Дата:8.02.2019г. Цель сформировать знания у учащихся об основных положениях, правах и обязанностях ребенка по Закону о правах ребенка Республики Казахстан Задачи: а) воспитательная: – воспитывать гражданина Р. К. знающего свои права и обязанности, гражданина с активной жизненной позицией; б) развивающая: - формировать умение слушать и слышать, умение припоминать необходимую информацию, формировать умение анализировать, умение применять теоретические знания в жизненной ситуации, на практике. в) обучения – познакомить учащихся с основными правами и обязанностями, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей и обязанностей без прав Оборудование: Конституция РК, Закон РК «О правах ребенка в РК», название эпиграфа к классному часу «Самое высшее право и обязанность – быть всегда человеком»,рисунки, жетоны. Ход классного часа 1. Орг. момент. 2.Вступительная беседа. Дорогие ребята, гости, все мы являемся гражданами Республики Казахстан, это значит, что мы имеем права и обязанности, закрепленные в Конституции Республики Казахстан. Дети, вы, наверное, часто слышите от взрослых, что они говорят вам: «Ты должен!» Должен готовить уроки, должен помогать маме, вставать рано и.т.д. И ты им часто отвечаешь «Я тоже человек! Я имею право отдохнуть» Таким образом, вы отстаиваете свои права. Но какие права? Знаешь ли ты свои настоящие законные права? Обо всём этом мы узнаем и поговорим сегодня. Запомни: важно не только знать свои права и обязанности и главные законы. Важно ещё их соблюдать. Только, если мы все, будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы. Человеку много нужно, Чтобы счастливо прожить Нужен дождь, и даже лужи, Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса, нужно счастье, нужно горе, и родные голоса.
Невозможно без природы, Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг, Надо главное заметить, Все почувствовать вокруг. 3. Представление команд. Итак, пусть сегодня наши дети поговорят о своих правах! Для того чтобы всем было интересно, они разделились на команды, придумали названия и девиз своим командам. Эти четыре команды посоревнуются между собой, насколько они знают свои права и обязанности. Ход соревнования Слово ведущего Дети не могут защитить себя сами. Поэтому многие страны и наш Казахстан подписали «Конвенцию о правах ребенка». Все эти и многие другие права закреплены во Всеобщей декларации прав человека. В 2002 году на основе международного документа – Конвенции о правах ребенка в РК был принят Закон о правах ребенка. Ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет, т.е. совершеннолетия. Закон основывается на конституции РК. 1 тур Знаешь ли ты права? Перечислите название всех прав, которые вы знаете, за каждый правильный ответ, команда получает жетон. 2 тур Блиц – турнир Быстро, живо отвечай на вопросы! 1. Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит "унитарное"? (неделимое) 2. Кто является единственным источником государственной власти? (народ) 3. На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции) 4. Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом) 5. Какой язык является государственным в РК? (казахский) 6. Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг) 7. Президент Республики Казахстан. 8. Языком межнационального общения является… 9. Из скольких разделов состоит конституция 9 10. Книга, где написаны законы. 11. Расшифруйте ООН. 12. Столица Республики Казахстан. 3 тур Вам дано три понятия «Шалость .Проступок. Правонарушение. Преступление» Необходимо к этим понятиям найти определения. Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка. Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. презентация «Подросток и Закон», 4тур Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. Кажой группе выдаются карточки с четырьмя заданиями. 1. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения) 1группа 1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.( проступок). 2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление). 3. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость). 2группа 1. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок). 2. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость). 3 Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление). 3группа 1.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 2. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление). 3. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок 4группа 1. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок 2. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок). 3.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок). (Проверка заданий, комментарии, объяснения учителя) Фузминутка Игра «Разрешается, запрещается» Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается» Я буду рассказывать вам о каком-либо праве, а вы будете хлопать, если разрешается, или топать, если запрещается.
Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается, Бить , наказывать ребенка Строго «запрещается»
С мамой дети жить должны, Это «разрешается» Мать с ребенком разлучают, Это «запрещается».
Слушать мнение ребенка Это «разрешается» Рисовать и петь, учиться, Если заболел-лечиться, Это «разрешается»
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются, В детстве тяжкая работа, Это «запрещается»
Вместе в мире дружно жить, С разными детьми дружить, Это «разрешается» 5 тур «Знаешь ли ты государственный язык?» Даны правила поведения в школе на казахском языке, необходимо их перевести на русский язык. 1. Мектепке уақытында кешікпей келу керек. 2. Егерде, класқа үлкендер: мұғалім, ата – анна тағыбасқалар кірген кезде партадан түрып сәлембер. 3. Сабақ кезінде артына қарауға болмайды. 4.Партаға жазу болмайды. 5. Мұғалімнің сурауна жауап бергің келсе қолыңды көтер. 6. Үзіліс кезінде класта кезекшілерғана қалады. 7. Мектепке алып кіруге және қолдануға болмайды электрошокты құрылғылар. 8. Білім беру мекемесінің аумағында темекі шегуге тыйым салынады Подведение итогов, выявление победителей, вручение призов. |