Просмотр содержимого документа
«Классный час "Сердце матери"»
6 класс
Тема: Сердце матери
Цели: воспитание любви и чувства благодарности матери.
Задачи:
заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро;
помочь учащимся найти путь к сердцу матери, не терять душевный контакт иверу в близких людей.
Оформление: газета с фотографиями матерей учащихся класса. Плакаты: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать» Н. Островский. «Мать - это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей» У. Теккерей. «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от ласки матери» М. Горький.
Ход классного часа:
Эмоциональный настрой.
Сообщение темы и целей классного часа.
Ведущий. Дорогие ребята! Мы собрались сегодня в столь необычной обстановке, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку - о матери, о той, кто жизнь дарует и тепло. (1 слайд)
1-й учащийся. (2 слайд)
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
2- учащийся. (3 слайд)
О матери...
Зачем так дни спешат?
Зачем так незаметно и без спросу
Ей седина вплелась в густую косу?..
...Дохнуло стужей, горечью утрат...
Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,
Речной поток не обратится вспять.
3-й учащийся. (4 слайд)
...Останешься без матери родимой –
Стократ острей поймешь, что значит мать.
Не первым, не последним на земле
Кричу: «И кто придумал это?»
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле...
4-й учащийся. (5 слайд)
Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые имя «мама»,
Которого священней в мире нет.
_- Почему именно сегодня мы будем говорит о ней? (так как совсем недавно в России был праздник, посвященный Дню матери, который отмечается в последнее воскресенье ноября) (6 слайд)
- Я думаю, что наш классный час заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.
- Давайте подумаем, а кто такая мама? Напишите на листочках: «Мать – это женщина, которая…» (7 слайд, 8 слайд)
- Слово «мама» особенное. Оно рождается с нами, сопровождает нас в годы взросления, зрелости.
Ты будешь называть его "МАМА"!
За день до рождения Ребенок спросил у Бога:
- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что я должен делать в этом мире?
Бог ответил: - Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как же его зовут?
- Не важно, как его зовут. Ты будешь называть его"МАМА"! - Мама – это твой ангел.
Сценка «Три мамы»
Ведущий. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к своему малышу для нее так же естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает ребенка. Мать приобщает дитя к жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности. Не это ли держит мир? Мать всегда заботится о своем ребенке, не смотря на то, сколько б ни было ему лет: 5, 10, 20, 50.
Сценка «Три мамы» (9 слайд)
Горская легенда.
Ведущий. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все. Жизнь матери - это самопожертвование, самозабвение. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь. (10 слайд)
- А сейчас я хочу рассказать вам старинную горскую легенду:
«Было у матери трое сыновей. Двое - дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его... И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой... и безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно убить родную мать?
И не ушли.
Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дому на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: «Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»
- Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду? (печаль, грусть, боль от того, что родной сын так поступил с матерью, несмотря на то, что она его любила и заботилась о нем даже после того, как он вырвал из ее груди сердце)
- Чему учит эта легенда? (что, наверняка «споткнется» на дороге жизни тот, кто предал свою мать. Но главное – это безграничное великодушие матери. Материнское прощение может стать залогом спасения, возрождения человека)
5. Глаза – зеркало души.
- Гимном жизни звучат слова о матери: «Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь говорят, что глаза - это зеркало души. (11 слайд)
Расскажите, какие глаза у ваших мам? (веселые, искренние, любящие, печальные…)
А какими чаще всего бывают глаза у ваших мам, грустными или веселыми?
Давайте вдумаемся, а не можем ли мы сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам?
Не узнаете ли вы себя в таких ситуациях? Каждой группе я сейчас раздам ситуации, вам необходимо обсудить их и ответить на вопросы.
Ситуация 1.
Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию спектакля. Но после репетиции он задержался: поиграл немного с ребятами, затем по дороге зашел к товарищу за книгой и заговорился. Когда он пришел домой, то увидел полные страха и отчаяния заплаканные глаза мамы.
-Как бы вы поступили на мамином месте?
Ситуация 2.
Мама предупредила Наташу, что придет с работы поздно, и попросила ее все прибрать в квартире, накормить ужином сестренку и спокойно с ней поиграть. Когда мама вошла в дом, там стоял тарарам: вещи были разбросаны, сестренка капризничала, а Наташа сердито на нее кричала.
- Что в эту минуту могла переживать мама?
Ситуация 3.
Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что она не может их купить, у нее нет сейчас денег. Но Дина продолжала требовать, плакала, кричала, что мама ее не любит, не жалеет, потом оделась и ушла, хлопнув дверью.
Что в этот момент испытала мама?
Так что же должны сделать мы, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость?
-Как вы думаете, почему надо чаще заглядывать в мамины глаза? Очевидно, не случайно именно матерям посвящены такие строчки:
1-й учащийся. (12 слайд)
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
2-й учащийся.
Может быть, 33 ей или 73-
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
3 учащийся.
Очень редко, но все же бывает больна,
И тогда все вокруг кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она –
Человек, на котором держится дом.
4 учащийся.
Нас куда-то уносит стремительный век.
В суете мы порой забываем о том,
Что она - не фундамент, она - человек,
Человек, на котором держится дом.
5учащийся.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
П. Градов
Умеем ли мы ценить эту любовь, не знающую преград?
Умеем ли мы любить и понимать свою маму?
6.Собирательный образ матери.
Ведущий. Попробуем составить собирательный образ мамы. (13 слайд) Давайте к слову мама подберем прилагательные (на доске в форме солнышка)
- Проверим, что же получилось. Получился собирательный образ матери.
- В мировом искусстве образ матери запечатлен не только словами, но и красками. И когда говорят о женщине, о матери перед глазами предстает образ Мадонны. Мадонна, дева Мария, Богородица, Богоматерь, Матерь Божья – земная мать Иисуса Христа. Ее всегда изображают с младенцами. (14 слайд)
7. Справедливо ли сердятся мамы.
Ведущий. Как много самых разных проявлений у мам: бесконечно их любящее сердце, какая забота и преданность детям в них.
Не случайно писатель Н. А. Островский говорил: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать!»
-А не бывает ли, ребята, у вас так, что вы считаете наоборот, что мама вечно должна вам, и мучаете ее постоянными требованиями, капризами, обидами? (15 слайд)
-Давайте посмотрим, справедливо ли сердятся на вас ваши мамы и за что они сердятся? На листочках напишите ответы на вопрос.
Подведемитог. Смотрите, получается, что мамы сердятся: за неряшливость, неопрятность, лень, грубость, несдержанность, нарушение обещания, неумение вести себя. Не кажется ли вам, что это гнев справедливый?
А если мама бывает в чем-то не права, иногда, может быть, чересчур вспыльчива, так, может, именно она больше, чем кто-либо, нуждается в вашей снисходительности, любви, понимании. Как вы думаете?
8. Мини-исследование «Один день из жизни моей мамы» (16 слайд)
-Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше знать о них, чтобы понимать лучше. Вы можете уже и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Горький го ворил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». А ведь самое страшное равнодушие - это равнодушие к собст венной матери.
- Проанализируем хотя бы один день вашей мамы.
(Выступление ученицы.) Ученица перечисляет, что успевает за день сделать ее мама.
Ведущий. Итак, мама встала раньше всех, приготовила завтрак, убрала и помыла посуду, проводила вас в школу. Хорошо, если вы не восприняли это как должное. И помогали бы, чем могли.
9. Диагностика внимательного отношения к маме. Анкета «Насколько хорошо я знаю свою маму» (17 слайд)
- Давайте посмотрим, насколько вы знаете и любите своих мам. Ответьте на шесть простых вопросов (анкета): _
1. Кем работает моя мама?
2. Нравится ли ей ее работа?
Когда ее день рождения?
Что вы подарили ей на прошлый Новый год?
Какое ее любимое блюдо?
Назовите ее любимую передачу, книгу, песню.
- А теперь внимательно посмотрите на свои записи. Кто ответил на все вопросы? Меньше 5?
- Это говорит о невнимательном отношении к маме, равнодушии с вашей стороны. Сделайте выводы. Это очень важно.
10.Рефлексия. (18 слайд)
- Классный час назывался «Сердце матери», скажите почему? Что вы взяли для себя сегодня?
- Что нужно делать, чтобы ваши мамы всегда улыбались, радовались?
- Послушаем стихотворение Александра Юфика «Сердце матери».
Александр Юфик А СЕРДЦЕ МАТЕРИ...
А сердце матери – оно одно С тобою вместе плачет и рыдает, И нам того понятья не дано, Как матери за нас порой страдают;
А сердце матери – единственный ответ, На все вопросы, таинства всей жизни, И не забыть нам мудрый тот совет, Что мать дала на Родине-Отчизне;
А сердце матери, когда ты вдалеке - Оно как компас правильный и точный, И ты шагаешь бодро, налегке – Оно укажет путь твой непорочный;
А сердце матери хранит от всех скорбей, Всегда с тобой идёт и неделимо, Смотри его небрежно не разбей, Оно навек одно, неповторимо;
А сердце матери – честнейшее из всех, Оно всегда желает нам удачи, С его любовью ждёт во всём успех, Спеши утешить, когда мама плачет;
Но ты порой пройдёшь и с холодком, Сердечных мук совсем не замечаешь, Запомни: сердце матери одно, Ты за него пред Богом отвечаешь.
11.Итог классного часа.
Ведущий. Вывод. Думайте больше о ваших мамах, ребята, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама имеет больше всего права требовать. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.
Ведущий. Поэт Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира», без которых нет жизни на земле. Послушайте отрывок из этой поэмы - сцену прощания отца и сына:
Отец:-Ты, сынок? -
Чуть приоткрылись веки.
Взгляд чуть-чуть зажегся - и погас.
Эту ночь мне не забыть вовеки.
-Вот и наступил прощанья час. Смерти угодил я под копыта, Видно, в стремя встал не с той ноги... Душу дома, маму береги ты; Слышишь, сын мой, маму береги!
И замолк навек, отца не стало...
Но звучаньем прерванной строки
Все кругом гудело, рокотало,
Повторяло:
-Маму береги!
Хлынул дождь - и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги...
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
-Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
Мама, это - дерево родное!
Голосом отца твердит земля:
Мать - весь мир, и рощи, и поля.
Яростно бушует непогода.
В черном небе не видать ни зги...
Грохот грома - голос твой, природа, -
Просит каждый час любого года:
-Душу мира - маму береги!
Ведущий. Вывод. Думайте больше о ваших мамах, ребята, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама имеет больше всего права требовать. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.