
Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.
Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.
Углубление содержания, использование новых форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Сплочение детей объединения «Нить Жизни»
Информировать общественность о работе учащихся и её результатах с помощью средств массовой информации, а также сайта образовательного учреждения, сетевых газет и образовательных порталов.
Ожидаемый результат
Расширение кругозора учащихся. осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.
Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
Укрепление традиций образовательного учреждения.
Содержание программы
Программа основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служат средством открытия той или иной стороны окружающей жизни – героического, прекрасного, удивительного и комического. Программа состоит из семи направлений, как спектр цветов радуги:
Фиолетовый – патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Синий – Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»
Голубой – Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»
Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»
Цели:
- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;
- развитие инициативы и творчества через работу временных групп по подготовке мероприятия;
- сплочение детей в объединении «Школьная радуга»
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Линейка «День знаний» – сентябрь
- Утренник «Посвящение в первоклассники» – октябрь
- Концертная программа «Золотая осень» - ноябрь
- Новогодний утренник – декабрь
- Игровая программа «Старый новый год или Васильев день» - январь
- Праздник на микрорайон «Широкая масленица» - февраль
- Концертная программа к 8Марта – март
- Сценка «Пасхальный благовест» и выставка пасхальных работ – апрель
- Королевский бал «Прощай начальная школа» - май
Структура программы досуговой деятельности: подготовка и проведение общешкольных праздников» (144 ч)
1. Общий сбор группы. Введение в КТД (4 ч).Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.
2. Подготовка и проведение осенних праздников (40 ч).Подготовка, проведение и анализ проведения праздника «Подари улыбку миру». Праздник Здоровья.
3. Подготовка и проведение зимних праздников (48 ч).Подготовка и проведение масленичных гуляний. Анализ мероприятия. Подготовка, проведение и анализ игры « Пиратский день рождения».
4. Подготовка и проведение весенних праздников (48 ч).Подготовка, проведение и анализ проведения праздника для мам и бабушек. Подготовка, проведение и анализ проведения мероприятия в честь Дня Победы. Подготовка Праздника последнего звонка. Выступление на Празднике последнего звонка Подведение итогов работы
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Кол-во
часов.
Теория
Кол-во часов.
Практика
Кол-во часов.
Всего
1
Общий сбор группы. Введение в КТД
2
2
4
2
Подготовка и проведение осенних праздников
4
40
44
3
Подготовка и проведение зимних праздников
6
42
48
4
Подготовка и проведение весенних праздников
4
44
48
Всего
16
120
136
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятий
Кол-во часов
Дата проведения
Раздел 1. Общий сбор группы. Введение в КТД
1.
Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД.
2
сентябрь
2.
Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.
2
сентябрь
Раздел 2.Подготовка и проведение осенних праздников
3.
Подготовка Праздника «Мама, папа, я – спортивная семья»
4
4.
Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
2
5.
Анализ проведения праздника
1
5.
Подготовка утренника «Посвящение в первоклассники»
10
6.
Проведение утренника «Посвящение в первоклассники»