3. Воспитывать любовь к Родине, уважение к государственным символам, патриотизм, согласие и дружелюбные взаимоотношения между учащимися.
Оборудование:
Доска украшена воздушными шарами и карта РК , карточки с флагами , с гербом , карточка со словосочетаниями (Собери текст -гимн ).
Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках. Но слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном слове – КАЗАХСТАН.
Работа с историческими источниками (легенда)
Давным-давно это было. Поссорились как-то два государя. Как им различать своих граждан. Один государь разозлился и велел сшить своим подданным красные колпаки на голову. Другой государь увидел это и повелел подданным сшить голубые колпаки с кисточками.
И пошла тут такая морока… То колпак потерялся, то дома его забудут… А стража без колпаков хватает и ведёт в своё царство-государство. Сами государи запутались. Никак не могут сосчитать, сколько же у кого граждан.
Вот однажды пришёл к ним Мудрец и сказал….. Что сказал?
Ответы учащихся.
( «Что вы мучаетесь? Каждому из вас надо придумать свою песню, которую будут петь все люди государства, нарисовать знак государства и сделать полотнище из материала». Послушали его государи, так и сделали.)
Так появились герб, гимн и флаг.
Вопрос: Из истории Казахстана какая подобная история нам известна?
Ответы учащихся .
(1466 – Сарыарка, первое собрание казахов чтобы избрать из руководителей племён и родов степного хана. Решение: создать Казахское ханство и дать отличительный знак- тамгу каждому роду. Асан Кайгы раздал предводителям родов знаки-тамги, были учтены особенности каждого рода , племени. 40 родам были вручены 40 знаков: кипчаки- секира, уйсуни – флаг, жалаиры – поводья, найманы – пика, аргыны – глаза(круги), адаям – лук со стрелой, жаппасам – верблюжьи поводья, табынцам – знак похожий на букву и т.д. Эти знаки были высечены на высоком яру Каратау )
Вопрос: Попробуем сформировать тему классного часа….
Ответы учащихся: Государственные символы РК
Цели ребята формулируют сами ___________
Вопрос – ответ краткое вступление в тему
На чём основаны государственные символы?
Смена власти часто приводит к смене символов ( о событие 16 декабря 1991г).
Когда государство не может считаться Независимым?
Где изображается Герб?
Где и когда вывешивается Флаг?
С чего начинаются и заканчиваются важные мероприятия?
Выясняем смысловую нагрузку Герба, Флага, Гимна.
2) Что всегда составляет гордость любого государства.
Мозговой штурм (Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме). Ученики разделены на 3 группы, каждая из которых выдвигает свои версии по проблеме.
3) Работа в группах (В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены вопросы , обсуждение 2-3 минуты ):
• Найди из представленных флагов флаг Республики Казахстан.
• Найди из представленных гербов герб Республики Казахстан.
• Собери текст (текст разбит на словосочетания, разрезан, ученики собирают «части»)
Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.
Существуют правила прослушивания гимна. При исполнении гимна на официальных церемониях присутствующие должны вставать и прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди.
В каждом государстве есть свои символы - гимн, герб, флаг. И мы без особых усилий можем отличить одно государство от другого. Знаете ли вы когда, отмечается День символов?
День рождения государственной символики - 4 июня 1992 года.
Государственные символы – символы нашей жизни, сопровождают каждого из нас на всем жизненном пути.
Б). Их изображают …(работа в группах)
Ученики высказывают предположения: на государственных печатях, денежных знаках, государственных бумагах и т.д.
Просмотр презентации «Символы РК»
Физминутка.
Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
Если уверены в своих силах, топните ногой.
Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки
вперед.
Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
- Вы знаете, что в самые торжественные мгновения для страны взвивается голубой стяг и звучит гимн Казахстана. Каждый Казахстанец: и Президент, и родители, учителя, и вы, учащиеся, испытываем уважение к символике, гордость за свою страну, за наш Казахстан.
Когда спортсмены достигают побед на спортивных площадках, они прославляют в первую очередь свою страну, и в знак уважения, звучит гимн Государства и поднимается флаг в честь страны, взрастившей таких спортсменов, в честь спортсмена, добившегося таких высот.
Любовь к Родине, к родным, бережное отношение к природе, гордость за свою историю, символику, память и уважение к тем, кто прославил нашу Родину.
Ответы на вопросы.
3.Национальное жилище казахов (Юрта)
6.Состязание акынов (Айтыс)
7.Казахский воин – герой (Батыр)
2.Основной закон государства (Конституция)
5.Первый летчик-космонавт Республики Казахстан (Т. Аубакиров)
8.Запах какой степной травы считается у казахов символом Родины? (Ковыль)
4.Казахский народный инструмент (Домбра)
1.Национальная спортивная игра (Байга)
Ответь на вопросы, используя литературу. (Для слабых обучающихся)
Вопрос: Что изображено на флаге Республики Казахстан? (Солнце, орел и национальный орнамент)
Вопрос: Что означает на флаге парящий орёл? ( Свобода, достоинство, прозорливость)
Вопрос: Авторы слов и музыки гимна. ( Слова - Нурсултана Назарбаева и Жумекена Нажимеденова, музыка Шамши Калдаякова ) .
Вопрос: Авторы герба Республики Казахстан? (Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов)
Вопрос: Какое значение имеет изображение шанырака на государственном гербе Республики Казахстан? (символ отчего дома, Родины)
Вопрос: Назовите основной закон нашего государства (Конституция)
Вопрос: Это животное является символом Казахстана. (Снежный барс (ирбис))
Вопрос: Кто был первым Президентом Республики Казахстан? (Н.А.Назарбаев)
НАЦИЯ Историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.
Д). Афиширование работ перед классом. Как связаны ключевые слова 2 групп между собой?
- Почему называют символы РК национальной гордостью?
III. Рефлексия.
Конечно, историю страны делают люди. Люди разных национальностей. Посмотрите у нас в классе есть и казахи, и русские, и немцы, и татары, и цыгане... Поэтому, сейчас для сохранения мира и процветания нашей страны необходимы стабильность внутри государства, дружба и согласие между народами, населяющими ее. Любовь к Родине, уважение к государственным символам, патриотизм.
Стихи читают: Аманбаева Ж Акылбекова Э Коптилеу А
Моя Родина - это просторы степные,
На которых пасутся стада.
Это реки, озёра, пруды голубые,
Близ которых растут города.
Моя любовь к степному краю безгранична,
И ничего нет здешних мест милей.
Ведь Казахстан – это моя Отчизна.
Я здесь живу, я поклоняюсь ей.
Моя Родина – это красота природы,
Это счастья, любви большой океан,
Это символ богатства, символ свободы.
Моя Родина – мой Казахстан.
Что мы можем сделать для своей Родины? (опрос детей)