Классный час на тему «Жизнь как деяние»
Воспитательная задача: Способствовать осмыслению школьниками собственной жизни, осознанию её целей, пониманию своих сил и возможностей.
Для классного часа необходимы: конверт со словами к игре «Добрый след», лукошко, карточки с ситуациями, свеча, нарисованные кораблики (по числу учеников в классе).
Классный руководитель:
Когда-то один писатель сказал: «Поистине удивительное существо – человек!» Уже с давних времён люди стали размышлять о том, что такое человек. Все видели великие дела и подвиги, которые он способен совершать и слагали об этих подвигах легенды; удивлялись могуществу человеческого разума и понимания, что нет на земле существа, равных человеку. На что бы ни направляли мысленно свой взор, во всём мы находим печать труда и мысли человека, его творческой воли.
Вселенная, космос, мир далёких звёзд! Человек распахнул для себя двери и в этот мир. Возможности развития человеческих сил, человеческого гения безграничны, жизнь бесценна.
Сегодня тема нашего классного часа «Жизнь как деяние».
Эпиграфом к ней возьмём слова Х. Л. Мартина Дескальсо: «Человек не может существовать, не прилагая усилий. Люди не рождаются с готовой душой, им лишь даётся материал для строительства». Мы ещё вернёмся к этим словам, а пока я хочу вам напомнить одну притчу.
Один молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».
Попробуем и мы с вами задать этот вопрос: «Что такое жизнь?»
Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
А что может быть содержанием человеческой жизни? Жизнь предстаёт перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений. Они выражаются как в конкретных физических действиях, так и в труде мысли, усилиях души. Попробуем и мы с вами потрудиться духовно.
Наше состязание мы назовём «Добрый след». Объединитесь по творческим группам. Представителей от каждой прошу подойти ко мне. Возьмите, пожалуйста, карточки со словами (карточки-пальчики следа). Ваша задача - предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, опираясь на выбранное слово. Время для обдумывания – пять минут. Победителем становится творческая группа – обладатель большего количества добрых дел. Напомню, доброе дело совершается на радость и пользу окружающих.
(Слова для групп: бумага, кабинет, книга, память, акция)
Группы выполняют задания.
Классный руководитель: В этом состязании победила группа ………………..… .
Думаю, вы заметили, что некоторые добрые дела мы можем действительно осуществить, не откладывая на потом. Это в наших силах.
Итак, получается, что человек рождается, чтобы «деяти» - творить по нравственному закону, который живёт в его душе. Этот нравственный закон – голос совести. Что он говорил выдающимся мыслителям прошлого? Чья мысль вам близка?
Обсудить
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание» (Сенека).
«Твори дела любви, и для тебя не будет смерти» (Л. Толстой).
«Жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви всегда есть уменьшение жизни» (Бунин).
«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом»(М. Аврелий)
«Чтобы сделать в мире что-нибудь достойное, нельзя стоять на берегу, дрожа и думая о холодной воде и опасностях, подстерегающих пловцов. Надо прыгать в воду и выплывать как получится.»(С. Смит)
«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»(И. Гете)
Получается, что среди ценностей жизни главная – любовь – желание добра, блага другому.
Человек, как большой корабль, плывёт по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? Посмотрим на себя.
(Учитель раздаёт нарисованные кораблики, на которых предлагается записать свой ответ).
Классный руководитель: А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелёгком плавании пусть будет голос нашей совести.
(Кораблики прикрепляются к листу ватмана на котором изображено море на берегу которого стоит маяк)
Классный руководитель: Легко ли строить корабль своей жизни из добрых дел? Риторический вопрос. Для этого необходимы постоянные усилия.
Замечательный русский историк и педагог В.О. Ключевский говорил, что зло не рождается из самого себя, а выделяется при неумелом обращении с добром. Следовательно, доброта – это духовный труд, постоянное осмысление того, что есть благо для другого.
Не следует забывать, что наши дети, когда вырастут, будут относиться к нам так же, как мы сейчас относимся к своим родителям. Замечу, что жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла. Шанс – это вероятность осуществления чего-либо. Жизнь предоставляет нам шанс, но мы не всегда его используем, потому, что не хотим сделать достойный выбор. Потом жалеем об упущенном шансе.
Предлагаю вам игру «Шанс и выбор»
Учитель выносит ромашку, на лепестках написаны разные ситуации. Тот, кто срывает лепесток - карточку, должен определить, какой именно шанс посылает ему жизнь, и принять решение, использовать ли этот шанс.
(2 минуты)
Ситуации:
У меня есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы.
Ваша знакомая пришла с заплаканными глазами.
Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.
Ты видишь – в первом ряду сидит дама на сломанном стуле.
В общественном транспорте вам наступают на ногу.
К вам зашла одноклассница поздравить с днём рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.
Вы получили телеграмму: «Приехать не могу. Болен. Твой брат Иван».
Из сумки впереди идущего что-то падает.
Мы видим, что жизнь всё время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и идти по ней.
А теперь вернёмся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете слова Х. Л. Мартина Дескальсо: «Человек не может существовать, не прилагая усилий. Люди не рождаются с готовой душой, им лишь даётся материал для строительства»
(Учащиеся высказывают своё мнение)
Продолжить наш классный час предлагаю «Проблемой на ладошке». У меня в руке свеча. Она символизирует мою жизнь. Что я понял сегодня на занятии? Что такое жизнь? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой ответ.
Классный руководитель: Закончить наш классный час я хочу словами из письма Л.Н. Толстого, которое он написал французскому писателю Ромену Роллану в 1887 г.: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно больше меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекает из него счастье, разрешает все затруднения».
Литература:Статья С.Соловейчика «О следе жизни». «Первое сентября» № 118 за 26.11.1996
Журнал «Воспитание школьников №3 за 2000г