*воспитание ответственности за сохранение и улучшение своего здоровья.
Круг радости
Будь здоровым!
Ни мороз мне не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из – под крана
Обливаюсь я каждый день.
Я дела выбираю потрудней,
Я задачи решаю посложней,
Я повсюду успеваю,
Я усталости не знаю.
И звучит моя песня веселей.
Мозговой штурм
Сегодня страна Самопознания откроет нам секреты здоровья. А поможет нам в этом волшебный «цветик - семицветик».
Помните эту замечательную сказку В. Катаева?
- Как у Жени оказался «Цветик - семицветик»? Какие слова надо говорить
( мы тоже скажем):
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Облети вокруг земли,
Быть по - моему вели!
- На что девочка потратила первые лепестки?
А давайте про последний лепесток посмотрим фрагмент из мультфильма и продолжим наш разговор.
( фрагмент мультфильма «Цветик - семицветик» о последнем лепестке).
- На что потратила последний лепесток Женя? Как вы думаете, почему она это сделала?
- Да, Женя потратила последний лепесток на здоровье – главное богатство. А зачем надо быть здоровым?
Беседа
1.Почему здоровье считают богатством человека?
2.Какие правила здорового образа жизни вы знаете?
3.Каким образом вы заботитесь о своем здоровье?
4.Почему несоблюдение правил гигиены мудрые люди называют безнравственностью?
5.Какая связь существует между здоровьем человека и его внешней красотой?
6.Как вы понимаете смысл утверждения: «Здоровом теле – здоровый дух»?
7.Как влияет здоровье на раскрытие творческих возможностей человека?
Чтение
Отрывок из повести
Анатолий Алексин
Однажды летом отца стали душить частые и долгие приступы астмы.
-Я увезу тебя к самым лучшим врачам: к реке, к свежему воздуху… И они вылечат тебя! – сказала мама. – Мы заберём в глушь и будем жить там как робинзоны.
Втроем они ехали на поезде, потом на грузовике, потом шли немножко пешком – и забрались туда, где воздух был сухим, а природа именно такой, какую долгие годы прописывали отцу доктора, приговаривая: «Но всё это, конечно, недостижимый идеал. Поэтому обратимся - ка лучше к таблеткам и каплям!»
Доктора, к сожалению, не были знакомы с мамой и не знали, что она умела делать «достижимым» всё, что нужно было отцу и Кольке.
….Тут, на берегу реки, мама вдруг проявила такие способности, каких даже Колька с отцом от неё не ожидали. Отец по утрам планировал предстоящий день отдыха, а мама смеялась: «Эх ты, мой проектировщик! Теоретик мой неисправимый!» - и разжигала печку в домике лесника – варила суп, картошку, кипятила молоко. И всё это казалось Кольке самой лучшей едой на свете.
Отец загорел, посвежел, забыл про свои лекарства. «Теперь мы с вами три богатыря!» - сказала мама.
1.Как маме удалось вылечить отца?
2.Почему мама сравнила посвежевших и поздоровевших близких с богатырями?
3.Как вы понимаете смысл выражения «богатырское здоровье»?
Цитата урока
Поддержка здоровья есть долг. Немногие , по - видимому, сознают ещё, что есть нечто такое, что можно назвать физическою нравственностью….
Герберт Спенсер
*Как вы понимаете смысл выражения «физическая нравственность»?
Задание
Прочитайте пословицы о здоровье и объясните их смысл.
*Здоровье дороже богатства.
*Чистота – залог здоровья.
*Смолоду закалишься – на весь век пригодится.
*Чистая вода – для хвори беда.
*Холода не бойся, смелее мойся.
*Кто труда не боится, того болезнь сторонится.
*Береги платье снову, а здоровье – смолоду.
Учебная информация
Здоровый образ жизни человека – это не только соблюдение правил гигиены, физическое закаливание, правильное питание, но и результат непрерывного духовного совершенствования.
Светлый ум, добрые помыслы, праведные дела человека являются условием его физической и духовной гармонии.
Состояние духовного мира человека отражается на его физическом здоровье, внешней красоте и привлекательности, а также на результатах творческой деятельности.
Задание
*Прочитайте стихотворение, посвящённое жырау 15 века Катугану, воспевавшему в своих песнях смелых и мужественных людей.
*Проанализируйте описание внешнего облика поэта, сравнения, метафоры, говорящие о его физическом здоровье.
*Объясните, как вы понимаете их смысл.
Мыслителя лоб, выступают виски,
На всём есть печать легкой грусти, тоски.
Походка султана, наездника прыть,
Он – мощного лука шелковая нить.
Он – как предводитель в отаре овец.
А речь? Красноречия речь образец:
Он сдержит строптивых коней в поводу,
Он держит на сильных плечах всю орду.
Он – младший наследник у бая – отца.
Он – клык молодого верблюда – самца.
Он – ястреба коготь над синью озёр.
От туч он очистил небесный простор.
Он солнцу дорогу пробил сквозь туман.
Средь многих людей он звездой осиян,
Ему путь особый судьбою был дан.
Он сын Суюниша, батыр Казтуган.
Задание
Давайте вместе подумаем и составим свой цветик – семицветик, каждый лепесток, которого приведет нас к здоровью.
Домашнее задание
Нарисуйте рекламный плакат на тему: «Здоровый образ жизни».
Круг «От сердца к сердцу»
Мы живем в стране большой, щедрой и богатой.
И не жалко ничего
Ей для вас, ребята!
Стадионы новые дарит вам не зря,
Чтобы вы здоровыми вырасти, друзья!
Чтоб каждый стал смелей!
Чтоб каждый стал сильней!
И хорошими делами помогал стране своей!
Тема: Искусство быть здоровым.
Цель: расширять представления учащихся о ценности здоровья, о гармонии физического и духовного здоровья.
Задачи:
*раскрытие сущности взаимосвязи духовного и физического здоровья;
*воспитание ответственности за сохранение и улучшение своего здоровья
Круг радости
Прослушивание песни «Трус не играет в хоккей».
Здоровый образ жизни – ваша цель,
Коль не хотите в этой жизни сесть на мель!
Разминка
Встречает солнце (руками описать круг),
Встречает ветер (руками поднять вверх),
Встречает школа (руки вытянуть вперед),
Встречает друг (пожать руку соседу справа).
Летит мечта моя (имитировать полет птицы),
Словно песня.
Со мной спешит она (обнять за плечи соседа справа и слева)
В широкий круг.
Беседа
1.Как влияет духовное богатство человеческой души на физическое здоровье?
2.В чем ценность здоровья?
3.Какова связь между ценностью «здоровье» и такими ценностями, как жизнь, духовность, труд?
Упражнение
Расположите в порядке значимости для вас следующие ценности: природа, дружба, здоровье, духовность, истина, мудрость, труд, знание, красота, совершенство, творчество.
Рассмотрите изображение скульптуры древнегреческого скульптора Мирона, которая называется «Дискобол». Скульптура доносит до нас образ прекрасно тренированного атлета.
1.Как мастеру удаётся подчеркнуть красоту и грацию своего героя?
2.Можно ли сказать, что в скульптуре воплощено представление художника о гармонии тела и духа человека? Обоснуйте свой ответ.
Чтение «Отрывок из беседы Мухтара Шаханова и Чингиза Айтматова».
Айтматов: О встрече Кожамкула (лучшего и искуснейшего кыргызского борца) и Кажымукана старики рассказывают так. В то время Кажымукан выступал в цирке и был очень знаменит. Известие о грандиозном поединке мгновенно облетело округу. Учредили награду победителю, по обычаю состоявшую из трёх частей, по 9 призов в каждой. Собравшиеся разделились пополам, в ожидании невиданной до сей поры схватки ёрзали от нетерпения. Вот появились борцы. Оба красивы, статны, грациозны.
- Кажеке, - обратился кыргызский палуан (силач) к Кажымукану. – Мы оба сыновья двух братских народов, которые близки и неразлучны, как оба глаза на одном лице. Вы мне – старший брат, а я вам – младший. Не годится одному из нас хвастать победой, а другому лежать поверженным в пыли. К тому же вы – наш гость. Духи предков не простят мне, если я схвачусь с вами. Пусть приз будет вашим! – и Кожамкул без боя уступил приз Кажымукану.
- Я и сам ждал, как ты себя поведёшь. Теперь знаю, ты многое в этой жизни видел, многое понял. Кыргызский народ может гордиться таким сыном. Пусть счастье найдет тебя. – Кажымукан обнял кыргызского брата и поцеловал его. Получив свой приз, Кажымукан тут же отдал его нищим и сиротам.
Шаханов: Как вы думаете, можно ли поставить Кажымукана и Кожамкула в один ряд с нынешними всемирно знаменитыми спортивными «звёздами»? Ведь эти палуаны обладали не только физической силой и здоровьем, но и удивительными душевными и нравственными качествами.
Айтматов: Да, сейчас вспыхнуло много «звёзд». Иные за одно появление на спортивной площадке получают большие деньги. Возможно, это мода нынешнего времени, нашей эпохи. Однако, разговорившись с некоторыми из них, ощущающими себя центром вселенной, суперзвездами мировой величины, поражаешься убогости их духовного мира. А ведь духовное богатство человеческой души всегда было в человеке превыше всего.
1.Что является главным в человеке?
2.Как бы вы ответили на вопрос Мухтара Шаханова: «Можно ли поставить Кажымукана и Кожамкула в один ряд с нынешними всемирно знаменитыми спортивными «звёздами»?
Цитата урока
Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу.
Сократ
Чтение
Мухтар Шаханов
Кажымукан,
Непревзойдённый силач казахской степи.
Весом 160 килограммов,
Съедавший за один присест целого барана,
Был в то же время нежная душа.
До слёз любил поэзию, песню,
Иногда и сам сочинял стихи.
После победоносного возвращения
С мирового чемпионата
Земляки в его честь устроили празднество,
Где расточали ему похвалы:
- Вы не только самый сильный среди казахов,
Но и самый сильный в мире.
- Постойте,- ответил им Кажымукан. – Постойте.
В спорте есть нечто магическое,
Но порой возбуждающее слепой азарт,
И потому в нем строгая мера нужна.
Телесная сила только тогда прочна и красива,
Когда подкрепляется силой духа.
Вот кто сильнее меня – посмотрите,-
И он, похлопывая по плечу,
Вывел в круг
Застенчивого кудрявого паренька,
Ничем не примечательного на вид.
Наступило долгое недоумённое молчание…..
То был молодой Мухтар Ауэзов.
Слова Кажымукана оказались пророческими.
Спустя тридцать шесть лет
Один знаменитый японский силач,
Прочитав книгу того юноши,
Взволнованно напишет в своем дневнике:
«Какая сила!
Читая его,
Я чувствовал своё бессилие».
*Как объясняет Кажымукан понятие «сила духа»?
Задание
*прочитайте текст.
*закончите текст, продолжив диалог Пети с «моржом».
По В. Голявкину
Зима. Мёрзнут Петины уши. И вдруг Петя видит вдали такую картину: человек в проруби! И человек не кричит: «Спасите!» Он никого не зовёт на помощь. Напротив. Он совершенно спокойно сидит в воде. Он даже улыбается.
Человек вылез из проруби. Потанцевал на снегу и опять полез в прорубь.
«Ну и ну! – удивился Петя. – Как он может сидеть в этой проруби? Он, наверное, выносливый и отважный: зимой сидит в проруби, когда все в шубах. Вот бы мне посидеть в этой проруби! Чтобы видели все ребята, как я там сижу. Мне были бы нипочём все болезни….»
Человек вылез из проруби и спокойно, с улыбкой оделся. Он не стучал зубами. Он только улыбался.
Удивленный Петя спросил:
- Вам не холодно?
- Жарко, - ответил тот просто.
-Вот это да! – сказал Петя. – Вы спортсмен?
Ситуация
*Прочитайте письмо, пришедшее в редакцию журнала «Здоровье».
*Проанализируйте ситуацию и напишите ответ автору письма.
Уважаемая редакция!
Я хочу поделиться своей тревогой. В нашем подъезде живет парень Арнур. Внешне он крепок, силён, никогда не болеет. К своей физической форме относится с большим вниманием. Он ходит в тренажёрный зал, делает сложный комплекс физических упражнений во время ежедневной зарядки, плавает в бассейне. Но я часто вижу, как его мама носит тяжелые сумки с базара, сама выносит пакеты с мусором. А однажды я видел, как Арнур со всей силы пнул маленькую собачку и равнодушно прошел мимо, когда она завизжала.
Мне кажется, что поговорка «Сила есть, ума не надо» - про нашего соседа.
Даурен
Домашнее задание
Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл одной из пословиц, которые приведены в учебнике.