Просмотр содержимого документа
««Коррупция. Как предотвратить?»»
Классный час
«Коррупция. Как предотвратить?»
Учитель филиала МБОУ СОШ Косьяненко Н.Г.
им.С.Е.Кузнецова с.Чемодановка
в с.Ухтинка
2018г.
Цели:
Образовательная:познакомить учащихся с понятиямикоррупция, бюрократия, взяточничество, шантаж; с историей борьбы со взяточничеством в России; способствовать формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Развивающая: способствовать развитию правового сознания, гражданской позиции, умению делать выводы на основе полученных данных.
Воспитательная:способствовать воспитанию у учащихся позитивного отношения к нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры.
Задачи:
Способствовать формированию знаний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней;
Способствовать формированию у учащихся негативного отношения к данному явлению.
Вид занятия: внеклассное мероприятие Категория детей: 12-14 лет
Оборудование: Толковые словари, интерактивная доска, мультфильм о коррупции.
Ход занятия.
1.Просмотр мульфильма о коррупции М.Кудрецова и А.Саймакова
Учитель: - Кто догадался, о чем сегодня мы с Вами будем говорить?
- Кто знает, что означает слово коррупция?
- Где можно уточнить значение этого слова?
В разных словарях слово коррупция означает: КОРРУПЦИЯ – это - подкуп должностных лиц (Словарь РАН, Л.П. Крысин) - совращение, подкуп; порча, повреждение; упадок (Словарь латинских слов и выражений) - взяточничество, т.е. противозаконная передача денежных или других средств от одного лица другому с целью получения льгот, привилегий ит.п. (Словарь современных заимствований) - преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения ( Советский энциклопедический словарь)
Учитель: 9 декабря – отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
- Какие еще понятия, связанные с коррупцией вы знаете?
- Чтобы их вспомнить, предлагаю выполнить задание. Разделимся на три группы. Каждая группа должна восстановить слова, переставив в них местами слоги и объяснить их значение с помощью словарей.
1 – купПод, тажШан
Подкуп — передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга. Подкуп служащего — разновидность коррупции — называется дачей взятки.
Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.
2 - ствотельгамоВы, кетРэ
Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.
Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.
3 - ротиякраБю, каВтзя
Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.
Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.
- Какие из них были показаны в мультфильме?
Учитель: - А в нашем обществе существует коррупция?
Давайте рассмотрим несколько ситуаций и ответим на вопрос: ЭТО КОРРУПЦИЯ ИЛИ НЕТ?
1 Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определенный процент за содействие.
(КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара.)
3 Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через сбербанк, платит некоторую сумму работнику ГАИ. Сотрудник ГАИ не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается.
(КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа.)
4 Пациент в больнице делает подарки или платит врачу за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач этого не требует, но от денег и подарков не отказывается.
(Случай пограничен. Врач принимает деньги / услуги за исполнение служебных обязанностей - коррупция. Пациент выражает благодарность врачу за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупционное.)
Учитель: В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов.
Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.
- нога ногу чешет (Рука руку моет);
-владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей);
- трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме);
- с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся);
- на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки);
- чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт).
- Как же относятся граждане общества к коррупции?
Учитель:- А как вы считаете, каковыпричины коррупции?
(записи на доске предполагаемых ответов)
жадность
аморальность российских чиновников и бизнесменов
несовершенство законов
низкий уровень правовой культуры и законопослушания
низкая зарплата
Учитель:- А надо ли с ней бороться?
- Послушайте небольшую историческую справку.
Ученик: Первым, кто в нашей стране попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван III (1462-1505гг.) Должное внимание борьбе с коррупцией уделял и император Петр1 (1682-1725гг.) Так, после многолетнего следствия был обвинён в противозаконных действиях и повешен при всём честном народе сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество фискала Нестерова, человека который изобличил сибирского губернатора Гагарина. Однако государственные мужи, даже под страхом столь мучительной казни, продолжали использовать своё служебное положение в целях личной наживы.
В 1845г было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», где в статье 372 предусматривалось наказание за лихоимство (принятие чиновником подарков, лично или через посредников, нарушения обязанностей по службе).В статьях 373- 376 предусматривалась ответственность за мздоимство, то есть «получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния»
Российское уголовное Уложение 1903г (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещённые им по роду службы имущественные сделки. Но и это служащих не останавливало. На протяжении всего царствования Романовых коррупция оставалась немалой статьёй доходов мелких и крупных чиновников.
С распадом СССР коррупция перекочевала в новый демократический строй. Новые власти продолжили борьбу с этим явлением. Б.Н.Ельциным был подписан 4 апреля 1992г. Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Это дало толчок для серии Указов по борьбе с коррупцией. Не один из них не дал существенных результатов. Коррупция продолжает процветать.
Учитель: - -Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? Есть ли пути её искоренения?
- Давайте мы попробуем ответить на этот вопрос и выработать свои способы борьбы с коррупцией.
Задание для групп: написать на доске свои способы борьбы с коррупцией.
(записи на доске предполагаемых ответов)
Усовершенствовать законы
Уменьшить количество чиновников
Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц)
Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.
Открытость в СМИ
Не давать и не брать взяток
Ужесточить наказания за коррупцию
Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону
Учитель:
- От кого в первую очередь зависит существование коррупции в обществе?
- С чего мы начали сегодня разговор о коррупции?
- Каковы причины коррупции?
- Какие существуют способы борьбы с коррупцией?
- Подвести итог нашей беседы я предлагаю следующим образом. Каждой команде необходимо составить сиквейн на тему «Моё отношение к коррупции». Поможет вам в этом слайд на доске.
Cинквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
( составленные синквейны зачитываются командами)
Учитель: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит, в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?
Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней. А поможете России в этом вы!
Спасибо всем за общение!
Список литературы:
1.Антикоррупционная политика: Справочник /Под ред. А.В. Малько. – М., 2006.
2.Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. – М.: Формула права, 2008.
3.Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.
5.Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2009.
Интернет ресурсы:
Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml