Классный час «экологическое ассорти» с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Экологическое ассорти"»
Классный час «Экологическое ассорти»
Проблема взаимодействия общества с природой стала предметом исследования уже античных мыслителей Гиппократа, Геродота, Фукидида, Ксёнофонта, Платона, Аристотеля, Страбона, Полибия прежде всего в связи с попыткой объяснить этногенетическое и этнокультурное многообразие народов естественными причинами, а не волею каких-то высших существ. Важная роль природного фактора в жизни общества отмечалась в Древней Индии и Китае, арабскими учеными средневековья-родоначальником учения о зависимости развития человеческого общества от окружающих природных условий считается Гиппократ (480—377 гг. до н.э.), который в своей знаменитой книге «О воздухах, водах и местностях» писал о прямой связи состояния здоровья населения и успеха в лечении многих болезней от климата. Более того, по убеждению Гиппократа, климат определяет особенности национального характера. В целом для Гиппократа, прежде всего врача, характерна постановка вопроса именно в плоскости воздействия природы на каждый отдельный человеческий индивид, а не на общество1. Поэтому Гиппократ по праву считается отцом медицинской географии.
А. Тойнби5 обнаружил интересные высказывания древнегреческого философа Платона (427—347 гг. до н.э.) об истощении почв и иссушении территории Греции в результате разрушающего действия людей. Но эти важные свидетельства были забыты до середины XIX в., когда на ухудшение природных условий Греции под воздействием людей обратили внимание ученые Фраас и Марш. Платон также считал, что характер людей зависит от географической среды
Успенский Г. Полн. собр. соч. Т. 8. — М., 1957. Вечно живая и возрождающаяся природа олицетворяет в романе «Доктор Живаго» Россию и всю историю человечества. Природу и историю в художественной и философской концепции Пастернака объединяет бессмертие. Пастернак, как правило, начинает главы романа с простейшей констатации: «Был солнечный день. Стояла тихая, сухая погода». Или: «Осень уже резко обозначила в лесу границу хвойного и лиственного мира». Или: «В лесу было еще много непожелтевшей зелени». Но, постепенно разворачиваясь, почти банальное природное описание углубляется и через человека-творца, собственно автора, каким и является в романе лирический герой, Юрий Андреевич Живаго, переходит в живое непосредственное мироощущение, в философию. Природный образ, воссоединяясь с человеком, разворачивается и как предтеча творчества, и как опора личности, и как столп мироздания.
Дети – будущее нашей планеты и от того, какими они вырастут, зависит выживание человечества.
Формирование и взросление личности происходит вместе с формированием представлений об окружающем их мире, о связях между предметами и явлениями природы. Чувство прекрасного, чувство гармонии человека и природы, сопричастности его к окружающему миру позволяет воспитать человека, воспринимающего экологические проблемы как личностно значимые, ставшие ныне глобальными они затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом.
Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние окружающей среды.
Формирование личностных компетенций в области экологических знаний базируется на сложных взаимоотношениях человека как общественного существа и природы
Экологическое образование и воспитание нацелено на формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.
В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды, воспитывается бережное отношение к природе, развивается экологическое мышление.
Классный час «экологическое ассорти» с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.
Цель: формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать экологическое мышление;
воспитывать чувство единства с природой;
развивать чувство ответственности за сохранение и преумножение богатств природы.
Ход классного часа
Звучит песня «Про экологию».
Эпиграф:
Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, пестрым бегает зверьком В облаках кружиться птицей, шустрой бегает куницей. Жизнь повсюду, жизнь вокруг. Человек природе – друг!
В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
16 сентября
Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября
День леса.
27 сентября
День моря.
4 октября
День защиты животных.
29 декабря
День 6иологического разноо6разия.
22 марта
Всемирный день воды.
1 апреля
День птиц.
18-22 апреля
Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля
День Земли.
5 июня
День охраны окружающей среды.
17 июня
День борьбы с опустыниванием и засухой.
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.
И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
Показ видеоролика «Экологические проблемы планеты»
ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!
А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
Ведь:
Природа нас окружила дивной своей красотой. Природа нам подарила воздух лесной и степной. Берег крутой с быстрой рекой, синее небо над головой.
Ребята, утром, когда вы просыпаетесь и смотрите в окно, что вы там видите?
А какой именно вы хотите видеть природу из окна?
Что нужно нам с вами делать, чтобы нам всегда было приятно смотреть на то, что нас окружает? (заботиться), а о чем именно мы должны заботиться?
Если подумать о всей нашей Родине в целом, то что же у нас получится, если каждый из нас будет заботится о том, что его окружает?
Показ видеоролика «Мальчик и Земля».
Мы с вами подошли к основной мысли нашего занятия: через заботу об окружающем мире, через добрые, полезные дела человек идет к духовной, внутренней красоте, к способности любить и ценить, то ,что нам дает природа и то, что мы делаем сами, своими руками. Это и есть человеческая культура, человеческие ценности, они начинаются с малого и ведут к великому.
А для того устроим мы вам испытание. Для начала хотим посмотреть мы на вас, узнать кто вы, каковы будете.
КОНКУРС ЭРУДИТОВ.
Что в переводе означает экология: А) наука о доме; B) наука о природе.
Какое растение называют сосной сибирской: A) лиственницу; B) кедр.
Где зимуют ласточки: A) в Австралии; B) в Африке.
Кит – это: A) рыба; B) млекопитающее.
Название «адмирал» носит: A) жук; B) бабочка
С какой стороны дерева растет мох: A) с северной; B) с южной
Хвоинки сосны: A) двухгранные; B) трехгранные
Сколько пар ног у паука: A) три; B) четыре
На стволе березы растет гриб: A) чага; B) подберезовик
Какой газ используют для дыхания все живые существа: A) кислород; B) углекислый газ
(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит).
Поветруля: Ну что же, неплохо вы справились ре6ята с нашими каверзными вопросами. Да сможете ли в лесу сами се6е помощь оказать, если поранитесь невзначай или ногу с непривычки натрете? Вот это мы сейчас и проверим.
КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)
Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)
(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)
Ведущая: молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.
КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»
А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались.
ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета будет награжден званием лучший синоптик)
Ведущая: в лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?
КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».
Узнай растение
росянка Она невзрачна и мала. Но поймала комара.
ландыш В рассветный час, сырой и сумрачный. Когда роса во тьме блестит, Горят фарфоровые люстрочки. Да так, что глаз не отвести.
пастушья сумка Много беленьких цветочков по четыре лепестка. Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.
тысячелистник Тысяча долек в зеленом листе. Белых цветочков в корзинке не счесть.
ромашка Нарядные платьица. Желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке.
шиповник Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь. Шипами огорожен я, об этом не забудь.
дуб Он раскидист и могуч. Головой коснулся туч.
черемуха Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись, Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
береза В белом сарафане стояла на поляне. Прилетели сестрицы сели на косицы.
ель Ее всегда в лесу найдешь, стоит колючая как еж.
(по результатам конкурса определяется лучший травник)
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА.
На планете Земля не спокойно! Да и было ль спокойно на ней? Прекращались раздоры и войны Только снова седлали коней. Вот и космос уже на примете Став над пропастью, в бездну глядим. Как Земли неразумные дети, Рубим сук, на котором сидим. Не спасет ни утроба отсека Ни глубинное в недрах жилье. Человек. Не губи все живое. Только в этом спасенье твое.
Показ видеоролика «Мы сами создаём свой мир»
МОНТАЖ.
– Земля наша плачет, тревогу бьет. Ее загрязняет и губит народ. Реки, озера, леса и луга не страдали так никогда. – И воздух стал грязен и лес оскудел, и океана таков же удел. Лес от пожаров все чаще страдает и живность в лесу от того погибает. – Сегодня задача у мира одна, она по всему видно, очень важна, Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес. Здесь проявить мы должны интерес. – Не надо зверье убивать понапрасну, пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней! – Сама ведь природа не может спастись, так нужно чтоб люди за это взялись! Природу беречь – это дело святое. Лишь вместе мы светлое завтра построим. – А если как прежде природе вредить, то кто же тогда на Земле будет жить?! Исчезнут растенья, грибы и бактерии, животные, птицы и прочее зверье Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди! Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!
Раздаём буклеты и анкеты для заполнения в классе и дома, объясняем задание.
Показ видеоролика «Всё в наших руках». Обсуждение видеоролика.
На этом мы завершаем наш классный час БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ, ведь всё в наших руках!
Приложение 1
Оформление доски: ВЕЛИКИЕ О ПРИРОДЕ:
«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет». И.С. Тургенев
«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы». В.А. Сухомлинский
«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Е.Л. Прасолова
Приложение 2
Анкеты
Анкета №1.
на определение уровня экологической культуры.
Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
Что такое природа?
Что такое экология?
Что такое охрана природы?
Каковы правила поведения человека в природе?
Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
имею низкий уровень
имею средний уровень
имею высокий уровень
затрудняюсь определить.
Приложение 3
Проективный тест.
(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).
Задание: закончить начатую фразу.
1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________
2. Встретив в лесу браконьера, я
3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что
4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря
5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)
6. В ближайшее время хотелось бы побывать в походе, чтобы
Ситуативный тест.
(выявление уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций).
Задание: прочитай рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» и ответьте на следующие вопросы:
1. Какую ценность имеет природа для человека?
2. По отношению человека к природе можно ли судить об общем уровне развития, уровне культуры человека?
3. Как бы Вы охарактеризовали отношение к природе «великолепной шестерки», вожатой, старика-конюха?
4. Насколько соответствует поведение главных героев рассказа нормам, правилам поведения человека по отношению к животным?
5. Дайте оценку поведения и деятельности главных героев рассказа в отношении к природе.
6. Чтобы Вы могли предложить в разрешении ситуации (проблемы), описанной в рассказе?
«Экологическая этика».
(выявление знаний о правилах и нормах поведения в природе).
Задание: напишите сочинение (рассказ) о своей прогулке в лес – как надо вести себя во время прогулки в лес, сформулируйте правила поведения человека в природе.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Анализируя результаты тестирования, педагог определяет:
· спектр сформулированных норм и правил поведения человека в природе;
· повторяемость отдельных норм и правил;
· стремление учащихся к самоидентификации с нормами и правилами;
· уровень рефлексии учащимися норм и правил поведения человека в природе;
· уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения;
· адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе.
«Общение с природой».
Тест 1.
1.Как часто ты бываешь в лесу, парке, сквере?
Почти каждый день.
Почти каждые выходные.
Один раз в месяц.
Один раз в сезон.
Только во время каникул: а) летних; б) осенних; в) зимних; г) весенних.
6) выпуск листовок, плакатов на экологическую тему;
7) фотографирование;
8) участие в конкурсах, выставках, акция, операциях.
Обработка полученных данных. Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.