Классный час для 5-ых классов на тему "Закон - твой друг"
Классный час для 5-ых классов на тему "Закон - твой друг"
Классный час по теме "Закон - твой друг" призван воспитывать у обучающихся чувство гражданственности, понимания своей личности как гражданина своей страны, а также донести до сознания детей смысл Всеобщей декларации прав человека. На мероприятии дети работают в группах, выполняя различные задания: участвуют в инсценировках, решают проблемные ситуации, кроссворды. На занятии учитываются психологические особенности пятиклассников - трудный для восприятия материал даётся в игровой и занимательной форме, проблемные ситауции показаны на примерах сказочных героев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час для 5-ых классов на тему "Закон - твой друг"»
Открытый классный час на тему: «Закон – твой друг»
для учащихся 5 классов
Учитель: Московских Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы; Дубовик Ольга Юрьевна, учитель английского языка
Цели:
Донести до сознания детей смысл Всеобщей Декларации прав человека: все люди, не зависимо ни от чего, равны в своих правах и обязанностях.
Воспитывать гражданские и патриотические чувства у детей.
Примечание: учащиеся разделены на 3 группы, заранее подготовить некоторых учащихся в инсценировке проблемных ситуаций.
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит гимн России.
Учитель.
- Ребята, что сейчас мы прослушали?
Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.
1
2
3
4
5
1. Отдых, перерыв между уроками.
Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг.
Основная деятельность учеников в школе.
Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении, под стражей.
Синоним к слову «страна», где живут люди, говорящие на одном языке, имеющие общие традиции.
Получилось ключевое слово «права». А права закреплены законом РФ.
Тема сегодняшнего кл. часа: «Закон – твой друг»
- Как думаете о чем мы сегодня будем разговаривать?
- Для начала попробуйте объяснить смысл слова «права», «закон».
- Это данные человеку возможности жить в обществе как свободная личность, когда эти возможности закреплены в законах. А законы соблюдаются каждым человеком.
Понятие о Всеобщей Декларации прав человека.
С тех пор как появились на Земле люди, они стали искать ответы на главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют?
Права ребенка.
Всеобщая Декларация написана взрослыми людьми, она для взрослых. А вы еще дети. Нужны ли вам вообще какие-либо права?
-Нужны.
Люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Наконец людям удалось решить эту проблему. 10 декабря 1948 года на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.
В словарь:
Декларация - правовой документ, имеющий силу рекомендации
Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.
Конвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН (Главный орган ООН).
Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому
документу 13 июля 1990 г.)
Подумайте и назовите права, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок. (Право на жизнь, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на личную неприкосновенность, право на гражданство, …)
Обсуждение статей Конвенции.
А сейчас рассмотрим и обсудим некоторые статьи Конвенции прав человека.
Каждая группа получает статьи Конвенции прав человека и задание.
Ваша задача: вспомнить сюжет известных вам сказок, выполнить задание и подобрать подходящую статью Конвенции.
Задания для групп
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».
Выбери и подчеркни правильный ответ.
Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?
- он был самый умный;
- он был не похож на других
- он был самый красивый;
- он был самый вежливый.
Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Выбери и подчеркни право, которое нарушила Баба - Яга в этой сказке:
- право на жизнь
- право на получение образования
- право на владение имуществом.
- право на перемещение
Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.
А чьи еще права были нарушены в этой сказке?
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Закончи предложение словами из данного списка:
- законный и справедливый суд;
- уехать из своей страны и вернуться на Родину;
- посягательство на честь и репутацию.
а) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом
б) Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в
царицы.
в) Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью
- Сейчас мы с вам рассмотрели сказки, в которых присутствуют добро и зло и в них вы тоже смогли увидеть примеры нарушения прав ребёнка. А теперь давайте обратимся к реальной жизни. Мальчики приготовили нам небольшую инсценировку. Ситуация, которую они нам продемонстрируют может быть для вас знакомой…
- Целевой вопрос: Что нарушили мальчишки? К какой статье относится их правонарушение? Инсценировка. 3 мальчика сидят на скамейке.
1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы чипсов...
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик: как это? ...
1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...
Входит мальчик.
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?..
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.
Уходят, насвистывая.
- назовите какие права ребенка были нарушены?
- Как можно мальчику, оказавшемуся в данной ситуации, помочь? Что бы вы ему посоветовали?
Обязанности.
Права ребенка и взрослого важно знать каждому.
Но важно помнить и о том, что кроме прав у человека есть и обязанности.
А перед кем у людей имеются обязанности? И какие обязанности у вас, детей? (дети приводят примеры)
Вы имеете право на заботу и охрану со стороны государства. А есть ли у вас обязанности перед государством?
Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность – стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше.
Итог классного часа.
Ребята, мы очень надеемся, что все, о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.
Нам предстоит еще ответить на последний вопрос: чему научились, что возьмете с собой в дальнейшую жизнь? Для этого мы проведем с вами игру.
Игра «Можно – нельзя» (Сигнальные карточки)
1. Можно ли оскорблять личность человека
2.Имеет ли ребенок право самостоятельно (один) поехать отдыхать? а с родителями?
3. Имеешь право получать бесплатное образование
4. Может ли кто-либо вас увезти без согласия родителей в другую страну
5. Можешь ли игнорировать человека другой национальности
6. Могут ли взрослые, в том числе и родители жестоко обращаться с детьми
7. Может ли ребенок свободно выражать свои мысли
8. В праве ли ребенок получить имя и гражданство при рождении
9. Может ли ребенок самостоятельно участвовать в судебном процессе
10. Может ли медицинский работник отказать в мед. помощи
Обобщение. Итак, вы дети, - вы тоже полноправные граждане общества, что и взрослые люди. Значит, вы обладаете всеми правами и свободами человека. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности.
И если соблюдать все, что записано в Конституции РФ, в Декларации прав человека, не преступать закон, не поддаваться чужому влиянию, то жизнь, уверяю вас, станет спокойнее и счастливее. Морали …… Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
- Было очень интересно с вами общаться. Наш классный час окончен. Спасибо.
Раздаточный материал
1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик: как это? ...
1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...
Входит мальчик.
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?..
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.
Уходят, насвистывая.
1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик: как это? ...
1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...
Входит мальчик.
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?..
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.
Уходят, насвистывая.
1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик: как это? ...
1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...
Входит мальчик.
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?..
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.
Уходят, насвистывая.
1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик: как это? ...
1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...
Входит мальчик.
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?..
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.
Уходят, насвистывая.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».
Выбери и подчеркни правильный ответ.
Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?
- он был самый умный;
- он был не похож на других
- он был самый красивый;
- он был самый вежливый.
Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Выбери и подчеркни право, которое нарушила Баба - Яга в этой сказке:
- право на жизнь
- право на получение образования
- право на владение имуществом.
- право на перемещение
Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.
А чьи еще права были нарушены в этой сказке?
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Закончи предложение словами из данного списка:
- законный и справедливый суд;
- уехать из своей страны и вернуться на Родину;
- посягательство на честь и репутацию.
а) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом
б) Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в
царицы.
в) Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».
Выбери и подчеркни правильный ответ.
Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?
- он был самый умный;
- он был не похож на других
- он был самый красивый;
- он был самый вежливый.
Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Выбери и подчеркни право, которое нарушила Баба - Яга в этой сказке:
- право на жизнь
- право на получение образования
- право на владение имуществом.
- право на перемещение
Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.
А чьи еще права были нарушены в этой сказке?
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Закончи предложение словами из данного списка:
- законный и справедливый суд;
- уехать из своей страны и вернуться на Родину;
- посягательство на честь и репутацию.
а) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом
б) Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в
царицы.
в) Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью