Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил
Задачи:
1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.
4. изучить роль операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
5. создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
6. воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Снятие блокады Ленинграда"»
Классный час:
«Снятия блокады Ленинграда »
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил
Задачи:
1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.
4. изучить роль операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
5. создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
6. воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.
Оформление класса: плакат, изображение Тани Савичевой, фотографии блокадного Ленинграда.
Ход :
Учитель: 27 января 1944 г. – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.
1-й чтец:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой. (Ольга Берггольц).
Учитель : 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Сумеет ли новое поколение оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они в эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Не вышло!
К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолетов... Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде.
2-й чтец:
… И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош.
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь. (Е. Рывина)
Ученик 1: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.
Ученик 2: В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.
Ученик 3: В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Ученик 4: Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.
3-й чтец:
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня,
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца –
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник
Ученик 5:
Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».
Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой- известен всему миру.
Таня начала вести его в блокадном Ленинграде. Собственно, это даже не дневник - 11-летняя девочка не вела ежедневных записей событий, которые происходили в осажденном фашистами городе, не делилась своими переживаниями с неизвестными ей читателями. Она просто писала о гибели своей семьи
Учитель:
Дневник Тани Савичевой
Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
Лека умер 17 марта в 5 часа утра.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
Мама — 13 мая в 730 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня.
Ученик 6 : Сначала Таня Савичева потеряла старшую сестру Евгению, которая работала на заводе. Ее подкосил голод и долгая дорога от работы до дома (чтобы попасть домой, Евгении нужно было пройти семь километров, что было не под силу ослабленному голодовкой организму). Когда хоронили Евгению, ее мать произнесла над могилой: "Вот мы хороним тебя, Женечка. Кто и как будет хоронить нас?".
Слова стали пророческими: за долгие 872 дня блокады Ленинграда Таня потеряла всех родственников, которые оставались вместе с ней в осажденном городе. А дневник вырос на пять коротких, но страшных записей.
Ученик 7 : Таню эвакуировали из города в детский дом Шатковского района Горьковской области (ныне – Нижегородская область). Однако спасти девочку не удалось – голод сделал свое дело. Ослабленный организм не смог противостоять болезням, и 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась от туберкулеза.
Ученик 8: Таня написала в своём дневнике, что Савичевы умерли все. но это оказалось не так. В блокадном Ленинграде выжила средняя сестра Тани – Нина, которая дожила до преклонного возраста.
Учитель: Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан навеки в историю.
За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание "Город-герой".
4-й чтец:
Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...
Учитель: Давайте, ребята, никогда не будем забывать того, что сделали для нас наши деды и прадеды. Своим мужеством, своей самоотверженностью население Ленинграда и героические солдаты, оборонявшие вместе с населением город, вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны.