kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нюрнбергский процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект классного часа "Нюрнбергский процесс" знакомит учеников с новым для них историческим событием, его ходом и значением.  

Просмотр содержимого документа
«Нюрнбергский процесс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 села Казаки

Елецкого муниципального района Липецкой области








Нюрнбергский процесс

классный час





Учитель:

Перегудова Н.В.
















2020



Цели :

1. Раскрыть историческое значение Нюнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.

2. Расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности расправы за преступления против человечества.

Материально- техническое обеспечение : компьютер, проектор, презентация.

Ход классного часа.

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас не совсем обычный классный час: на занятии присутствуют представители прокуратуры. Но говорить мы будем о важном историческом событии.

Давайте определим тему нашего разговора. Чтобы это сделать, я предлагаю вам ответить на мои вопросы, определить термины. А проверять правильность ваших ответов будут сегодня работники прокуратуры.

Сл.1-2

-Общественно опасное деяние, совершенное умышленно или неумышленно, за которое законом установлена определенная ответственность.

-Общественно опасное деяние, совершенное умышленно или неумышленно, за которое законом установлена определенная ответственность.

-Постановление, решение, решение суда.

-Тот, кто поддерживает обвинение в уголовном процессе.

-Должностное лицо, разрешающе дела в суде.

Итак, все ли ответы были даны правильно?

Сл.3

- Что объединяет все эти понятия?

Сл.4

– Прочитайте отрывок из документа и скажите,  для кого и когда  он был написан?

(Это памятка для  немецких солдат, напавших на нашу страну в июне 1941 года)

– Как вы назовете человека, выполняющего  эту инструкцию?

Сл.5
– Может ли быть преступником целое государство?
– Можно ли организовать судебный процесс над целым государством?
– Есть ли в мировой истории примеры судебного процесса над преступным государством?

Сл.6

Сегодня мы поговорим с вами о чрезвычайно важном историческом событии – Судебном процессе над группой главных нацистских военных преступников. Он который проходил в Германии, в Нюрнберге с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946. В этом году исполняется 75 лет со дня начала процесса. Мне хотелось бы рассказать вам о данном судебном разбирательстве, его причинах и итогах.

Сл.7

Задолго до окончания Второй мировой войны, в 1942 году,  правительство Советского Союза заявило о необходимости призвать к ответу виновных в развязывании этой войны, ответственных за страдания и смерть миллионов людей в разных странах. В последующие годы во время встреч руководителей стран антигитлеровской коалиции было принято решение о создании Международного военного трибунала для суда над главными преступниками второй мировой войны. Уже в июле 1945 года, после подписания акта о капитуляции фашистской Германии было решено, что процесс состоится в Нюрнберге,

Этот город был любимым городом Гитлера, он проводил здесь съезды нацистской партии, военные парады. И здесь состоялся суд над военными преступниками.

Сл.8

Кто должен был сесть на скамью подсудимых? Суду были преданы 24 высшие государственные и военные деятели Третьего рейха

Среди них

Сл.9

Герман Вильгельм Геринг – главнокомандующий военно-воздушными силами Германии, ближайший помощник Гитлера, создател первых концлагерей.С его именем связано истребление еврейского населения.

 Иоахим фон Риббентроп – министр иностранных дел третьего рейха,. Он разрабатывал планы колонизации оккупированных стран, ограбления, порабощения и массового истребления их граждан, активно участвовал в осуществлении этих планов на практике. По его указанию был создан «батальон особого назначения», который, следуя за передовыми частями вермахта, грабил музеи и библиотеки оккупированных территорий. 

Эрнст Кальтенбруннер – начальник полиции безопасности, Он ведал охраной концлагерей, руководил командами, осуществлявшими убийства людей в душегубках, пытками, массовыми казнями мирного населения. Кальтенбруннер ответствен за истребление миллионов евреев, злодейские преступления против узников концлагерей и военнопленных, против женщин, стариков и детей на оккупированных территориях.

Вильгельм Кейтель –Он руководил разработкой приказов, санкционировавших военные преступления и преступления против человечества. «Человеческая жизнь на Востоке ничего не стоит!», «Только драконовские методы способны обеспечить порядок в завоёванных районах» – такими выражениями пестрели приказы, подписанные Кейтелем.

Альфред Йодль –. Это им были подготовлены приказы об уничтожении Москвы и Ленинграда и других городов,

Фриц Заукель –С его именем связана одна из мрачных страниц фашизма – массовый угон людей из оккупированных стран для использования в качестве рабочей силы на германских предприятиях и фермах. «Всех людей, – поучал он, – следует кормить, размещать и обращаться таким образом, чтобы эксплуатировать их с наибольшим эффектом при минимальных затратах». По его приказам на каторжные работы в Германию было отправлено более 10 млн иностранных рабочих и военнопленных. 
Всем обвиняемым были предъявлены обвинения по следующим пунктам:

Сл.10

Преступления против мира:

Вторая мировая война была самой кровавой, масштабной и разрушительной в истории человечества. в ней приняло участие 61 государство мира, при этом 40 из них были непосредственной ареной военных действий.

Число ее жертв до сих пор уточняется, приближаясь к 100 млн. убитых и раненых.

СССР (около 27 млн. человек).

Сл.11

Военные преступления:

Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море.

Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей.

Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран,

Сл.12

Преступления против человечности. Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их. 

Сл.13

Кто же вершил правосудие? Международный военный трибунал был сформирован  из представителей четырёх великих держав – Англии, Америки, СССР, Франции. В его состав вошли: от СССР –  заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал–майор юстиции И. Т. Никитченко; полковник юстиции А. Ф. Волчков;

Сл.14

Для расследования и поддержания обвинения был образован Комитет из главных обвинителей. СССР представлял – Роман Андреевич Руденко. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент кинохроники

Сл.15-видео.

Обсуждение фрагмента с учениками.

Сл.16

Доказательства вины были поистине неопровержимыми. Большое место занимали здесь фото- и кинодокументы, в том числе отснятые самими нацистами. Пленка зафиксировала преступления фашистов в концлагерях, на оккупированных территориях. В виде доказательства суду был представлен дневник Тани Савичевой.  На суде давали показания очевидцы чудовищных злодеяний в Треблинке и Освенциме,

Сл.17

Судебный процесс длился почти год. Трибунал провел 218 заседаний.

Протоколы его насчитывают 16 000 страниц.

Обвинители предъявили 2630 документов, защитники – 2700.

Было заслушано 240 свидетелей и, кроме того, изучено 300 тысяч письменных показаний данных под присягой.

Этот процесс поглотил 5 000 000 листов бумаги, весившей 200 тонн.

В ходе его было израсходовано 27 000 метров звуковой кинопленки.

Сл.18

А еще я хотела бы обратить ваше внимание, ребята, на очень интересный факт. Вы все , наверняка , знаете нашего земляка, уроженца города Елец художника Николая Николаевича Жукова. Так вот, оказывается, он был свидетелем данного процесса. В середине января 1946 года Николай Николаевич Жуков как корреспондент газеты «Правда» в составе советской делегации был направлен на Нюрнбергский процесс. Как человек прошедший войну с первого до последнего дня, запечатлевший каждый прожитый на войне день в тысячах рисунков, он просто был обязан присутствовать на этом страшном суде. В течение сорока дней, изо дня в день, Жуков находился в зале заседания трибунала, стремясь наиболее полно зафиксировать все этапы исторического суда народов над фашистскими главарями. За время своего пребывания на процессе сделал свыше двухсот рисунков: зарисовал выступавших на процессе свидетелей советского обвинения, прокуроров Советского Союза, судей и присутствовавших гостей, корреспондентов всех стран, а также всех военных преступников и их адвокатов.

Сл.19

В течение целого месяца совещались судьи перед вынесением приговора.
 1 октября 1946 года в 14.50 суд приступает к своему последнему, 407 заседанию. Трибунал начинает объявлять свой приговор каждому приговоренному отдельно.

Международный военный трибунал приговорил приговорил Геринга Г., Риббентропа И., Кейтеля В., Кальтенбруннера Э., Розенберга А., Франка Г., Фрика В., Штрейхера Ю., Заукеля Ф., Йодля А., Зейсс-Инкварта А. и Бормана М. (заочно) - к смертной казни через повешение;

Гесса, Функа В. и Редера Э. - к пожизненному заключению; Шираха Б. и Шпеера А. - к 20 годам, Нойрата К. - к 15 годам и Дёница К. - к 10 годам тюремного заключения. Дело разбитого параличом Круппа Г. было приостановлено, Лей Р. покончил жизнь самоубийством в шорнбергской тюрьме. Фриче Г., Папен Ф. и Шахт Г. были оправданы.

Сл.20

В Нюрнберге осудили не просто военных преступников. Пусть даже главных. В Нюрнберге судили фашизм – политическую систему открытой террористической диктатуры, идеологию, с ярко выраженной античеловеческой направленностью.

Сл.21

Данный судебный процесс во всем мире рассматривали как Суд Народов, всего человечества, призванный своей деятельностью укрепить международную безопасность и способствовать единству людей в борьбе за самое дорогое, что у них есть – в борьбе за мир.

-А теперь слово представителям прокуратуры. Они добавят еще важные факты по данному процессу.

-Беседа с учениками о значении Нюрнбергского процесса.

Как вы думаете, ребята, актуальна ли эта тема в настоящее время или не стоит ворошить старое?(Ответы учеников)

Я полностью согласна с вами, ребята. Действительно, нынешнее общество забывает про вторую мировую войну, не знает, кто победил в ней, кто освобождал Европу и концлагеря, находящиеся на ее территории. Исторические факты «переделываются» и «переписываются» в соответствии с политическими взглядами, поэтому необходимо вспоминать итоги второй мировой войны и Нюрнбергский процесс, чтобы люди помнили уроки истории». Чтобы смочь противостоять им - надо знать, что может произойти с человечеством в случае их распространения; с развитием фашизма опасность войны становится реальностью, войны, в которой не будет победителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нюрнбергский процесс

Автор: Перегудова Наталья Валентиновна

Дата: 03.11.2020

Номер свидетельства: 562326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Нюрнбергский процесс."
    ["seo_title"] => string(27) "niurnbierghskii-protsiess-1"
    ["file_id"] => string(6) "253571"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447608399"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Нюрнбергский процесс "
    ["seo_title"] => string(25) "niurnbierghskii-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "194085"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427726217"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Классный час "Нюрнбергский процесс""
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyichasniurnbierghskiiprotsiess"
    ["file_id"] => string(6) "270260"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451048245"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Нюрнбергский процесс к 70-летию Нюрнбергского процесса"
    ["seo_title"] => string(61) "niurnbierghskiiprotsiessk70lietiiuniurnbierghskoghoprotsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "278345"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453056260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Нюрнбергский процесс - Суд народов"
    ["seo_title"] => string(37) "niurnbierghskii-protsiess-sud-narodov"
    ["file_id"] => string(6) "265486"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449947046"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства