Сценарий классного часа
«Мы за чаем не скучаем.
Цель мероприятия: показать ученикам, что и в 21 веке можно приятно общаться за чашкой чая.
Задачи:
- показать целебные свойства чая;
-научить ребят встречать гостей.
Структура классного часа.
1. Приглашение гостей за стол.
2. Слово ведущих об истории русского чая.
3. Конкурс названий русских национальных блюд.
4. Эрудит-круиз.
5. Номера художественной самодеятельности.
6. Конкурс на координацию движений.
7. Сбор поговорок о чае из отдельных слов.
Зал оформляется красочными плакатами с высказываниями писателей, ученых, поговорками о чае и пользе чаепития.
«Под шумок самовара ведется согревающий и сердце, и душу разговор… (Н.Гоголь)
«Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки». (Ф. Гладков)
Поговорки.
1. Чай пить- приятно жить.
2. Выпей чайку - позабудешь тоску.
3. С чая лиха не бывает.
4. Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
5. Если чай не пьешь, где силы берешь?
6. Пей чай, не вдавайся в печаль.
Столы сервируются в русском стиле (самовары, чайная посуда, угощения, вазы для цветов). Столы номеруются.
ХОД ПРАЗДНИКА.
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались вместе, чтобы познакомиться поближе, узнать о целебных свойствах прекрасного напитка – чая. Но чай не просто напиток, он еще и традиционный элемент общения, дружеской встречи. Русский чай – основа русского гостеприимства. На сегодняшнем классном часе предлагаем один из вариантов чаепития 21 века.
Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
1-й ученик.
Я сегодня не скучаю,
Я конфет купила к чаю
Для себя и для друзей.
Жду я вечером гостей.
Чай заварен ароматный,
С бергамотом - вкус приятный.
Чашки, блюдечки - сервиз,
Для друзей моих сюрприз.
А конфеты в вазе - счастье
В ярких фантиках шуршащих.
Манят запахом своим,
Но я не притронусь к ним.
Мне гостей дождаться надо.
Заходите! Буду рада!
.
2-й ученик. Вы хотите узнать о происхождении чая? Давайте вам расскажу. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили попробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».
3-й ученик. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древнейших времен. Это было давно, за 2737 лет до нашей эры.
В одной древней китайской книге дается такое описание свойств чая: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость…»
Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как и производство шелка, фарфора, бумаги и другие китайские изобретения. Чайные плантации строго охраняли от чужеземцев.
4-й ученик. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. В 8 веке он попадает в Японию.
Лишь в первой половине 19 века стали выращивать чай и в некоторых других странах Азии.
На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт в мешке, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.
Чай пришелся англичанам по душе и стал вытеснять спиртные напитки. В одной из книг о чае, изданной в Лондоне, утверждается, что этот хорошо утоляющий жажду, тонизирующий, согревающий напиток очень подошел для жителей европейских стран с прохладным климатом и что он спас их от злоупотребления пивом и вином.
В настоящее время в Англии пьют чай больше, чем в любой другой стране.
5-й ученик. В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. В 1996 году из Москвы в Пекин за чаем отправился первый караван русских купцов. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки, Около года караван с чаем добирался до Москвы. С 1870 года стали загружать в трюмы кораблей в китайском порту и переправлять в Одессу.
Чай все больше распространялся в нашей стране, но был еще очень дорогим из- за трудной доставки, высоких пошлин и алчности купцов, продававших его 5-6 раз дороже, чем закупали.
6-й ученик. Для крестьян чай был почти недоступен, ионии пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение « чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Есть такая народная шуточная песня середины 19 века.
7-й ученик. Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко
На господский стол подал
Гости с барином плевались,
Сам он важно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
1-й ученик. В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле.
В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, деревянный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как «матрешка», балалайка, хохломская расписная посуда.
Песня «Наш красавец самовар» (сл. М. Пляцковского, муз. Е.Птичкина)
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится -
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашку вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
2-й ученик. Ученые установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества: кофеин, минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла и т.д. Он укрепляет сосуды мозга, улучшает работу сердца, обмен веществ, повышает умственную и физическую работоспособность человека.
С чаем легко усваиваются белки, жиры и углеводы. Даже обильное питание не вызывает ожирения, если оно сопровождается чаепитием.
Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам. Чай снимает головную боль.
В стакане крепкого чая содержится 0,5 граммов кофеина, примерно столько его в таблетке от головной боли.
3-й ученик. При отравлениях дается настой крепкого чая. Народное средство от зубной боли – мелко нарезанный или давленный чеснок в чайном настое, который держат несколько минут во рту.
При засорении глаз, воспалении век, глаза промывают крепким охлажденным раствором черного и зеленого чая, взятых поровну.
Китайские и японские ученые установили, что люди, регулярно пьющие чай, реже других заболевают раком желудка. Чай также снимает вредное влияние радиоактивных веществ на организм.
4-й ученик. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.
При длительном хранении чая эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат.
Качество чайного лепестка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления.
ДЕМОНСТРАЦИЯ:
Согрев заварочный чайник или ополоснув его кипятком, в него насыпают сухую заварку (чайная ложка на стакан воды плюс одна чайная ложка на чайник). Затем чайник заливают кипятком на 2\3, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Отверстие на крышке и носике чайника должно быть закрыто, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества.
Настаивают черный чай – 5 минут, зеленый – 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, , оставляя 0,5 – 1 см. до крышки. После этого заварку разливают по чашкам или стаканам.
5-й ученик. Если чай долго настаивать, то его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. Не надо и укутывать его, ибо от этого чай тоже портится.
Чай нужно заваривать вдали от рыбы, сырого мяса и других продуктов со специфическими запахами.
С чая нельзя снимать пену: именно в поверхностном слое собираются эфирные масла, создающие аромат.
Заварку в чайнике порой используют вторично, но кипяток доливают только при свежей заварке. Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день нельзя. При большом охлаждении чая исчезает его аромат и ухудшается вкус.
6-й ученик. Чайный куст – вечнозеленое растение, высотой около метра. Он требует большого ухода. Из 100 кг. Зеленых листьев выходит 25 кг. чая.
ЧАСТУШКИ.
1. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
2. В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит письма пишут нам!
3. Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженице!
4.Подавай нам чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай!
Ведущий: Дорогие друзья! Вот и заварился наш чай. « Хорош чаек!» - говорят русские люди. Давайте же и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, чай.
Ведущий: Сегодня мы собрались не только пить чай, но и веселиться: петь песни, танцевать, соревноваться в различных конкурсах…Победителей ожидают призы. Наш главный приз – каравай дружбы.
Итак, первое задание. Каждая группа (стол) должна назвать русские национальные блюда. Повторять одни и те же названия нельзя.
2. Чай стимулирует умственную и физическую нагрузку. Так это или нет, давайте проверим. Вы сегодня выпили столько чая , вполне могут появиться способности Юлия Цезаря, который одновременно выполнять несколько дел. Напишите на доске фразу «Нам песня строить и жить помогает». Теперь сотрем написанную фразу и попытаемся ее воспроизвести при одном маленьком условии : как только вы возьмете мел, вы начинаете петь одна же фразу: « От улыбки хмурый день светлей».
Ведущий: И наконец давайте отдохнем от всех испытаний, я вижу, они явились для вас большой перегрузкой.
3. Определить настои трав и ягод: зверобоя, липового цвета, рябины и калины…
4. Эрудит - круиз (Вопросы, объединенные в группы, общим для которых является то, что ответы на них начинаются на одну букву алфавита).
Буква А
1. Какой рыбе на зубы лучше не попадаться? (Акуле)
2. На привязи толстеет зеленый теленок. (Арбуз)
3.Место, где готовят и продают лекарства. (Аптека)
4.Надпись на посылке, телеграмме, письме, Где указывают, куда их направляют. (Адрес)
7. Игра «Поле чудес». Угадать слово ТИТЕСТЕР – дегустатор чая.
8. Собрать каждой команде поговорку из данных на листах слов.
Ведущий: Вот и настало время подвести итоги. Кто заслужил наш праздничный каравай? Дорогие гости! Надеемся, что вы не скучали на нашем вечере. Все участники были активными, показали свои способности. Поэтому по праву наш каравай дружбы выиграли все. И сейчас мы его разделим.(Каравай разрезается, каждый стол получает часть)
.
ттооооооошшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшллллллллллллллллллллллллллллл
ггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггг
23