kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час «Понятие нравственности через взаимосвязь духовной и социальной сфер общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование понятия нравственность у детей подросткового возраста с учётом взаимосвязи духовной и социальной сфер общества Задачи: • Разграничить понятия социальные нормы и нравственные законы; • Уточнить смысл понятий мораль, нравственные законы; • Сравнить нравственных воззрений представителей различных социальных групп (влияние социума на формирование нравственности); • Обсудить примеры нравственных и безнравственных поступков; • Формировать толерантное сознание, как дополнительная задача. Форма: классный час Методы: • дискуссия в форме дебатов; • «мозговой штурм»; • работа в группах; • «выбор» (работа с карточками). Средства: • ПК; • мультимедиа проектор; • ЦОР; • карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Понятие нравственности через взаимосвязь духовной и социальной сфер общества» »

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

195112, Санкт-Петербург, Перевозный переулок д.19 литера А





Сценарий внеклассного мероприятия

Для 9 класса

Классный час «Понятие нравственности через взаимосвязь духовной и социальной сфер общества»















Смирнова Алина Александровна, заместитель директора по ВР, учитель истории и обществознания I КК



Директор ГБОУ лицей №533 Кунц Майя Юрьевна





Цель: Формирование понятия нравственность у детей подросткового возраста с учётом взаимосвязи духовной и социальной сфер общества

Задачи:

  • Разграничить понятия социальные нормы и нравственные законы;

  • Уточнить смысл понятий мораль, нравственные законы;

  • Сравнить нравственных воззрений представителей различных социальных групп (влияние социума на формирование нравственности);

  • Обсудить примеры нравственных и безнравственных поступков;

  • Формировать толерантное сознание, как дополнительная задача.

Форма: классный час



Методы:

  • дискуссия в форме дебатов;

  • «мозговой штурм»;

  • работа в группах;

  • «выбор» (работа с карточками).



Средства:

  • ПК;

  • мультимедиа проектор;

  • ЦОР;

  • карточки.



Ход классного часа

I. Организационный момент.



II. Введение темы классного часа.

Цитата отрывка из Стихотворения Маяковского В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»



Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое

хорошо

и что такое

плохо?



III. Разграничение понятия социальные нормы и понятия нравственные законы.



- Как ответить на этот вопрос? (нравственно и безнравственно)

С экранов СМИ мы часто слышим слова о том, что в современном мире мораль и нравственность исчерпали свою актуальность, и это не вызывает особого восторга. Однако люди разных возрастов не совсем понимают, что такое нравственность. Можно ли отождествлять понятие мораль и понятие нравственность.

Общество, как сложная система-организм существует по определённым правилам, принятым людьми, которые называются социальные нормы. Я предлагаю Вам вспомнить их основные виды (нормы права и нормы морали)и их отличительные признаки.



«мозговой штурм» 3 мин (данный материал усвоен на уроке обществознания)





нормы права

нормы морали





















Сравнив нормы права и нормы морали, мы можем попытаться самостоятельно сформулировать определение понятия мораль.

Мораль - общепринятые традиции, негласные правила, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений, являющимися необязательными для исполнения и не подкреплённые принудительной силой государства.



Можно ли назвать синонимами понятие нравственные законы, и понятие социальные нормы? (нет)

К какому из видов социальных норм применимо понятие нравственные законы? (нормы морали)

Абсолютно верно нравственные законы и социальные нормы не являются синонимами, поскольку нравственные законы не являются законами формально закреплёнными, а основываются на понятии о добре и зле.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что понятия мораль и нравственность близки.

Являются ли они одним и тем же, нам предстоит сегодня выяснить, представляя мнения различных социальных групп.

На предыдущем классном часе из данного цикла я предложила Вам определить несколько социальных групп, мнения которых значительно разнятся в вопросах, касающихся образа жизни и поведения и разделиться.

Исходя из ваших пожеланий и предпочтений, здесь у нас представлены такие группы как:

  • Подростки;

  • Родители подростков;

  • Атеисты;

  • Верующие;

  • Власть имущие.



Я предлагаю Вам творчески подойти к вопросам и сформулировать общие взгляды на мораль тех социальных групп, представителями которых Вы сегодня являетесь.

Вам будут заданы провокационные вопросы, дано время на обдумывание позиции, заслушаем мнения каждой группы и приступим к дискуссии в форме дебатов.

VI.Разминка. Дискуссия в форме дебатов



Чётко не определяя понятие нравственности, внутренне мы чаще всего тонко чувствуем хорошо или плохо, то есть нравственно или безнравственно то или иное действие.



Предлагаю провести маленькую разминку для тренировки нашего чутья и определения понимания границ хорошего и плохого, то есть нравственного и безнравственного.

Каждой группе предлагается набор карточек, которые нужно рассмотреть и разделить на противоположные по значению группы. (работа с карточками)

Итак прошу группы по очереди озвучить результат работы с карточками. (Обобщение результата разминки.)

Переходим к проблематике.

Я прошу после постановки проблемного вопроса дать ответ хорошо или плохо - нравственно или безнравственно то или иное действие, не забывая при этом, что ответ должен исходить от представителей социальной группы, в которой Вы состоите.

Начнём с наиболее простого и насущного

Первый проблемный вопрос:

Давать списывать домашние работы товарищу хорошо или плохо? Прошу аргументировать ответ.

Спасибо. (обобщение)

Второй проблемный вопрос:

Совершение убийства, то есть насильственного причинения смерти, хорошо или плохо?

  • (разделить понятие убийства в мирное и военное время;

  • противопоставить агрессию и исполнение долга перед отечеством,;

  • возможность выбора и исполнение приказа)



Третий проблемный вопрос:

Раннее вступление в половые и брачные отношения, нравственно или безнравственно?



  • (сделать акцент на различие обычаев и традиций разных народов;

  • указать на возможность негативных последствий таких отношений в пубертатном периоде)

Четвёртый проблемный вопрос:

Ложь во имя спасения, нравственно или безнравственно?

  • (привести пример лжесвидетельства в судебном процессе,

  • противопоставить пример лжи умирающей матери погибшего солдата)

И пятый проблемный вопрос, наверное, самый сложный:

Какие вопросы Вы хотели бы поставить перед собой сами…?



V.Заключительный этап. Подведение итогов.



Целью сегодняшней нашей встречи являлось определение понятия нравственность (которая относится к какой сфере общества? – духовной) через сферу социальную, представляя противоречивые спорные мнения разных социальных групп на одни и те же вопросы, касающиеся нравственности.

Я прошу подытожить наш разговор, ответом на вопрос является ли нравственность синонимом морали. Ответ прошу аргументировать.

( наводящий вопрос:

мораль является общепринятой нормой поведения в обществе, а всегда ли одинаковы нравственные устои у разных людей, у разных социальных групп?)

Таким образом, мы можем определить нравственность как «внутреннюю установку индивида действовать согласно своей совести и свободной воле» — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Следовательно, каждый из нас, руководствуясь нормами морали самостоятельно согласно своей совести и в толерантном взаимодействии с другими людьми определяет грани своей нравственной позиции. Ведь ещё в 19 веке один из величайших английских поэтов Перси Шелли писал: «Любовь – вот суть всякой нравственности; любовь как выход за пределы своего «я» и слияние с тем прекрасным, что заключено в другом человеке».



VI. Переход к следующей теме в цикле классных часов. Анонс.



Я благодарю Вас за активное участие в нашей дискуссии, за умение выслушать оппонента, уважать мнение противоречащее Вашему. Это этично, а этика (учение о нравственности), как считал древний философ Аристотель «жизненная мудрость, «практические» знания о том, что такое счастье и каковы средства для его достижения» и это тема нашего следующего классного часа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Алина Александровна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Презентация к классному часу «Понятие нравственности через взаимосвязь духовной и социальной сфер общества» "
    ["seo_title"] => string(123) "priezientatsiia-k-klassnomu-chasu-poniatiie-nravstviennosti-chieriez-vzaimosviaz-dukhovnoi-i-sotsial-noi-sfier-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "171920"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423740793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства