Просмотр содержимого документа
«Классный час «Государственные символы России»»
Тема: Классный час «Государственные символы России».
Участники: учащиеся 10 класса
Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности школьников.
Задачи:
Формирование представления о понятиях «гимн», «герб», «флаг».
Формирование представления о современной государственной символике.
Формирование умения вести дискуссию.
Методы:
словесные (диалог, беседа);
наглядные (презентация);
создание проблемной ситуации;
метод самопроверки;
метод рефлексии.
Оборудование:
– файл-презентация классного часа;
– изображения российского флага и герба;
– музыкальная запись гимна Российской Федерации.
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА
1 Мотивационный этап.
2 Символы государства.
3 Российский герб:
– Святой Георгий Победоносец;
– двуглавый орел.
4 Государственный флаг.
5 Гимн России.
6 Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»
7 Рефлексия. Викторина «Символы России»
8 Неофициальные символы Российской Федерации.
9 Подведение итогов.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Мотивационный этап
Классный руководитель проводит письменный опрос в классе, на основе которого выясняется, так ли хорошо школьники знакомы с символами своей страны.
Письменный опрос «Символы Российской Федерации»
Перечислите основные символы государства.
Перечислите цвета флага Российской федерации. Что обозначает каждый цвет флага?
Что изображено на гербе Российской Федерации?
Какую форму имеет герб Российской Федерации?
Запишите первую строчку Гимна Российской Федерации
а) в первом куплете;
б) в припеве.
Кто написал слова и музыку гимна Российской Федерации?
2 Символы государства
Беседа с классом, в ходе которой выясняется, какие существуют символы государства.
– Как называется государство, в котором мы все живем? (Россия).
– Что для нас – Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)
– Какие вы знаете символы нашей Родины?
Еслиученники затрудняются с ответом, то учитель им помогает вопросами: какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников? Какая музыка при этом исполняется?
– У каждой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн.
3 Российский герб
Далее классный руководитель объясняет, что такое герб и для чего он служит.
– Кто знает значение слова «герб»? У каждого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб есть и у нашей Родины – России.
– Где мы можем увидеть изображения герба? (Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах).
При этом классный руководитель предлагает учащимся рассмотреть изображение современного герба России.
– Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).
Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
а) Святой Георгий Победоносец
– Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете?
Сообщение обучающегося:
Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. В качестве иллюстрации можете использовать репродукцию иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем часто называл и детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы – столицы России.
Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия – символ зла.
б) Двуглавый орел
Рассмотрим другую составную часть современного герба России – двуглавого орла.
На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).
Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.
– Крылья орла подняты – почему? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна).
4 Государственный флаг
Далее классный руководитель предлагает рассмотреть изображение флага России. Флаг РФ имеет прямоугольную форму (соотношение сторон 3:2) и состоит из трех горизонтальных полос.
– Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
– Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
– Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников).
Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более трехсот лет!
5 Государственный гимн
О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).
А вы знаете, что такое гимн?
Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях – каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна.
Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия (обращает внимание на конкретные слова гимна, подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.
6 Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»
Учащиеся высказывают вслух свою точку зрения и отстаивают ее.
Рефлексия. Викторина «Символы России»
Куратор проводит фронтальный опрос
1 Назовите три государственных символа России.
2 Что такое скипетр? Что такое держава?
3 Как зовут всадника, изображенного на гербе?
4 Что символизирует двуглавый орел?
5 Что символизируют цвета флага?
8 Неофициальные символы Российской Федерации
Вопросы:
Какое дерево всегда являлось символом России? (русская березка)
Как называется главная площадь нашей страны? (Красная площадь)
Самая популярная в мире русская игрушка? (матрешка)
Какое животное символизирует силу и мужество нашей страны? (медведь)
Какая русская упряжка символизирует стремительное движение, развитие России? (тройка)
Какой предмет стал для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения? (самовар)
Какой предмет считают символом точности, надежности и незыблемости России? (часы – Кремлевские куранты)
Самый популярный герой русских былин? (Илья Муромец)
Русский народный инструмент, широко известный во всем мире? (Балалайка)
9 Подведение итогов
Классный руководитель организует школьников к самоанализу их деятельности, благодарит обучающихся за активную работу.