kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Огнем опаленное детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал посвящен одной из самых актуальных тем - теме войны. В разработке рассказывается о том, как война забирала жизни у самых юных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Огнем опаленное детство"»


Классный час

«Путешествие в прошлое»



Огнем






опалённое детство







классный руководитель 5 «В» класса

Апанасевич Юлия Викторовна


Минск

2019

Классный час по теме "Огнём опаленное детство"


Цель: Формирование патриотической позиции.

Сопутствующие задачи:

- воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

- воспитывать патриотизм; уважение к героям СССР – участникам Великой Отечественной войны.

- повышать интерес к истории своего города и Донского края.

Форма: классный час – путешествие в прошлое.

Оснащение: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), песня «Священная война». Рассказы и стихи советских писателей, доклады детей, фронтовые письма и фотографии 1941-1942 года, из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Левитан).


Тихо рождалось в предрассветных сумерках утро. Обыкновенное летнее утро. Казалось, ничто не предвещает трагедии. А рядом уже были заряжены смертью тысячи и тысячи автоматов и пулеметов. Самая тяжелая из всех бед, какие только бывают у людей, - это война. 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на Советский Союз страшный удар.

Звучит сообщение Левитана о начале войны

Фон – песня «Священная война».

Задрожала земля от залпов. Первый удар приняли на себя пограничники крепости Брест. Четыре тысячи снарядов и мин ложились каждую минуту. На территории крепости от огня плавились камни. Расчет фашистов был прост: ошеломить мощным ударом пограничный гарнизон, посеять панику и взять крепость без сопротивления. Гитлер планировал так за полгода дойти до Москвы. Он заявлял: «Нам недостаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ!»

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжелейших испытаний советские солдаты верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. 20 миллионов жизней людей унесла война.


Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае.


А что вы знаете о Великой Отечественной войне?


Выступления учащихся о членах их семей, которые участвовали в войне (Петрович Тимофей, Симкин Юрий, Кастюкевич Степан, Воронкова Владислава).


А ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Сегодня мы поговорим о детях, которым пришлось пережить страшное военное время. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников - военном поколении детей, о том, как и чем жили, как боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд использовали на заводах и фермах Германии.

Учащиеся читают стихи:

Ипатова Анна

Хочу навек оставить здесь

Все так, как было, так, как есть!

Хочу, чтобы никто не тронул

Обоймы дикие патронов.

Не тронул бы всесильный тлен

Остатков ленты пулеметной

В воде проржавленной, болотной

И вросших в мох блиндажных стен.

И пощадил бы дождь и град

Холма израненного скат,

Траншей великое обилье.

Все то, что было нашей болью.

Все то, что нашей явью было,

Рвалось, стреляло и бомбило.

Хочу, чтоб рощи в страшной муке

Свои израненные руки

Все простирали в вышину.

Чтоб люди помнили войну!


Утром 22 июня 1941 года на одной из улиц города Бреста лежала убитая девочка с не заплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

Островская Екатерина

Выбежала девочка из дома,

Маленькая, в мамином платке.

Старенькие валенки знакомо

Весело блестели вдалеке.

Топали по тропке возле дома,

Щечки на морозе расцвели.

Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,

Злые люди к дому подошли.

Разбросали карточки по дому,

Снимки, что в альбомах берегли.

И потом зажженную солому

Равнодушно к двери поднесли.

Черным дымом крыша вся покрылась,

Вспыхнул клен, что рос невдалеке.

Губки задрожали, покатилась

Крохотная слезка по щеке.

Кулачки маленькие сжала,

Сердце быстро прыгало в груди.

К рыжему фашисту подбежала

И сказала звонко: «Уходи!»

Волосенки ветром растрепало,

Слезы стыли возле самых век.

Треснул выстрел – девочка упала,

Личиком курносым прямо в снег.

А в это утро мы в окопах были,

А потом рванули точно в срок

И атакой яростной отбили

Небольшой районный городок.


Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей… А немцы хохотали», - вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится… Снегом присыплем. Вот ему и могилка до весны.»

Фашизм – когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали пока ребенок не умирал. Детей гнали из концлагеря в концлагерь.


Яворович Кристина

Можно не слушать народных сказаний,

Не верить газетным столбцам,

Но я это видел. Своими глазами

Понимаете? Видел. Сам.

А после… Не забыть о том…

В снегу, исколотый штыками,

Ничком ребенок мертвым сном

Спал, обхватив сугроб руками.

Хотел я плакать и не мог,

И только слушал гул далекий…

Я тельце обернул в платок,

Что был обронен у дороги.

Пошел, ребенка схоронив,

Навстречу пушечным раскатам.

И я впервые в этот миг

Себя почувствовал солдатом.


Рассказ о Тане Савичевой.


Таня Савичева (Слайд 2)

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:


«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»


А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:


«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».


Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:


«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».


У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:


«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»


Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.

Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.

Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.

140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный бор Горьковской области. Встречать вышли их все красноборцы. Несли детям кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А дети были – страшно смотреть – изнеможенные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить кроме Тани Савичевой. Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.

Таню отвезли в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с его “Санаторным” по тем временам питанием и более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была не излечима. Расстроилась координация движения, мучили страшные головные боли. 24 мая Таню увезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она умерла. (Слайд 9)

Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушел партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Её ждали несколько дней, а когда все сроки прошли, мама Тани отдала, как память о сестре, её записную книжку. Ту самую, которая стала Таниным дневником.


Презентация и рассказ о пионерах-героях.


До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали - прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.


Лёня Голиков (Слайд 3-4)


Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях.

На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились:

  • 27 боевых операций,

  • 78 немецких солдат и офицеров,

  • два железнодорожных и 12 шоссейных мостов,

  • два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами,

  • сопровождение обоза с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград.

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета - нашлась "добрая душа", сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…

В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков.

Память о Лене Голикове в Великом Новгороде увековечена в названии двух улиц. На одной из центральных площадей города установлен памятник юному партизану

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

«Уважаемая Екатерина Алексеевна! По сообщению командования, Ваш сын Голиков Леонид Александрович погиб за Родину смертью храбрых. За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном в борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 апреля 1944 года присвоил ему высшую степень отличия - звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как памяти о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом».

Михаил Калинин


Валя Котик (Слайды 5-6)

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возе с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации.

Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны I степени, медалью "Партизану Отечественной войны" II степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.


Зина Портнова (Слайды 7-8)


Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом.

"Мстители" не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков.

Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.

В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось собрать всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания.

Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к партизанам у немцев сомнений не вызывала, её методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. Ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание.

Марат Казей (Слайды 9-10)


...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник пионеру-герою.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Рассказ о подвигах пионеров-героев можно продолжать и продолжать…


Заключительное слово

Сегодня мы говорили о детях-героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной память людей!


Подведение итогов (рефлексия)

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Что особенно запомнилось? Что нового для себя вы узнали?



“Никто не забыт, ничто не забыто…” – пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.


Этими словами мне и хотелось бы закончить наш классный час.

Всем, спасибо.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Классный час "Огнем опаленное детство"

Автор: Апанасевич Юлия Викторовна

Дата: 18.03.2020

Номер свидетельства: 543319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час "Детство опаленное войной" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-dietstvo-opaliennoie-voinoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "199545"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428591761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства