Методическая разработка классного часа предназначена для мастеров производственного обученияпо сплочению коллектива, формированию основ нравственного самосознания личности.Ребята, поступающие в техникум попадают в ситуацию новой социальной позиции студентов, что в свою очередь становится областью психологических трудностей.
В пору юности всё определённей и отчётлевей складывается индивидуальный облик молодого человека, всё яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Обучающиеся существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, по разной степени самосознания.
Многие учащиеся просто не научены мирно решать конфликты. Причиной конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, зависть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Разработала: Ядыменко Н.К., мастера производственного обучения
Методическая разработка классного часа предназначена для мастеров производственного обучения по сплочению коллектива, формированию основ нравственного самосознания личности. Ребята, поступающие в техникум попадают в ситуацию новой социальной позиции студентов, что в свою очередь становится областью психологических трудностей.
В пору юности всё определённей и отчётлевей складывается индивидуальный облик молодого человека, всё яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Обучающиеся существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, по разной степени самосознания.
Многие учащиеся просто не научены мирно решать конфликты. Причиной конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, зависть.
Цели классного часа:
Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Привить основы нравственного поведения.
способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, сплочению коллектива.
Форма проведения: нравственная беседа.
Оформление кабинета: мультимедийная установка, на доске цитаты философов.
Подведение учащихся к теме классного часа.
(мультфильм о двух мальчиках и шарике)
Вопрос учащимся: Как вы думаете, о чём этот сюжет?
(обучаюшиеся обсуждают увиденное)
Мастер п/о поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы. С раннего детства вы помните строчки из сказки А.С. Пушкина:
«Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха…
И завидуют оне государевой жене»
Что такое зависть?
В «Словаре русского языка» С. И.Ожегова записано: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Другими словами, когда кому-то хорошо, а у нас от этого портится настроение, значит, мы завидуем.
Мастер п/о: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?
Обучающиеся отвечают и формулируют тему классного часа.
Мастер п/о: Верно! О зависти.
(На доске вывешивается плакат «Зависть» и цитаты известных людей, которые комментирует мастер, заостряя внимание на теме и цели классного часа):
- От зависти люди стареют, от обиды болеют, а от любви молодеют!
- Моя судьба завистников коробит… Что мне сказать их ревностной тоске?
- Чужое счастье- как чужая обувь: красиво, но- увы, не по ноге!
- Если кому‑нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и если ты сердцем чист увидишь удача за тобой по пятам будет ходить… - «Зависть терзает и сама терзается.» Овидий
- Зависть — враг счастливых.
- Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти. Бальзак
- Царят на свете три особы. Зовут их: Зависть, Ревность, Злоба. Брант С.
- Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.
Диоген
Мастер п/о: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
II. Мастер п/о : Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)
А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии)
(Видеоролик. Песня «Зависть»)
Мастер п/о: - Как А. Розембаум называет зависть?
Обучающиеся: Раковая опухоль.
Мастер п/о: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.
Вопрос обучающимся: Какие плохие поступки может совершить человек?
1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)
2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи.
3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)
4) Убийство (самое страшное, что может произойти)
Откуда возникает чувство зависти?
Ведущий 1. Версий возникновения зависти существует несколько. По одной из них, зависть - это врожденное чувство, заложенное в нас на генетическом уровне (как и лень), доставшееся нам в процессе эволюции от предков. Приверженцы данной теории полагают, что зависть людей в первобытном обществе толкала их на самосовершенствование. К примеру, менее успешный охотник, испытывая чувство зависти к другому добытчику, успешному, старался смастерить себе более совершенное оружие (лук, стрелы, копье), придумать более хитрый план как заманить мамонта в капкан, и в конце концов ему это удавалось и он приходил с охоты победителем. Ну, или например древняя женщина (не в смысле старая), завидуя своей сопернице и ее успеху у мужчин, старалась быть с противоположным полом ласковее и учтивее, стала украшать себя, причесываться и в итоге заполучила того кто ей нравился. Женская зависть здесь стала толчком к действию.
Ведущий2.Передача «гена зависти» своим потомкам — в общем логичная и интересная теория, но на мой взгляд она описывает лишь конструктивную, «белую зависть» и забывает о «черной зависти», которая как червяк живущая внутри человека пожирает его изнутри, заставляет его желать «счастливчику» несчастий и бедствий, и уж ни как не способствует самосовершенствованию и доброму духу соперничества. В связи с тем, что эта гипотеза возникновения у человека чувства зависти не выдерживает критики, более распространенной является теория, по которой проявление зависти у человека возникает в процессе социальной жизни.
Ведущий 1.Зависть – это чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом и превосходством другого человека. Завистник видит объект своей зависти победителем, а себя проигравшим, и в этот момент никакие разумные доводы на него не действуют, его охватывают негативные эмоции.
Ведущий 2. Зависть плохое чувство, она способна превратить чужой успех в чувство собственной неполноценности, чужую радость в собственное недовольство и досаду. Зависть заставляет человека испытывать целый букет негативных эмоций – обиду, недоброжелательность, злобу, агрессию. Правда бывает и «белая» зависть, когда все-таки преобладает чувство радости за чужие успехи, хотя некоторые считают что это и не зависть вовсе, а искреннее восхищение.
Мастер п/о. Если не вникать во все научные и около научные предположения о причинах завести, то можно с легкостью сказать, что они достаточно просты и лежат на поверхности. Причина зависти – это неудовлетворенность и потребность в чем-либо. Кому-то не хватает денег, и он черной завистью завидует более богатому, кого-то не устраивает собственный внешний вид и он готов проклинать более в его понимании красивого (стройного, высокого и т.п.), тот, кто нуждается в популярности и видит ее у своего коллеги, готов от чувства зависти и от досады сделать ему какую ни - будь пакость. Все просто если человек испытывает в чем то нужду, смотря на более успешного, он начинает испытывать зависть. Ведь не станет человек с отменным здоровьем завидовать физическому состоянию больного, ну или человек ценящий свободу положению заключенного.
Ведущий 1. Зависть – это всегда сопоставление — других с собой, себя с другими. Завидовать – это значит постоянно жить в сложной системе отождествления и сравнения. «Лучше — хуже» — главный критерий сравнения. Завистник, сравнивая себя с кем-то, приходит к мнению, что он хуже другого. На самом деле эти два понятия не существуют сами по себе, они живут в наших головах.
Ведущий 2. Причина зависти еще и в том, что себя мы видим круглосуточно, а тех, кому завидуем — лишь мгновение. Вот и сталкиваются в противоречии: яркие вспышки чужой жизни и линия собственной жизни, видимой нами полностью; сантиметры чужих событий, подготовленных для обозрения и многокилометровые ленты нашей собственной судьбы. А дай нам возможность примерить на себя их шкуру, кто знает, чего в своей жизни нам придется потерять, какие ее значимые плюсы…
Мастер п/о: - А имеем ли мы на это право?
(Обучающиеся пытаются ответить на вопрос)
Обратимся к Библии. Христианская заповедь гласит: «Бог создал, человека, Бог его и заберёт!» А человек не имеет на это никакого права. Нет! Нет! Нет!
Работа с пословицами.
Русский народ не обошел своим вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Давайте разберем их.
Задание.
Соедини части так, чтобы получились пословицы:
На чужое добро там и зависть.
У зависти глаза глаза разгораются.
Где счастье, а добрый от жалости.
Злой плачет от зависти, злые.
- Какова причина зависти?
Эгоизм, равнодушие, бедность (обратить внимание на это, сказав, что сейчас наша страна переживает такой период, когда у многих людей разная зарплата. Означает ли это, что все люди – завистники?)
- Какие вы знаете способы достижения желаемого? О чем вы мечтаете?
(Возможные ответы учащихся: заработать, накопить, занять, украсть и т.д. Мастер п/о фиксирует ответы детей на доске).
- Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные знаком «-».
- Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых?
- Приятно ли общаться с завистником?
- Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели? (Воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение).
Итак, от зависти приходят к человеку:
смерть ложь
болезнь горе
Вывод: Не желай того, что принадлежит твоему ближнему.
Притча о зависти.
Мастер п/о: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал: ………..
Классный руководитель: - Продолжите фразу.
- Что ответил мастер ученикам?
- Как вы думаете?
- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
- Конечно тому, кто его дарит!
- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.
Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.
VI. Заключение. Итоги классного часа.
(Видеоролик «Окно») Ребята обсуждают увиденное.
Последние слова – пожелания учителя.
Стихи Омара Хайяма.
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе на прокат.
Правила
• Развивай в себе хорошие качества: доброту, терпение, уважение к другим людям.
• Радуйся успехам одногрупников и друзей, а они порадуются за тебя.
• Чаще занимайся своим любимым делом, научи этому своих друзей.
• Помни, что в каждом человеке больше достоинств, чем недостатков. Будь достойным человеком!
- Пригодятся ли вам эти правила?
В Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба никогда не поселились в их детских душах.