Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу "Адаптация пятиклассников в основной школе".»
Родительское собрание на тему:«Адаптация пятиклассниковв основной школе»
Цель родительского собрания - знакомство родительского коллектива с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
Основные вопросы для обсуждения:
физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе,
психологические трудности адаптации пятиклассников к школе,
система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению,
практические советы, рекомендации по адаптации ребенка к школе.
Возрастные особенности
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.
Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возрастные особенности
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться
ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше.
Дезадаптация - реакция на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью.
Ее виды:
1 ) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
3 ) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Возрастные изменения в поведении ребенка.
ориентацией на группу сверстников .
снижением учебной мотивации .
отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости .
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Первые трудности
-разные преподаватели (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям)
- непривычное расписание
-много новых кабинетов
-новый классный руководитель
-в средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной были уже большими.
Причинами плохой адаптации в 5-м классе могут быть:
1.Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять
2. Большой поток информации , незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3 . Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удаётся уделить всем необходимое внимание.
Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость , а может и улучшить ее.
Среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней
- новые требования к оформлению работ;
Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой
Дети испытывают огромную потребность в общей положительной оценке своей личности со стороны взрослых, при чем вне зависимости от конкретных результатов и достижений, т.е . подростки нуждаются в поддержки от взрослых.
Правила для учащихся
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться .
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно .
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Поместите эти правила в комнате у ребенка на видном месте.
Можно придумать совместно с ребенком свои правила.
Период адаптации проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости .
У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2--3 недели учебы.
Нередко прослеживается взаимосвязь между отношением ребенка к учителю и предмету.
в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя , находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей , причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью .
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка .
Анкетирование родителей
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте“+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо . Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны ! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживатьспокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходятизменения.
Притча «Мудрец»
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца.
Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит».
Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?»