Просмотр содержимого документа
«Проблема использования ненормативной лексики учащимися»
Министерство образования и науки ДНР
МОУ «Школа № 80 г. Донецка»
Проблема использования нецензурной лексики учащимися школы.
Творческая группа:
Холоша И.В.
Терновая Т.В.
Силенко К. Н.
Половинко Д. Р.
Донецк 2018
Актуальность проекта:
В 21 веке, веке постмодернизма, развития технической мысли и Интернета возникает дефицит общения, проявления чувств и подмена человеческих отношений иллюзией виртуального общения. Главной ценностью современного времени являются материальные богатства, стремление быстро подняться по служебной лестнице. Все это приводит к дефициту внимания людей по отношению друг к другу, родителей к детям. В таких условиях у подрастающего поколения часто отсутствуют понятия о нравственности, уважении, толерантности к другим и самому себе. Результатом этого часто становится повышенная агрессивность, языковая «бедность» речи подростков и детей и, конечно же, сквернословие. Сквернословие становится обычным явлением для детей и подростков не только на улице в среде сверстников, но и элементом каждодневного общения дома, и в стенах общеобразовательного учреждения.
Почему брань, сквернословие и русский мат прочно входят в среду общения между современными школьниками? Что это за пагубный процесс в обществе, когда некоторые подростки от 13до 17 лет не представляют свою речь без сквернословия ? Как защитить, оградить и попытаться предупредить массовое развитие этой социальной болезни.
Среди обучающихся мы провели анонимное анкетирование по теме «Сквернословие. Твое отношение к этому явлению» и получили следующие результаты:
На вопрос «Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова? Если «да», то где? - 53% обучающихся ответили, что употребляют их в кругу своих сверстников, 13% ответили, что употребляют дома, 14% - в школе. 8-х классов
На вопрос «Как ты относишься к сквернословию?» – 30% ответили -негативно, 44% - равнодушно, 26% - не замечают мат.
На вопрос «не 32% ответили -свободой слова, 43% - низким уровнем культуры, 25% -безнаказанностью за ругань.
Респонденты считают, что нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что… 28% - не хватает других, хороших слов; 34% считают, что это способ самоутверждения в глазах других людей, 38% - не знают ответа
Вопрос «Волнует ли тебя проблема чистоты языка?» дал следующие результаты: 39%- волнует, 26%- не волнует, 35% -никогда не задумывался об этом.
Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? - 36% ответили, что это бесполезно; 40% можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо; 24% - борьба необходима в любом случае.
На вопрос «Какие способы борьбы с нецензурной лексикой ты бы выбрал», были предложены такие способы - 22% предлагают разработать систему штрафов, 20% - заниматься воспитанием, 32% - самовоспитанием, 28% - не знают.
Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? 25% ответили «да», 75% - нет.
В ходе проведённого анкетирования мы пришли к выводу, что многие школьники считают нецензурную лексику нормой в культуре речи и ничего предосудительного в этом не видят.
Поэтому в ходе работы над проектом мы поставили перед собой цель: предупреждение развития сквернословия в речи детей и подростков в МОУ №80
Ц ели и задачи проекта:
-изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка;
- сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;
- сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;
- способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение участников проекта работать в команде.
Объектом исследования являются учащиеся 5-11 классов.
Предметом исследования: речь учащихся.
Ключевая идея проекта - внушить учащимся мысль, что личный и профессиональный успех напрямую обуславливается «имиджем» человека. Правильная, красивая речь, без сквернословия – залог жизненного успеха и обязательная составляющая гармоничного развитию личности.
Сроки реализации проекта:
Проект является краткосрочным(ноябрь-декабрь 2018),но предполагает продолжение деятельности в обозначенных рамках на постоянной основе.
Этапы работы над проектом:
Организационный:
Определение темы, постановка целей и задач, работа с тематической литературой и определение путей практического решения проблемы.
Деятельностный:
Анкетирование учащихся 5-11 классов, проведение конкурса слоганов, создание агитационного буклета.
Презентационный:
Представление буклета, создание выставки победивших работ.
Ожидаемый результат
1. Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы
2. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;
3. Готовность учащихся принимать участие социально полезной деятельности, умение работать в группе;
4. Удовлетворенность участников своей деятельностью по реализации идей проекта.