Просмотр содержимого документа
«Классный час "Познай себя самого"»
ТЕМА: Познай самого себя.
Цель: акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Форма проведения: лекция-рассуждение.
Подготовительная работа.
При подготовке к классному часу можно провести анкетный опрос:
1. Что я знаю о самом себе (мое здоровье, мой характер, тип нервной деятельности, моя духовность, мои ценности)?
2. Что я знаю о других людях?
3. Кто или что помогает мне в самопознании, в саморазвитии (учителя, родители, друзья, чтение книг, средства массовой информации)?
Предлагается использовать фрагменты из книг профессора Л.П. Гримака резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. Общение с собой. В одной из своих книг он писал: «Для того чтобы человеческая психика формировалась целенаправленно и активно, важно в современных условиях каждому человеку знать себя и успешно управлять собственным состоянием, само регулировать психику на основе законов психической деятельности».
Содержание классного часа.
Мастер производственного обучения после краткого вступления проводит диалог со студентами.
Вопросы для диалога:
1. Каков (какая) ты?
2. Что ты можешь сказать о своих достоинствах и недостатках?
3. Каким бы ты хотел быть в окружающем мире?
4. Правда ли, что всегда зависит от ситуации: в кругу семьи я - одно, в
школе я - другое, в компании друзей я - третье?
5. Ощущаете ли вы себя временами подобно героине сказки Л. Кэрролла Алисе: «Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, пример
но знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая - словом, какая-то не такая».
6. Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят и борются два разных человека, как в случае с той же Алисой: Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко-далеко не всегда); иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то
раз она, помнится, даже попробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу.
Затем классный руководитель отмечает, что стремление человека к самопознанию и самосовершенствованию уходит своими корнями в глубокое прошлое. Обратимся к философской и народной мысли и обсудим наиболее понравившиеся изречения:
«Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить»
Гераклит: «Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя»
Р. Декарт. То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»
И. Кант. «Я - подлинное чувственное существо: тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность»
Л. Фейербах «...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека.
Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек
Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»
К. Маркс «Человек сам по себе глубок, прежде всего, своей собственной жизнью.
Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей»
В заключительном слове мастер производственного обучения использует данные анкеты и дает рекомендации по организации самовоспитания учащихся.
Литература
1. Кон И.С. В поисках себя. МД 1984.
2. Кон И.С. Открытие М., 1978.
3. Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
4. Мир детства: Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.
5. Мир детства: Юность. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.
6. Мир человека. / Сост. А.Ф. Малышевский. М., 1995.
7. Пекелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в трех книгах. М., 1988.
8. Гримак В.П. Твои возможности, человек! М., 1975.
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение УКИПиС
Рассмотрено Согласовано
Председатель метод. объединения Зам. директора по УПР
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение УКИПиС
Рассмотрено Согласовано
Председатель метод. объединения Зам. директора по УПР