"Проблемные" взрослые - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Жестокое обращениес детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или сверстников, которые
привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Типы жестокого обращения с детьми
1.Физическое насилие .
2. Психологическое насилие.
3. Сексуальное насилие.
4. Пренебрежение детьми.
5. Экономическое насилие.
Физическое насилие
Нанесение физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, истязания без причинения видимых телесных повреждений.
.
Психологическое насилие
Унижение чести и достоинства, угрозы, крики, оскорбления, шантаж или действия, которые заставляют думать ребёнка, что он нежеланный и никчёмный.
Сексуальное насилие
Любой сексуальный контакт между взрослым и ребёнком или старшим ребёнком и младшим, а также демонстрация ребёнку порнопродукции.
Пренебрежение ребёнком
Оставление ребёнка без присмотра, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребёнка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, мед.помощи.
Экономическое насилие
Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить жестокое отношение:
Младший школьный возраст : стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомлённый вид, отставание в физическом развитии.
Подростковый возраст : побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания.
Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка:
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;
присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
7 . нежеланный ребенок;
8. умственные или физические недостатки ребенка;
9. "трудный" ребенок.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
Характерные особенности в поведении взрослых, которые должны подтвердить ваши опасения:
В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного класса в другой, из одной школы в другую.
Насилие в школе
Это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или учениками по отношению к учителю .
Школьному насилию способствуют:
Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.
Плохой микроклимат в учительском коллективе.
Равнодушное и безучастное отношение учителей.
4. Т радиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования, «политическая» система учреждения образования, наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»).
Школьный буллинг
Длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного человека или группы к другому человеку или группе.
Со стороны педагога : унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях, негативные или саркастические высказывания по поводу внешности или происхождения ученика, устрашающие и угрожающие жесты или выражения.
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли:
испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
импульсивны и легко приходят в ярость;
часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
не испытывают сочувствия к своим жертвам;
на уроке постоянно привлекают к себе внимание, вступают в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчивы и грубы;
могут лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли:
прогуливают школу, часто бывают в компании сверстников из других школ, районов;
входят в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
избегают общественно-полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Основные идеи по работес булли:
обидчиков нужно экстренно и эффективно разоблачать;
при установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования сообщить о сложившейся ситуации представителю администрации;
администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии;
непосредственная работа с жертвами и преследователями;
не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков;
работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества;
конструктивно работать с родителями.
Анкетирование «Насилие и дети»
Родители (в опросе участвовало 192 человека).
1. Какое воздействие на ребёнка в вашей семье Вы считаете наказанием?
2. Что может послужить поводом для наказания?
3.Какие меры наказания в вашей семье исключены?
4.Какой стиль воспитания преобладает в вашей семье?
5.Испытывал ли Ваш ребенок жестокое отношение к себе в школе со стороны сверстников?
6.Испытывал ли Ваш ребенок жестокое отношение к себе в школе со стороны учителей?
Анкета для детей и подростков «Насилие и дети»
Учащиеся (в опросе участвовали учащиеся 3-9классов, всего 203 человека).
1.Допускал ли кто-нибудь когда-нибудь по отношению к Вам жестокое отношение?
2.Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны сверстников?
3.Испытывали ли вы жестокое отношение к себе в школе со стороны учащихся старше вас?
5.Испытывали ли вы жестокое отношение к себе дома?
6.Пытались ли вы защитить себя?
7.Кому вы смогли бы рассказать о случившемся жестоком отношении к себе?
8.Хотели бы вы чтобы родители обнимали вас, говорили ласковые слова?
Алгоритм действий педагогапри выявлении жестокого обращения.
Выявление ситуации насилия над ребенком.
Оказание медицинской помощи.
Сообщение о факте жестокого обращения, насилия.
Передача информации в соответствующие органы.
Принятие решения.
Проведение реабилитационных мероприятий по выводу ребенка из кризисной ситуации.
1. Выявление ситуации насилия над ребенком.
Методы устного и письменного опроса (опрос, беседа, анкетирование, интервью)