Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания»
Методическая разработка родительского собрания
«Как повысить мотивацию ребенка к учебе?»
Класс 7-Б
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Задачи:
- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;
- заинтересовать родителей в повышении мотивации своих детей к учебе;
- формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления;
- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.
Методики использования материала: анкетирование, диалог, беседы, элементы тренинга.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, бланки анкеты для родителей.
ХОД СОБРАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «МОТИВАЦИИ К УЧЁБЕ»
а) Выступление классного руководителя.
Всем вам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в его сознании и рассматривается им как ведущая деятельность. В возрасте 12-13 лет ученик, всегда увлечен чем-то (любимым занятием, спортом, общением с друзьями, играми, компьютером и т. п.). Уроки приготавливают второпях, предметы, требующие усилий и терпения, забрасываются, домашние задания делаются недобросовестно, лишь бы скорее от них избавиться и заняться любимым делом.
Однако стоит отметить то, что недобросовестное отношение к учению далеко не всегда является следствием сильного увлечения каким-то другим делом. В большинстве случаев у таких учащихся отсутствует мотивация к учебной деятельности, либо она слишком мала.
б) Ассоциации.
- Как Вы понимаете, что такое мотивация?
- Что такое учебная мотивация?
в) Слово кл.рук-ля
Мотивация – это внутренние двигатели, заставляющие нас двигаться к той или иной цели.
Психологи – мотиваторы разделяют людей на два типа – тех, кто стремится к успеху, и тех, кто стремится избежать неудачи.
Первые это те, в голове которых постоянно звучит одна и та же песенка Окуджавы «А значит нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!» (югославская теннисистка Моника Селеш к 20 годам заработала 8 млн. долларов, участвуя в чемпионатах).
Те, кто не столько стремится к успеху, сколько бежит от неудачи, имеют несколько другую психологию. (Ребенок доволен тем, что получил «слабенькую» тройку на экзамене). Девиз тех, кто избегает неудач: «Главное – не побеждать, а участвовать». И они по – своему тоже правы, они живут в соответствии со своими установками и своей психологией.
. б) слово кл.рук-ля. Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность. Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.
Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.
Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся…
в) Работа в группах.
Родители объединяются в микрогруппы по 3 человека. Предлагают свои варианты по мотивации детей к учёбе.
Вывод: мотивацию учебной деятельности можно повысить за счет изменения отношения к своим детям, главным образом за счет вашей искренней веры в большие потенциальные возможности своих детей.
Советы: которые можно дать родителям, желающим, чтобы их дети в жизни добились успеха:
Хвалите своих детей за малейшие успехи.
Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки они приносят их школы.
Давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием.
г) просмотр видеоролика, где обучающиеся 7-а кл. рассказывают, почему им сложно учится. Обсуждение каждого мнения. Вот некоторые из них:
- мне неинтересно на уроках;
- мама меня убьёт, если я принесу двойку;
- я не делаю д.з., родители на работе допоздна, а подойти и спросить у учителя-неудобно;
- мои родители не проходили такое в школе, откуда мне тогда все это знать и т.д.
4. АНАЛИЗ АНКЕТ УЧАЩИХСЯ. Для изучения мотивации учебной деятельности детей в нашем 7-а классе, я использовала анкету Р.В. Овчаровой «Мотивация учебной деятельности», которая включает в себя ряд вопросов следующего содержания:
Тебе нравится в школе?
Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома?
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
Тебе нравится, когда отменяют какие - нибудь уроки?
Ты хотел(а) бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
Ты хотел(а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Ты часто рассказываешь о школе своим родители и друзьям?
Ты хотел(а) бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие учителя?
У тебя в школе много друзей?
Тебе нравятся твои одноклассники?
Они помогают просмотреть - отношения ребенка с одноклассниками и учителями, отношение к школе.
И получила следующие результаты:
Высокий уровень мотивации –
Средний уровень мотивации –
Внешняя мотивация –
Низкий уровень мотивации –
Негативное отношение к школе –
проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование было проведено с учащимися накануне собрания.
5. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».
Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку
Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.
6. Элементы тренинга для родителей.
Кл. рук-ль: Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
Вывод: При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:
· Я тысячу раз говорил тебе, что… · Сколько раз надо повторять… · О чём ты только думаешь… · Неужели тебе трудно запомнить, что… · Ты становишься… · Ты такой же, как… ·Отстань, некогда мне… · Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.). · Как хорошо, что у меня есть ты. · Ты у меня молодец. · Я тебя очень люблю. · Как ты хорошо это сделал, научи меня.Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
7. Итог собрания. Совместное составление памятки для родителей или как вариант – заранее подготовленные памятки-советы.
Памятка для родителей ( как вариант)
Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.)
Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.
Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.
Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать все новые и новые знания.
Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.