Дана методическая разработка классного часа " Мы за чаем не скучаем!" с использованием различных конкурсов, стихами, частушками про чай. На занятии дети узнают много интересного о выращивании чая, пользе и различных видах чая. К данному мероприятию проводится встреча участников "хлебом, блинами, пирогами и чаем" русская традиция встречи гостей на праздник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мы за чаем не скучаем!"классный час»
«Мы за чаем не скучаем!»( классный час 3 «а», 3 «б» классы)
Цели; воспитание уважения к русской культуре и традициям; : знакомство с традициями русского народа и историей чая и самовара; формирование активного познавательного интереса к окружающему миру; формирование культуры общения
Оборудование: выставка рисунков и наборов высушенных ягод, фруктов, трав, используемых для заваривания чая; выставка упаковок с разными сортами чая; выставка различных самоваров; детские проекты; на столах самовары, заваренный чай, чашки и сладости; мультимедиа.
Празднование.
Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни. Входят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом полотенце держит хлеб-соль, а Хозяйка на подносе - чашку с ароматным чаем.
Хозяин. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хозяйка. И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину в радость. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, угощенье откушайте, да речи послушайте.
Учитель. Дорогие гости, ребята, приглашаем вас в гости к самовару. – Ребята, кто из вас любит принимать гостей? (ответы детей) Гостеприимство – национальная черта русских. Давно зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью. Пока наш хозяин угощает вас, я расскажу об этой традиции.
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также то особое положение, которое отводилось столу в доме. Еще у славян - язычников хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства, благополучия. Значение символа богатства и обилия в доме хлеб-соль имело в русских свадебных обрядах. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол. В России хлеб-соль было принято дарить на новоселье. Отправляющемуся в дальний путь давали в дорогу символический хлеб-соль как благословение. Издавна к новорожденному ребенку ходят в гости с хлебом; принято так ходить, чтобы он рос добрым. О хлебе-соли как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы. – Кто из вас сможет назвать некоторые из них? Например: «Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!», «За хлеб-соль не платят!», «От хлеба-соли не отказываются», «Хлеб-соль есть, да не про вашу честь», «Хлеб-соль и разбойника смиряет», «Хлеб-соль ешь да правду режь». По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие. Наливайте вкусный чай. Наш праздник только начинается.
Учитель. Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. Главное в русском чаепитии - это общение. Много чая, угощений и приятная компания – составные части чая по – русски. Не принято молчать за столом. Молчание за самоваром расценивалось, как признак глубокого неуважения хозяевам дома. Хозяйка наливала чай, угощала гостей и домашних. Часто ей помогали дочери.
Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали: «Спаси Бог вас», «Благо дарю вам». Дети пили чай со взрослыми, слушали беседы, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Пили чай из блюдца только в узком кругу друзей или родственников, а в обществе такое поведение считалось вульгарным. Существует традиция завершения чаепития. В 18-19 в. представлял собой перевернутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Позже стали класть ложечку в чашку. Чайная ложка в пустом стакане была знаком того, что гость больше не хочет чая.
Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. Без него нельзя представить жизнь русского народа.
А что такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в будни, ни в праздники, ни в жару, ни в холод? Об этом нам расскажут ребята.
1ученик. (слайд) Я нашел в словаре В.И. Даля определение значения слова. «Самовар - водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкой и жаровней внутри».
2ученик. (слайд) Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России, как балалайка и матрешка. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. К середине 19 века Тула стала настоящей самоварной столицей. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими - дорожными и огромными - трактирными, самовары были скромные и богато украшенные - купеческие. Тульские самовары всем нравились.
Учитель. ( с показом) Самовар устроен очень просто. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное тулово. В него заливалась вода, обычно ведро. Потом в тулово помещали кувшин - жаровую трубу. Токарь полировал самовар, приделывал ручки, кран, украшал его. И самовар готов. Клади в трубу горячие угли, шишки, березовые щепки, заливай в тулово воду, и готово. Вода закипит – открывай кран и разливай чай.
Учитель. А сейчас самое время поговорить о том, откуда и когда к нам пришел чай.
Дети (говорят по очереди).
( показ слайда) Чай, который ты пьешь, приготовляется из листьев чайного дерева или кустарника. Тебе приходилось видеть - на пачках написано: «Грузинский чай», «Краснодарский чай». Значит, его привезли из Грузии или Краснодарского края. А бывает, что на пачках написано: «Китайский чай», «Индийский чай». Значит, его вырастили и приготовили в этих странах.
(слайд) Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
(слайд) Китай - родина чая. Там с очень давних времен разводили чайные кусты. В Индии растут чайные деревья высотой до 10-15 метров. В Европе чай появился всего лет 200 назад. Теперь это самый обыкновенный напиток, но тогда выпить чашку чая могли только очень богатые люди.
(слайд) Раньше чай привозили в нашу страну из Китая и других стран. Теперь и у нас стали разводить чайные кусты. Чай - растение южное, ему нужен жаркий и влажный климат. Растет он в Грузии и Краснодарском крае.
Чайная фабрика построена недалеко от плантации чая.
( слайд) Перед нами открытая поляна. Она вся засажена низкими темно- зелеными кустами. На кустах очень много мелких листиков. Это и есть чайный куст.
Видимо, много чая даст каждый куст?
Нет, не так уж много. Тут есть один секрет. Хороший напиток, ароматный чай получается только из самых молодых, свежих побегов - трех верхних листиков каждой ветки. Сорвешь их - и жди, пока опять не отрастут. Свежие побеги срывают с мая по октябрь. За это время можно раз 10-12 срывать свежие листья с каждого куста.
(слайд) Собирают листики вручную или машинами и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листы обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах.
(слайд) У чая особое свойство - впитывать всякий запах. Забудешь недалеко от высушенного чайного листа луковицу – и все пропало: когда заварят чай, он будет пахнуть луком.
Чай – это прекрасное жаждоутоляющее и тонизирующее средство. Если человек устал, то чай успокаивает. В нем есть витамины, микроэлементы, необходимые человеку. Чай является чистильщиком организма, выводя из него вредные вещества. Чай используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.
В России первое чаепитие состоялось в 1638 г. А самовары появились в 1679 г.
Учитель. Понравился ли вам рассказ?
Мы думаем, за то время, что шел разговор о чае, вы вполне насладились этим прекрасным напитком.
Хорошо чайку попить,
О том, о сем поговорить.
А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать.
А сейчас настало время перейти к веселым конкурсам. В них будут принимать участие 3 команды «Тульский пряник», «Русский каравай», «Конфетки - бараночки».
Чья команда дружнее, чья веселее - надо определить. Представляю вам наше высокоуважаемое жюри. А вы все сидящие, на нас глядящие, не просто глядельщики, а еще и болельщики.
1 задание. «Чайная викторина».
2.В борьбе с какими болезнями помогает чай?
3.Когда в России состоялось первое чаепитие?
4.Назовите уж 1.Где и когда зародился обычай чаепития?
родину чая.
5.О каком особом свойстве чая должны помнить работники чайной фабрики?
6.Как правильно н но заваривать чай?
7.Где в нашей стране выращивают чайные кусты?
8.Дайте определение значения слова « самовар».
9.Расскажите о традиции завершения чаепития.
(Вопросы задаются по очереди каждой команде, если ответ неверный, то другая команда может заработать дополнительный балл.)
Учитель: Издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые целебные травы. . На Руси
- А какие травы можно добавлять в чай или заваривать отдельно? ( ответы детей и родителей, учитель показывает их на выставке)
Следующий наш конкурс- конкурс дегустаторов чая. Нужно определить компоненты чая. (По одной семье из каждой команды выходят и пробуют чай, определяя, что в него добавлено - малина, смородина…)
3 конкурс. Конкурс загадок.
а) у носатого у Фоки б) Был листок зеленым -
Постоянно руки в боки. Черным стал, томленым,
Фока воду кипятит Был листочек зубчатым-
И, как зеркало, блестит. Стал листочек трубчатым.
(самовар) Был он на лозине-
Стал он в магазине. (чай)
в) Из горячего колодца
Через нос водица льется. (чайник)
(Учитель читает загадки по очереди каждой команде.)
-А сейчас капитаны каждой команды загадают свои загадки команде – сопернику.
Следующим в нашей программе будет конкурс частушек.
( Выходят две девочки и два мальчика от каждой команды и поют частушки. Команды выступают по очереди.)
1 команда.
Учитель. Вот как интересно можно провести время у самовара. Предоставим слово жюри.
Учитель. Сейчас в каждом доме есть газовые плиты, электрические чайники. Но надо ли забывать такое чудо, как самовар?
У кого из вас дома есть самовар? Часто ли вы им пользуетесь? Иностранцы, побывав в России, называли самовар «русской чайной машиной». Давайте и мы с вами не будем забывать эту чудесную «чайную машину» и следующее наше классное чаепитие проведем у самовара.
Список литературы:
1.Кравякова С. В. Семейные посиделки. Журнал «Начальная школа» № 10 2001г.
2.Плясина Е.В. Наши маленькие открытия. Журнал «Начальная школа» № 2 2009г.