Просмотр содержимого документа
«Классный час «Жизнь древних славян на Руси».»
Сценарий мероприятия «Жизнь древних славян на Руси»
Цель: формировать представление детей об историческом прошлом русского народа в Древней Руси.
Задачи:
1. Дать представление об укладе жизни славян с помощью создания макета из заранее изготовленных детьми.
2. Продолжать активизировать объяснительную речь детей в процессе обсуждения этапов создания макета.
3. Развивать интерес к истории России.
(Слайд 1) - Сегодня у нас необычное занятие, начнём мы его с красивой песни.
(Слайд 2) Есть на Княжем Острове
Книга Голубиная?
Но не всяк туда пройдёт,
В сторону былинную...
Там три Дуба старые,
К ним тропинки узкие,
Корни там твои, сынок,
Что зовутся русскими,
Что зовутся русскими...
Реки, леса, птиц голоса,
В сердце Любовь, звон в Небесах...
Реки, леса, птиц голоса,
В сердце Любовь, звон в Небесах...
- О чём и о ком поётся в песне? (О нашей стране, русских людях)
- Как называется наша страна?
- Наша страна Россия и возникла Россия очень давно, у неё древняя и интересная история.
- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)
- Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. В этом путешествии поговорим о прошлом нашей Родины, о людях, которые жили в те времена.
(Слайд3) Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. (Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое).
1 Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
Начало Родины твоей.
2. Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла ты многое бы рассказала… .
- Хотите узнать, как жили наши предки в древней Руси?
- Кто же такие предки? ( Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас).
- А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки)
(Слайд 4)- Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”, «славить», «славный»)
- А это значит, что славяне – это славный народ, прославляющие свою Родину, потому что они были сильными, мужественными, добрыми и трудолюбивыми людьми. Своими подвигами и трудом прославляли Русь.
1. Как выглядели славяне, вы узнаете, если соберёте мозаику. (Дети собирают)
(Слайд 5) Из старинных книг известно, какими были славяне, и расскажет о них …….(славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами.Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили сарафаны. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны. На ногах лапти.)
2. Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русский люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
- Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда…
Дома, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние
(Слайд 6) Как выглядел дом и что было внутри дома нам расскажет……. (Дома древних славян были небольшие, сделанные из дерева. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Слайд 7 Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Стекол не было. В те времена не было даже света, лампу заменяла лучина)
(Слайд 8) Лучина - Это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.
(Слайд 9) 3. Посмотрите внимательно на рисунок. Что необычного вы на нём видите? (Дома окружены высоким забором.Рядом с домами течёт речка)
- Ребята, на этих рисунках изображено поселение древних славян. Раньше люди жили поселеньями. Слово «поселение» произошло от слов «село», «селиться».
- Предположите почему поселок высоким забором? ( В целях обороны от врагов и защиты от диких зверей)
- Славяне действительно жили в окружении врагов. Они приходили из далеких степей и грабили славянские поселки.(Слайд 10)Самые сильные мужчины славяне были воинами - богатырями. ( Слайд картина Васнецова « Богатыри»).
4. - Славяне выбирали место рядом с лесом? Как вы думаете почему?
Потому что, в лесу они собирали грибы и ягоды. Они искали травы, которыми лечились. Славяне ходили в лес на охоту. В лесу заготавливали дрова, чтобы топить печи, готовить еду. Лес кормил славян и летом и зимой.
- Как вы думаете, какую роль играла река в жизни славян? (Дети отвечают)
- Без реки было славянам не прожить. В реке они ловили рыбу, купались, брали воду, чтобы приготовить пищу.
(Слайд 11) 5.Посмотрите внимательно на картину “Жизнь древних славян”.
– Что вы ещё можете сказать о занятиях древних славян? (Ответы детей) (Рассуждения детей: охотой, земледелием, рыболовством )
Одним из главных занятий славян было земледелие. Для пахоты использовали быков и лошадей. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.
Тогда еще не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много пшеницы. Именно из неё варили древние славяне первые каши.
- Наше путешествие в прошлое закончено. Давайте с вами вернёмся в наше время. Для этого, куда нам надо повернуть стрелки часов?
А теперь вспомним, что же мы узнали о жизни славян. Для этого я предлагаю, составит макет поселения древних славян.
- Сейчас мы с вами вместе, дружно попробуем создать макет поселения древних славян. Посмотрите у нас макеты домов и деревьев, фигурки людей в древнерусской одежде, богатырей, которые вы изготовили сами. Я приготовила для макета большую «поляну», на которой хватит места для всего поселения.
- Как вы думаете, с чего начинали строить своё поселение славяне - с домов или возведения забора? Почему вы так думаете?
Славяне начинали его строить с высокого забора из тонких брёвен – кольев. Такой забор назывался частокол. Он защищал славян от диких зверей и чужих людей. Это была граница поселения. Так повелось с древних времён и до нашего времени, что граница есть у любой страны. Даже наш маленький город имеет свою границу, нарушать которую никому нельзя!
- Давайте все вместе огородим забором (частоколом), наше поселение, установим его границу. Будьте аккуратны, помогайте друг другу.
- Посмотрите, какой надёжный, крепкий забор у нас получился!
- Давайте определим место на макете, где будет расти лес. Вы можете ещё раз посмотреть на рисунки, которые я приготовила.
-Деревья можно поставить близко к воротам? Удобно ли будет славянам открывать ворота и выходить, если рядом с ними будет лес? (Нет, неудобно. Будет не видно, кто подошёл к поселению. Это может быть враг).
- Давайте поставим лес с другой стороны от ворот. Удобное место вы выбрали для расположения леса на нашем макете!
- Посмотрите, ещё у нас есть полоски прозрачного целлофана, голубой ткани. Можно ли использовать эти предметы в нашем макете? (Речку можно сделать из прозрачного целлофана, голубой ткани).
- Где будет располагаться река? (за частоколом)
- Помните, мы с вами уже говорили, что река для славян - кормилица! Ребята, подумайте, чего не хватает в нашей реке? (не хватает воды, рыбы, уточек и так далее)
- Посмотрите, у нас получилась настоящая речка с прохладной, чистой, прозрачной водой! Место для поселения славян у нас готово! Теперь можно и дома, поставить, которые вы смастерили своими руками!
- Теперь вы поставьте дома на наш макет.
- Молодцы, ребята! Теперь есть, где собраться славянам всем вместе! Только где же они? Давайте расставим фигурки людей.
- Посмотрите, как много разных людей живёт в нашем поселении! Каждый занят своим делом.
- Мне кажется, на нашем макете кого - то не хватает. Посмотрите внимательно. (Не хватает богатырей, которые защищали славян от врагов).
- Предлагаю завершить нашу работу. Поставьте богатырей на стражу границы нашего поселения! Полюбуйтесь, ребята, какой красивый макет мы с вами создали!
- Ребята, вам интересно было создавать макет своими руками?
- На следующих занятиях мы дополним его домашними и дикими животными, птицами, рыбами. Покажем макет родителям и расскажем о нашей работе.
(Слайд 12) Святая Родина! Святая!
Иначе как ее назвать!
Ту землю милую, родную,
Где мы родились, росли
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Т.Г.Шевченко
Итог. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках.
Словесная игра “Я начну, а вы продолжите”
Главное богатство в России живет.
Великий, могучий российский... (народ).
Русоволосые и сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Скажите, кто вы?
Мы – (Славяне!)
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – (россияне)
Издревле, кто вы?
Мы – (Славяне)
Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать нашу историю.
На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью славян, узнаем более подробно об обычаях, быте славян, об их занятиях, поговорим о богатырях.