Время всегда сложно для того, кто в нем живет. Но бывают особенные времена, словно бы предназначенные для испытания людей на прочность, на мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. Одно из событий такого времени – война. Без прошлого нет будущего. Мы должны знать свою историю, помнить тех, кто отдал жизнь за нашу свободу. Ведь как можно научиться ценить мирное время, не зная, что бывает иначе. Тема нашего классного часа «Чтобы помнили….»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Чтобы помнили..."»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№10
с. Солдато-Александровского Советского района»
Ставропольского края
Сценарий классного часа
«Чтобы помнили»
Плотникова Оксана Геворгевна,
классный руководитель 7 класса
2015-2016 учебный год
Классный руководитель: Время всегда сложно для того, кто в нем живет. Но бывают особенные времена, словно бы предназначенные для испытания людей на прочность, на мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. Одно из событий такого времени – война.
Классный руководитель: Я хочу вам показать сюжет, внимание на экран:
Просмотр видеоролика «Мы помним…»
Классный руководитель: Кого показываетавтор ролика, кто эти люди? Какие чувства вызывает у вас сюжет?
Классный руководитель: Ребята, какие ассоциации у Вас вызывает слово «война»?
Классный руководитель: Действительно, всё, что ассоциируется со словом война вызывает страх, слёзы, голод, ужас, зачем же помнить о войне, если она такая страшная, если вызывает много отрицательных эмоций?
Классный руководитель: Без прошлого нет будущего. Мы должны знать свою историю, помнить тех, кто отдал жизнь за нашу свободу. Ведь как можно научиться ценить мирное время, не зная, что бывает иначе. Тема нашего классного часа «Чтобы помнили….»
Классный руководитель: Ребята, дальнейшая наша с вами работа будет в группах. Каждая команда получила накануне домашнее задание в виде кейса. Материал, который вы изучили. А сейчас я предлагаю вам кейсы с заданиями. Стадии работы вы видите на экране:
На слайде:
1. Осознание и формулировка проблемы на основе интерпретации ситуации.
2. Выявление причин возникновения данной проблемы.
3. Выработка различных способов действия (вариантов решения проблемы) в данной ситуации – альтернатив.
4. Выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления.
5. Составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации (с определением конкретных шагов и наполнением их содержания).
Каждая группа работает над кейсом в течение 5 минут, затем представляет результаты работы, классный руководитель подводит итоги.
Кейсы
1 группа:
О ветеранах…
Несколько лет назад в городе Шелехове ветеран Великой Отечественной войны, Стружанский Азик Леонтьевич был убит и ограблен в своей квартире. Только и слышишь: там ограбили ветерана, с нанесением 20 ножевых ударов; там ветерану стало плохо - никто из проходящих мимо даже и не подумал позвонить в скорую помощь, молодежь не уступает места в автобусах... Почему мы не ценим то, что они сделали для нас, нашего будущего? Не проявляем элементарного уважения?!
План работы над кейсом:
Какая проблема описывается в данной ситуации?
Назовите действующих лиц и охарактеризуйте их.
Какие причины побуждают людей к таким действиям?
Что мы можем с вами сделать, чтобы подобное не повторялось?
Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
Классный руководитель: Мы должны, должны знать и помнить, уважать, ценить, беречь память о тех, кто не раздумывая отдал жизнь за наши жизни, за наше будущее! Как жаль, что не все это понимают… Не ценят жизнь, подаренную ветеранами, не ценят самих ветеранов войны. Как можно за медаль или какую-то тысчонку избить того, кто подарил тебе жизнь; того, кто чудом остался жить, чтобы рассказать нам, что такое настоящая война; того, с кого нужно сдувать пылинки, – беззащитного в наше время ветерана?!
2 группа:
История в руки
С начала акции прошло минут 15, а в руках девушек-волонтёров уже не осталось георгиевских лент: красноярцы берут по две, по три в руки, норовят взять для друзей и соседей.
- Я ничего не успеваю сказать, - жалуется волонтёр Аня.
- По задумке, мы должны вручать ленточку за знания о событиях войны, а у меня их из рук вырывают!
Мимо проходят два школьника, у которых к ремням брюк уже привязано по паре ленточек. Спрашиваю: «Что это?» Один после некоторого замешательства отвечает:
- Это символ Победы. Ленточку специально к 9 Мая придумали. Это как ёлка на Новый год.
Пожилая Людмила Ивановна очень расстроилась, что ей ленточки не досталось:
- У меня всегда слёзы на глаза наворачиваются, когда вижу эти ленточки, - говорит женщина. - У меня на войне отец погиб, оба его брата. Сама в войну в 13 лет пошла работать. Мне важно знать, действительно ли молодёжь чтит память ветеранов, повязывая эти ленточки, или просто, слепо следуя моде, их цепляет?
План работы над кейсом:
Какая проблема описывается в данной ситуации?
Назовите действующих лиц и охарактеризуйте их.
Какие причины подталкивают героев к таким действиям?
Можно ли найти выход из создавшейся ситуации? — проанализируйте проблему, предложите пути для её решения.
Классный руководитель:Георгиевская ленточка, лично для меня, отличительный знак вечной памяти, который надо носить на груди и с достоинством. Но никак не вплетать его в косы, не перевязывать этими несчастными ленточками ремешок сумки, чтоб он пестрил ими, не использовать их вместо ремешка мобильного, но и не как не использовать вместо шнурков на ботинках. Я считаю, что это оскорбление, это неуважительное отношение к памяти своих предков.
Просмотр фото «Георгиевская ленточка»
Классный руководитель: Какие чувства вызывают у вас эти фотографии?
3 группа:
Помнить – это скучно
Автора назову Незнакомкой. Думаю, ей лет 15-16. Я прочёл в этом письме следующее: «Я, представьте себе, даже слова о войне не читала и не буду. И без того надоело! Скучно так жить, если вспоминать то, что было давно».
План работы над кейсом:
Какая проблема описывается в данной ситуации?
Назовите действующих лиц и охарактеризуйте их.
Какие причины подталкивают героев к таким действиям?
Можно ли найти выход из создавшейся ситуации? — проанализируйте проблему, предложите пути для её решения.
Классный руководитель: Воспоминания о войне учат каждого человека быть смелым, сильным и ценить то, что у нас есть! Сегодня ветеранов войны становиться меньше и меньше, но память о них должна всегда оставаться в наших сердцах – это то, чем мы можем отблагодарить их за победу!!!
Дополнительные вопросы классного руководителя:
Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?
Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?
Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с подобной проблемой?
Как вы её разрешили, или какие способы её разрешения могли бы предложить?
Классный руководитель: Ребята, мы сегодня живём в такое время, когда у нас с вами много возможностей для изучения истории страны: это и интернет, и книги, и художественные, документальные фильмы, возможность путешествовать по памятным, историческим местам, встречи с ветеранами войны. Мне бы хотелось вам показать видеоряд из фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину»
Просмотр фрагмента фильма «Они сражались за Родину»
Классный руководитель: Какие чувства вы сейчас испытали? К чему обратила вас память?
Самая главная наша задача - помнить о тех страшных годах, нести эту историю своим детям, внукам, бережно хранить ее! Помнить, чтить, любить, а ещё что-то конкретное для нее делать. Я надеюсь, что сегодня у нас разговор состоялся, получился, а сейчас каждый из вас подведёт для себя итог этого разговора.
Ребята, дома каждый из вас подготовил письмо-треугольник для Ветерана. Я просила вас не подписывать его. Я прошу сейчас написать и закончить фразу: «Я обещаю тебе, Ветеран, что ______________________________». Твой потомок ________
Видеоролик «Знамя Победы»
1 группа (Ветераны):
Сочинения современных детей о войне:
1. Однажды, после просмотра фильма о войне, мой прадед, Василий Иванович, посадил меня к себе на колени и сказал:
- То, что ты только что видел, было на самом деле, внучок.
Я спросил:
- Неужели немцы убивали не только наших солдат, но и женин и детей?
Дед помолчал и ответил:
- Да…
А потом он и прабабушка, Любовь Ефимовна, рассказали, как на войне погибли ее отец и брат, как тяжело было им, тогда еще десятилетним, что часто даже не было еды, причем не конфет и других сладостей, а простой картошки и хлеба, и что немцы заставляли детей и стариков рыть окопы.
Много людей погибло, защищая свою страну и своих детей. И наш долг - всегда помнить о них и рассказывать своим детям и внукам.
2. Утро 22 июня 1941 года для многих было праздничным. Старшие классы окончили школу, 21 июня у них был выпускной бал, а 22 числа школьники встречали рассвет. Именно в этот день рано утром войска фашисткой Германии напали на Советский Союз. Представляю, какое это было горе для всей страны. Почти всех вчерашних школьников тут же призвали на фронт. Совсем юные мальчишки и девчонки, практически мои ровесники, добровольно пошли защищать свою Родину. Я безмерно восхищаюсь этими людьми! Ведь они сделали практически невозможное. Враг превосходил нас во всем: в количестве людей, количестве и качестве оружия и боевой техники, в обеспеченности войска продуктами питания и одежды. Также на стороне армии Гитлера была неожиданность. Наша страна была не готова к войне. Но мы все-таки победили… Почему?
Я глубоко благодарна нашим ветераном за то, что сейчас живу в свободной России. Можно сказать, что они спасли не только нашу страну, но и весь мир. Если бы Гитлеру удалось захватить Советский Союз, не осталось бы в мире больше сильных держав, способных противостоять ему. Возможно, тогда бы Германия правила всей землей. Думаю, при жестокости фашистов, это было бы величайшей трагедией для человечества. Осознавая все это, мне становится страшно… Получается, что Великая Отечественная война имеет мировой значение.
Зачем? Затем, что подвиги каждого из них должны жить в наших душах вечно. И нам должно быть стыдно за своих сверстников, которые так безответственно растрачивают жизнь, губят себя, забывая о том, что их же бабушки в далёкие 40-е поднимали глаза к небу и молили Бога, чтобы закончилась эта беспощадная война; о том, как полуживые парнишки подрывали себя, когда к ним подползали немцы; о том, как умирали от холода и голода; о том, как просто засыпали родных и друзей землёй, потому что было не до похорон…
Мы должны, должны знать и помнить, уважать, ценить, беречь память о тех, кто не раздумывая отдал жизнь за наши жизни, за наше будущее! Как жаль, что не все это понимают… Не ценят жизнь, подаренную ветеранами, не ценят самих ветеранов войны. Как можно за медаль или какую-то тысчонку избить того, кто подарил тебе жизнь; того, кто чудом остался жить, чтобы рассказать нам, что такое настоящая война; того, с кого нужно сдувать пылинки, – беззащитного в наше время ветерана?! Как поднимается рука?!
Не желая сдаваться в плен, взорвал себя вместе с вражескими солдатами Марат Казей родился в 1929 году. Произошло это в деревне Станьково. До войны успел окончить всего лишь четыре класса. Родители были признаны «врагами народа». Однако, несмотря на это, мать Марата еще в 1941 году стала прятать партизан у себя дома. За что и была убита немцами. Марат с сестрой ушли в партизаны. Марат Казей постоянно ходил в разведку, принимал участие в многочисленных рейдах, подрывал эшелоны. Им была получена медаль «За отвагу» в 1943 году. Он сумел поднять своих товарищей в атаку и пробиться сквозь кольцо врагов. При этом Марат был ранен. Рассказывая про подвиги героев Великой Отечественной войны, стоит сказать, что погиб 14-летний боец в 1944 году. Случилось это при выполнении очередного задания. Возвращаясь из разведки он со своим командиром былы обстреляны немцами. Командир погиб сразу, а Марат стал отстреливаться. Уходить ему было некуда. Да и возможности как таковой не было, так как он был ранен в руку. Пока не закончились патроны, он удерживал оборону. Потом взял две гранаты. Одну кинул сразу, а вторую держал до того момента, пока не подошли немцы. Марат взорвал себя, убив таким образом еще нескольких противников. Марат Казей был признан Героем в 1965 году. Несовершеннолетние герои Великой Отечественной войны и их подвиги, рассказы о которых распространенны в достаточно большом количестве, останутся в памяти надолго.
Чуть-чуть не хватило до 17 лет. Какие еще герои Великой Отечественной войны 1941-1945 года должны быть упомянуты? Разведчик в будущем Леня Голиков родился в 1926 году. С самого начала войны, добыв себе винтовку, он ушел в партизаны. Под видом нищего парень обходил деревни, собирая данные о противнике. Всю информацию он передавал партизанам. В отряд парень вступил в 1942 году. За весь свой боевой путь принял участие в 27 операциях, уничтожил около 78 солдат противника, подорвал несколько мостов (железнодорожных и шоссейных), взорвал около 9 машин с боеприпасами. Именно Леня Голиков подорвал машину, в которой ехал генерал-майор Ричард Витц. Все его заслуги полностью перечислены в наградном листе. Вот такие вот несовершеннолетние герои Великой Отечественной войны и их подвиги. Дети порой совершали такие подвиги, на которые и у взрослых не всегда хватало мужества. Леню Голикова было решено наградить медалью «Золотая звезда» и званием Героя. Однако получить их он так и не смог. В 1943 году боевой отряд, в котором состоял Леня, был окружен. Вышли из окружения всего несколько человек. И Лени среди них не было. Он был убит 24 января 1943 года. До 17 лет парень так и не дожил.
Расстреляна после длительных пыток. Речь о девушке, которая по храбрости не уступала не только своим сверстникам, но и взрослым солдатам. Зина Портнова родилась в 1926 году. Война ее застала в деревне Зуя, куда она приехала отдыхать к своим родственникам. С 1942 года занималась расклеиванием листовок, направленных против захватчиков. В 1943 году вошла в партизанский отряд, став разведчицей. В этом же году получила свое первое задание. Она должна была выявить причины провала деятельности организации под названием «Юные мстители». Ей также полагалось наладить связь с подпольем. Однако в момент возвращения в отряд Зину схватили немецкие солдаты. Во время допроса девушка сумела схватить пистолет, лежавший на столе, застрелить следователя и еще двух солдат. При попытке бегства была схвачена. Ее постоянно пытали, стараясь заставить отвечать на вопросы. Однако Зина молчала. Очевидцы утверждали, что однажды, когда ее вывели на очередной допрос, она бросилась под машину. Однако автомобиль остановился. Девочку достали из-под колес и увели на допрос. Но она снова молчала. Вот какими были герои Великой Отечественной войны. 1945 года девушка так и не дождалась. В 1944 году ее расстреляли. Зине на тот момент было всего лишь 17 лет.
Воспоминания детей войны:
«900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. «Ленинградские дети»… До какого-то момента мы были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом мы становились самыми тихими на земле детьми. Мы разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать».
Письмо с фронта:
В своем письме капитан Масловский обращался к сыну Юрию: «Ну вот, милый мой сын, ну вот мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое, не вернусь живым… Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти, но к победе. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина! Прощай сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 г.»
2 группа (Георгиевская лента):
В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка».
Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету идентичных Георгиевской ленте. По условиям акции ленточку необходимо прикрепить на лацкан одежды, повязать на руку, на сумку или на антенну автомобиля.
Целью данного мероприятия, по мнению инициаторов проекта, является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта».
Георгиевская лента — это не просто кусок материи, который, исходя из безумной идеи организаторов акции, можно беспечно привязывать на автомобильную антенну.
Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных мясорубках. Это элемент награды, за которую многие разменивали собственную жизнь.
Сочинения детей:
1. Однажды, после просмотра фильма о войне, мой прадед, Василий Иванович, посадил меня к себе на колени и сказал:
- То, что ты только что видел, было на самом деле, внучок.
Я спросил:
- Неужели немцы убивали не только наших солдат, но и женин и детей?
Дед помолчал и ответил:
- Да…
А потом он и прабабушка, Любовь Ефимовна, рассказали, как на войне погибли ее отец и брат, как тяжело было им, тогда еще десятилетним, что часто даже не было еды, причем не конфет и других сладостей, а простой картошки и хлеба, и что немцы заставляли детей и стариков рыть окопы.
Много людей погибло, защищая свою страну и своих детей. И наш долг - всегда помнить о них и рассказывать своим детям и внукам.
2. Как много боли и ужаса в одном только слове – ВОЙНА!
Для нас, мальчишек - это всего лишь игра, в которую мы играет во дворе. А про настоящую войну мы, к счастью, знаем только из учебников, фильмов и воспоминаний наших прадедушек и прабабушек. Мы должны помнить и гордиться тем, что, несмотря на боль, голод и холод наши предки боролись за наше светлое будущее!
Воспоминания о войне учат каждого человека быть смелым, сильным и ценить то, что у нас есть! Сегодня ветеранов войны становиться меньше и меньше, но память о них должна всегда оставаться в наших сердцах – это то, чем мы можем отблагодарить их за победу!!!
Стихотворение Ольги Климовой
А чему, скажите, удивляться,
Если праздник многие не чтут,
Ветераны, те кто жизнь нам обеспечили,
Свой портрет на баках мусорных найдут.
Или вот, Георгиевские ленты,
Ладно, к сумкам, ладно в волосах,
Но позвольте, граждане, ведь стыдно,
Экономить с ними на шнурках.
Где же память, где же ваша совесть?
Кто для вас теперь тогда кумир?
Призываю, чтить тех подвиг будем,
Кто под пулями сражался за наш мир!
3 группа (Помнить – это скучно):
Размышления молодой девушки: «Зачем помнить весь ужас войны?
Три года назад, когда я была школьницей и председателем литературно-краеведческого клуба «Поиск», у меня и в мыслях не возникал этот вопрос. Но я видела его в глазах детишек, которые только приходили в наш клуб, которые недоумённо смотрели на меня, вглядываясь в огромные кипы бумаг и папок нашего школьного музея.
Дело в том, что мы с ребятами уже 9 лет ищем ветеранов Великой Отечественной войны, навещаем их, заботимся о них, собираем всю ту бесценную информацию, которую десятки лет они не в состоянии вычеркнуть из памяти.
Мне стыдно за тех сверстников, которые отравляют свою жизнь наркотиками, алкоголем, распутством, ленью… Мне стыдно за тех, кто, выслушав жизненную историю ветерана Великой Отечественной войны, ещё задумывается над вопросом «Зачем мне помнить о войне?» или вообще ни о чём не задумывается!
Великая Отечественная Война. Сколько потерь и горя принесла она, (как, впрочем, и любая другая война). И стоит ли говорить о том, что же творилось с духовным состоянием человека, уже не верившего ни во что: ни в наступление завтрашнего дня, ни вообще в дальнейшую жизнь? Жить каждый день, боясь смерти, боясь за жизнь мужчин, ушедших защищать Родину, боясь, что дети могут умереть от голода, и так же боясь, что придут немцы и отнимут все, что так дорого сердцу. Не каждый сумеет вытерпеть не только физические, но и моральные страдания.
Мы должны, должны знать и помнить, уважать, ценить, беречь память о тех, кто не раздумывая отдал жизнь за наши жизни, за наше будущее! Как жаль, что не все это понимают… Не ценят жизнь, подаренную ветеранами, не ценят самих ветеранов войны. Как можно за медаль или какую-то тысчонку избить того, кто подарил тебе жизнь; того, кто чудом остался жить, чтобы рассказать нам, что такое настоящая война; того, с кого нужно сдувать пылинки, – беззащитного в наше время ветерана?! Как поднимается рука?!
Письмо, вернее, записка, которая была вложена в посылку, пришедшую накануне Дня Красной Армии в одну из частей Ленинградского фронта в феврале 1942 года. Очень маленькая посылка, а в ней удивительный подарок – сухарь. Из осаждённого города, где дневная норма хлеба составляла 125 граммов, - сухарь! Журналист армейской газеты решил рассказать о женщине, приславшей столь щедрый подарок, хотел встретиться с ней, поговорить. Не успел. Она умерла от голода. Она похоронена на Пискарёвском кладбище рядом с сотнями тысяч своих земляков.
Не желая сдаваться в плен, взорвал себя вместе с вражескими солдатами Марат Казей родился в 1929 году. Произошло это в деревне Станьково. До войны успел окончить всего лишь четыре класса. Родители были признаны «врагами народа». Однако, несмотря на это, мать Марата еще в 1941 году стала прятать партизан у себя дома. За что и была убита немцами. Марат с сестрой ушли в партизаны. Марат Казей постоянно ходил в разведку, принимал участие в многочисленных рейдах, подрывал эшелоны. Им была получена медаль «За отвагу» в 1943 году. Он сумел поднять своих товарищей в атаку и пробиться сквозь кольцо врагов. При этом Марат был ранен. Рассказывая про подвиги героев Великой Отечественной войны, стоит сказать, что погиб 14-летний боец в 1944 году. Случилось это при выполнении очередного задания. Возвращаясь из разведки он со своим командиром былы обстреляны немцами. Командир погиб сразу, а Марат стал отстреливаться. Уходить ему было некуда. Да и возможности как таковой не было, так как он был ранен в руку. Пока не закончились патроны, он удерживал оборону. Потом взял две гранаты. Одну кинул сразу, а вторую держал до того момента, пока не подошли немцы. Марат взорвал себя, убив таким образом еще нескольких противников. Марат Казей был признан Героем в 1965 году. Несовершеннолетние герои Великой Отечественной войны и их подвиги, рассказы о которых распространенны в достаточно большом количестве, останутся в памяти надолго.
Чуть-чуть не хватило до 17 лет. Какие еще герои Великой Отечественной войны 1941-1945 года должны быть упомянуты? Разведчик в будущем Леня Голиков родился в 1926 году. С самого начала войны, добыв себе винтовку, он ушел в партизаны. Под видом нищего парень обходил деревни, собирая данные о противнике. Всю информацию он передавал партизанам. В отряд парень вступил в 1942 году. За весь свой боевой путь принял участие в 27 операциях, уничтожил около 78 солдат противника, подорвал несколько мостов (железнодорожных и шоссейных), взорвал около 9 машин с боеприпасами. Именно Леня Голиков подорвал машину, в которой ехал генерал-майор Ричард Витц. Все его заслуги полностью перечислены в наградном листе. Вот такие вот несовершеннолетние герои Великой Отечественной войны и их подвиги. Дети порой совершали такие подвиги, на которые и у взрослых не всегда хватало мужества. Леню Голикова было решено наградить медалью «Золотая звезда» и званием Героя. Однако получить их он так и не смог. В 1943 году боевой отряд, в котором состоял Леня, был окружен. Вышли из окружения всего несколько человек. И Лени среди них не было. Он был убит 24 января 1943 года. До 17 лет парень так и не дожил.
Расстреляна после длительных пыток. Речь о девушке, которая по храбрости не уступала не только своим сверстникам, но и взрослым солдатам. Зина Портнова родилась в 1926 году. Война ее застала в деревне Зуя, куда она приехала отдыхать к своим родственникам. С 1942 года занималась расклеиванием листовок, направленных против захватчиков. В 1943 году вошла в партизанский отряд, став разведчицей. В этом же году получила свое первое задание. Она должна была выявить причины провала деятельности организации под названием «Юные мстители». Ей также полагалось наладить связь с подпольем. Однако в момент возвращения в отряд Зину схватили немецкие солдаты. Во время допроса девушка сумела схватить пистолет, лежавший на столе, застрелить следователя и еще двух солдат. При попытке бегства была схвачена. Ее постоянно пытали, стараясь заставить отвечать на вопросы. Однако Зина молчала. Очевидцы утверждали, что однажды, когда ее вывели на очередной допрос, она бросилась под машину. Однако автомобиль остановился. Девочку достали из-под колес и увели на допрос. Но она снова молчала. Вот какими были герои Великой Отечественной войны. 1945 года девушка так и не дождалась. В 1944 году ее расстреляли. Зине на тот момент было всего лишь 17 лет.
Воспоминания детей войны:
«900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. «Ленинградские дети»… До какого-то момента мы были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом мы становились самыми тихими на земле детьми. Мы разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать».
Письмо с фронта:
В своем письме капитан Масловский обращался к сыну Юрию: «Ну вот, милый мой сын, ну вот мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое, не вернусь живым… Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти, но к победе. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина! Прощай сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 г.»