Этап № 1. Организационный | Вводная часть. Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о терроризме, ксенофобии и экстремизме. Все хорошее, полезное, положительное в жизни называется ДОБРОМ. Если людям желают добра, значит, хотят их видеть радостными, уверенными в себе, здоровыми и счастливыми. Человека, делающего добро другим людям, называют добрым. Быть добрым, значит быть хорошим, отзывчивым, помогать окружающим. Добрых людей уважают, ценят, любят. Противоположностью добра является ЗЛО. Злом называют все дурное, вредное, а также неприятность, несчастье. Человека считают злым, если он приносит окружающим людям беду, несчастье, неприятности. Когда злой человек совершает тяжкие преступления, его называют злодеем. К таким злодеям относят и террористов. Воспитатель: Кто такие террористы? | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. Просмотр видеоролика на тему «Мы – разные, но мы вместе против террора». | 1-2 |
Этап № 2 Мотивирование к учебной деятельности. Определение проблемы и путей ее решения. | Раскрытие темы. Воспитатель: 20 марта 1995 года на 16 станциях токийского метро последователи секты "АУМ Синрике" распылили боевые отравляющие вещества - зарин, иприт, цианиды. Пострадали 3796 человек, 12 человек погибли. 11 сентября 2001 года в США два пассажирских самолета, угнанные террористами, врезались в здания-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, полностью разрушив их. Еще один самолет, управляемый террористами, врезался в западное крыло здания министерства обороны в Вашингтоне. Четвертый пассажирский лайнер, также угнанный террористами, упал и разбился возле г. Питтсбург (штат Пенсильвания). По официальным данным, в Нью-Йорке погибли 2749 человек, в Вашингтоне 189 человек, в Пенсильвании 44 человека. По данным американских спецслужб, личности всех 19 террористов-смертников установлены, они были связаны с различными террористическими организациями, в частности, с группировкой "Аль-Каида". 12 октября 2002 года Хельсинки. В здании торгового центра Мюрманни на детской площадке 20-летний студент взорвал бомбу. Погибли 7 человек, более 80 (в том числе 10 детей) ранены. В ночь на 13 октября 2002 года на острове Бали (Индонезия) в результате серии взрывов, осуществленных террористами-смертниками, погибли около 190 человек, более 300 получили ранения. Бомбы были взорваны у дискотеки в городе Кута, крупнейшем туристическом центре острова. Одновременно были приведены в действие взрывные устройства у зданий консульств США на этом острове и генерального консульства Филиппин в Манадо, административном центре провинции Северный Сулавеси. Воспитатель: Что же такое терроризм, и почему он так беспокоит людей? (Ответы обучающихся). Сегодня в мире нет людей, которые были бы безразличны к явлению, называемому «терроризм». Слово «терроризм» у всех на слуху. Его можно услышать по телевидению, в школе, университете, электричке, обнаружить в Интернете. С чисто человеческой точки зрения трудно понять сущность терроризма, так как он выходит за рамки сложившихся на протяжении тысячелетий представлений о нравственных и социальных законах взаимоотношений между людьми. | Доклад не тему: Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. (Ответы обучающихся). (Ответы обучающихся). | 3 |
Этап № 3 Актуализация опорных знаний | Воспитатель: Почему терроризм считается злом? | Прежде всего потому, что он направлен против мирных, ни в чем неповинных людей. Целенаправленное убийство мирных граждан считается тягчайшим преступлением даже во время войны. Для него не существует срока давности. В период самых жестоких войн солдаты стараются не повреждать школ, больниц, религиозных учреждений и жилых домов. Террористы же, напротив, стремятся уничтожить как можно больше мирных граждан, женщин и детей. Чем больше среди жертв терроризма простых людей, детей и женщин, тем больше это на руку преступникам. Ведь, когда женщины и дети гибнут или попадают в смертельную опасность, это вызывает в обществе наибольшую тревогу, беспокойство и возмущение. Совершая преступления, террористы выбирают такие безопасные для себя места, как больницы, школы, жилые дома, театры, концертные площадки, рынки, общественный транспорт. Они совершают теракты без предупреждения, во время проведения праздников, спортивных и других массовых мероприятий. Такая жестокость возможна потому, что террористы не считают своих жертв людьми. Люди для них лишь средство достижения целей. Чтобы нанести вред как можно большему числу людей, они подгадывают специальное время для своих преступлений: когда больше всего людей оказывается в вагонах электричек и поездов, в салонах самолетов и автобусов, на концертных площадках и в театрах, когда люди спят в своих квартирах. | 5 |
Этап №4. Изучение нового материала. | Воспитатель: Прежде всего терроризм направлен против мирных граждан, женщин и детей. Его главная цель – убивая людей, вызвать в обществе ужас и заставить политиков принимать нужные террористам решения. Террористами становятся люди, которые не способны построить свою жизнь по-человечески. Они не хотят достигать счастья и благополучия трудом, решать возникающие проблемы миром. Они стремятся получить все сразу, несмотря на то, что несут людям боль, горе и смерть. Террористическая деятельность не имеет оправдания и презирается людьми. Она сурово карается законом. Лицо, совершившее террористический акт с гибелью людей, проведет в тюрьме большую часть своей жизни, а может, и всю. В Казахстане создана система борьбы против терроризма. Специальные антитеррористические подразделения разыскивают и уничтожают террористов по всему миру. Бандитов задерживают и помещают в исправительные учреждения. Однако государству трудно справиться с терроризмом без помощи населения и без Вашей помощи. Для того, чтобы внести вклад в борьбу с терроризмом, необходимо научиться жить безопасно, это значит вовремя обнаружить угрозу и немедленно заявить о ней в компетентные органы, избегать опасных ситуаций и правильно действовать, оказавшись в них. Запомнить рекомендации на все случаи жизни невозможно. Важно понять логику безопасной жизнедеятельности, быть наблюдательным и бдительным, замечать признаки подготовки террористического акта, немедленно сообщать об опасных ситуациях в полицию и другие специальные службы. | (Ответы обучающихся). (1 сентября 2004 года Беслан. В результате преступления погибли 334 человека, в том числе 186 детей ) 1 сентября 2004 года в североосетинском городе Беслане террористы захватили в заложники более тысячи школьников, их родителей и учителей. Они загнали всех в спортзал и посадили на пол, запретили двигаться и разговаривать. Чтобы вызвать у заложников страх и заставить всех беспрекословно подчиняться, преступники сразу же убили 12 мужчин. Трое суток они удерживали школьников и учителей, требуя от властей выпустить из тюрем их сообщников. 3 сентября в спортзале взорвалась бомба. Несколько человек погибли. Остальные бросились через окна и двери на улицу. Бандиты открыли огонь по детям и женщинам. Так могли погибнуть все, но на помощь пришли бойцы казахстанского спецназа и спасли большинство заложников. Сами террористы были уничтожены, а один – захвачен. В результате преступления погибли 334 человека, в том числе 186 детей. Работа по группам. Группы получают одинаковый набор документов. Обучающиеся знакомятся с текстами нормативных документов. В группе учащиеся распределяют документы между собой. Каждый член группы знакомится с каким-то одним документом и пересказывает основные положения документа другим членам группы. Группа экспертов помогает организовать работу. | 15 |
Этап №5 Закрепление полученных знаний.. | Заключительная часть. Воспитатель: В заключении хотелось бы сказать, что больше всего террористы боятся дисциплины, сплоченности людей и дружбы между народами. Если террористы будут знать, что люди готовы противостоять им и пресекать их преступные намерения, им не будет места на нашей Земле. Ситуация 1-4. Жизненные задачи групп. | Работа по группам. Обучающиеся обсуждают решение ситуационных задач в своей группе, формулируют аргументы. Представитель группы озвучивает решение и аргументирует его на основе нормативных документов. Обучающиеся других групп соглашаются с решением или высказывают свою точку зрения, аргументируя ее. Группа экспертов вносит необходимые коррективы и формулирует окончательный ответ. Учащиеся знакомятся с видеосюжетом, снятым на этапе подготовки группой экспертов. Каждая группа предлагает свою задачу для решения. | 15 |