Просмотр содержимого документа
«Международный день грамотности 2020»
(Слайд 1) Сегодня мы отмечаем Международный день грамотности.
В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность – не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью её распространения среди населения Земли был утверждён всемирный праздник.
(слайд 2) Когда отмечают
Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября. Он был учреждён ЮНЕСКО в 1966 году. В 2020 году эту дату справляют 54-й раз.
Кто празднует
Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать её азы или уже давно «грызёт» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, сёлах и посёлках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.
(слайд 3) История праздника
В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению её участников был утверждён данный праздник.
Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошёл в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящён разной тематике, но цель остаётся одна – повышение показателей грамотности населения.
В 2020 году темой Дня грамотности стало знаменательное событие для нашей страны – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
(слайд 4) Учеба продолжается
Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.
Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.
«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»
Рукописная книга «Дети войны» – из воспоминаний учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А.
(слайд 5) Учебные дисциплины через призму войны
Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.
Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».
Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.
Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения. А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.
Трудовые и опасные будни школьников
Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.
Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи.
Бродя по разбитым улицам, ребята собирали оставшиеся от боев винтовки, патроны, пулеметы, гранаты и передавали все это партизанам. Многие вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Тысячи мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. В зданиях школ часто создавали медицинские пункты и госпитали, в которых ребята ухаживали за ранеными, дежурили по ночам, как могли поддерживали их: пели песни, читали книги, танцевали, по просьбе раненых писали письма родным.
«Полуголодные, они пели и плясали, чтобы хоть чем-то помочь раненым». Из воспоминаний А. А. Борисенко (учителя начальных классов)
(слайд 6) Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.
(слайд 7) По данным переписи населения 2010 г. было выяснено, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием. Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.
(слайд 8) Интересные факты
В праздновании интернациональной даты принимают участие правительства многих стран, негосударственные общественные объединения и фонды, эксперты в данной области. Благодаря им организуются семинары, коллоквиумы, а также специальные церемонии награждения выдающихся деятелей.
В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.
(слайд 9) Однако, грамотность – это не только право, но и обязанность каждого уважающего свою страну гражданина. В рамках её распространения было создано тематическое торжество интернационального масштаба – международный день грамотности, празднуемый во всём мире 8 сентября.
– Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А. Яшин.)
Обучение важно для всех и каждого. Предлагаю посмотреть видеоролик о 10 самых необычных школах.
(Слайд 10) Всесторонне развитая социализированная личность просто не может быть невеждой, далёким от грамоты. Такой навык фактически обязателен для тех, кто по долгу службы вступает в коммуникации с людьми, занимается журналистикой, работает в педагогике, науке или иных точных сферах. Быть образованным полезно и выгодно в первую очередь для себя самого. Учёным людям намного легче пробиваться в жизни — перед ними открываются двери и новые возможности, дающие право реализовать свой потенциал в полном объёме, раскрыть талант и внутренние качества.
(слайд 11) А теперь проявим свои способности и проверим уровень грамотности, написав диктант.
Память
Отгремели залпы Великой Отечественной войны, самой жестокой и кровопролитной войны на земле. Каждый год 9 мая салютует наша родина в честь Великой Победы. Праздничные фейерверки вспыхивают в небе яркими разноцветными букетами. В них всё: и немеркнущий свет Победы, и счастье, завоёванное для всех, и слёзы радости и горечь потерь. Прошли годы. Давно уже восстала из руин и пепла наша страна, но невозможно забыть, какой ценой завоёван мир!
Память о войне, о жертвах войны… она набатом звучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоёванный ценой миллионов человеческих жизней. Почёт и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага! Ветеранов мы чествуем цветами. Героям, павшим за наше счастье, возлагаем на могилы венки и цветы.