Это статья посвещена 550 летию казахского ханства. Один из важнейших вопросов истории Казахстана - это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Казахское ханство классный час»
Классный час "Великие сыны казахской степи", посвященный 550-летию Казахского ханства
Классный час «Великие сыны казахской степи», посвященный 550-летию Казахского ханства
Подготовила и провела: преподаватель Коныратбай Айсулу
Цель: Углубить знания учащихся по истории образования Казахского ханства и деятельности первых казахских ханов Керея и Жанибека.
Задачи: - развитие кругозора учащихся, навыков свободно, выражать свои мысли о формировании и образовании Казахского ханства; - привить у учащихся патриотические чувства ответственности за свою Родину; - Воспитание казахстанского патриотизма и уважения к историческому прошлому своего государства;
Добрый день, уважаемые ребята, преподаватели и гости нашего мероприятия! Наш сегодняшний классный час «Великие сыны казахской степи», посвящен 550-летию Казахского ханства. Цель нашего классного часа углубить знания по истории образования Казахского ханства и деятельности первых казахских ханов Керея и Жанибека. Один из важнейших вопросов истории Казахстана - это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации. (слайд 1, 2) Образование казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея, которые вели династийную борьбу с другими чингисидами. Джанибек и Кереей в 1459-1460 годах откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462 г.). (слайд 3) Таким образом ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Могулистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхайр потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхайра сплотить общество, как и неспособность монгольского правителя защитить свое население от ойратов заставляли основную массу населения этих государств искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. (слайд 4,5,6,7) Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Джанибека и Керея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммада Хайдара Дулати время образования казахского ханства - 1465-1466 годы. (слайд 8) Султаны Керей и Жаныбек являлись потомками Чингисхана, поэтому оба имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и стар¬шинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них - Керей. Его советником стал Жаныбек. Жаны¬бек был сыном хана Барака, а Керей - сыном его старшего брата Болата. Основание Кереем и Жаныбеком ставки Казахского хан¬ства в Козыбасы, на реке Чу, осуществило многовековую мечту кочевых казахов о создании своего независимого государства. На севере простиралась удобная для кочевья степь Сарыарка, на юге - камышовые равнины и богатые сочными травами жайляу, защи¬щенные от холодных ветров предгорные зимовки. (слайд 9) К концу XV века Казахское ханство относительно сильно ук¬репилось экономически, более быстрыми темпами стало развивать¬ся его хозяйство, что привлекло к нему другие разрозненные ка¬захские племена. Ханы Керей и Жаныбек ясно понимали неизбеж¬ность открытых столкновений с соседними государствами, прово¬дящими враждебную политику по отношению к Казахскому хан¬ству. Это было время решения исторической судьбы казахского народа. Осуществление этой задачи выпало на плечи казахских ханов Керея и Жаныбека. (слайд 10, 11) В настоящее время существует две версии происхождения династии первых казахских ханов. По одной из них они происходили из дома Орда-Эджена, по другой — они являлись потомками тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура. Керей-хан (год рождения неизвестен – умер в начале 70-х гг. XV в.). Сведения об одном из первых ханов Казахского ханства весьма скудны. В исторических источниках до 50-х годов XV в. имя Керей-хана не упоминается. Немногочисленные сообщения о нем имеются в ряде вос¬точных рукописей, на страницах которых Керей выступает в качестве старшего хана казахов. Согласно источникам Керей-хан был сыном вну¬ка Орыс-хана – Болата. (слайд 12) Жанибек-хан (годы рождения и смерти неизвестны) – один из основателей Казахского ханства и династии казахских ханов. Жанибек был сыном Барак-хана и внуком Куйручук-хана, четвертого сына Орыс-хана. (слайд 12) Жанибек родился не позднее 1429 г. Упоминания о Жанибек-хане встречаются во многих восточных книгах, что свидетельствует о его известности. В них он выступает вождем казахов, отважным воином, одним из основателей Казахского ханства. Его имя почти всегда упоминается рядом с именем Керей-хана. Одна¬ко вряд ли, Жанибек был самостоятельным правителем. Источники говорят, что его «называли Кичи Жанибек-хан», а это означало младший хан. Именно Жа¬нибек дал народу, населявшему его государство, название казах, а само государство назвал Казахским ханством. Ему пришлось заниматься главным образом внутренними делами: созданием центра Казахского ханства со столицей в Сарайшыке и распределением земель между ка¬захскими родами; созданием армии, налаживанием торговли с соседними странами и чеканкой монет. Защиту границ ханства он поручил сво¬им сыновьям. У Жанибек-хана было девять сыновей. Третий его сын Касым стал ханом и сумел утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей. При нем Казахское ханство стало одним из сильнейших государств в Центральной Азии. Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана очень велик. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин "казак" имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей. (слайд 13) В этом году планируется провести ряд мероприятий, посвященных празднованию 550-летия со дня образования самостоятельного государственного объединения казахского народа - Казахского ханства. 5,5 веков мы имеем четкий статус государственности. Поэтому должны знать, что история нашего государства имеет глубокие корни». «Празднование 550-летия Казахского ханства очень нужно для нас, особенно для молодежи. Нужно исследовать нашу историю, повышать знание народа о ней. Мы обрели независимость в непростое время, прошли через трудности. Теперь, с улучшением положения, нам следует уделять внимание истории, духовной составляющей. Независимость страны начинается с внутреннего настроения народа, с его отношения друг к другу. Это следует помнить. У казахов есть пословица: «Если четверо вместе - придет благоденствие, если шестеро врозь - потеряют все». Н.А.Назарбаев (слайд 14)
Тема: «Правители Казахского ханства»
Цель: Показать вклад первых правителей в развитие Казахского ханства.
Задачи:
Образовательная: Сформировать у учащихся знания о периоде становления Казахского ханства, о его правителях. Показать их значение для решения исторической судьбы казахского народа и государства.
Развивающая: Развивать навыки критического мышления, воображение, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свое мнение.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание, любовь к истории нашей Родины, толерантное миролюбивое отношение к разным народам.
Архивариус:В одной из книг Бека есть удивительная легенда о создании Казахстана. Она гласит: «В дни сотворения мира бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны, все материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала уже нет. От разных мест быстренько отхватил он по кусочку – краешек у Америки, кромку Италии, отрезок пустыни Африки, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану».
Не поверить в эту легенду почти невозможно, потому что на нашей удивительной земле можно найти все: и вечно голые, будто проклятые небом, пространства безводного солончака, и живописнейшие горы, и голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря, и великолепные животворящие леса.
Она велика: от Алтая до Каспия,
Она широка, как народа душа.
Она же Европа, она же и Азия,
И волны Урала, и плеск Иртыша.
Родная земля – молодая и древняя
Пою о тебе и тобою живу.
На север взгляну – вижу зелень деревьев,
На юг посмотрю – ветры сушат траву!
Есть все у тебя: и леса, и озера,
И синие глуби натруженных рек,
Бескрайние степи, высокие горы,
И я – твой хозяин и твой человек!
1 ученик. -Добрый день, дорогие друзья! Мы не случайно начали нашу сегодняшнюю встречу с этих прекрасных слов, которые посвящаются нашему краю. Сегодня мы проводим викторину, которую посвящаем историческим правителям, внесшим огромный вклад в образование и развитие Казахского ханства.
2 ученик. Рассказывает о правилах игры, поведении участников, болельщиков. Ведущий-ученик раздает конверты для фишек и сигнальные флажки, представляет членов жюри. Объясняет с какой целью организована викторина, что требуется от участников. (Ассистент помогает в составлении рейтинга, у него фишки, оценочный бланк)
Байга
I- тур. Блиц-турнир. Каждый игрок должен быстро дать ответ на вопрос. Жюри подсчитывает баллы, ассистент раздает фишки.
О каких ханах идет речь?
1ученик. Во время правления этого хана численность населения ханства увеличилась до 1 млн. чел.(Касым)
2ученик. В период правления этого хана был принят свод законов «Жеты Жаргы». (Тауке)
3ученик. Этот хан расширил границы ханства на запад и установил дружественные отношения с Россией и Бухарой. (Хакназар)
4ученик. Этот хан усилил свою власть и вновь объединил все три жуза. (Тауке)
5 ученик. Во время правления этого хана государство достигло наивысшего могущества. (Касым)
6 ученик. Этот хан был первым правителем Казахского ханства. (Керей)
7 ученик. Кто был основателем Казахского ханства? (Жанибек и Керей)
8 ученик. При каком хане казахское ханство пережило период упадка? (При Касым хане)
9 ученик. Какой хан правил тремя жузами с помощью великих биев? (Тауке)
10 ученик. Кто отправил в Москву первое казахское посольство? (Тауекель хан)
11 ученик. В каком году Тауекель успешно завершает длительную борьбу за Сырдарьинские города? (1598 г.)
12 ученик. Годы правления Касым хана? (1512-1521 г.)
13 ученик. При каком хане вести о казахском ханстве дошли до западных стран? (При Касым хане)
14 ученик. При каком хане в состав казахского ханства вошли Туркестан с его городами? (При Есиме)
Установите историческую личность.
(Применение интерактивной доски, портреты ханов)
КЕРЕЙ
Поселившись в Западном Жетысу, султаны ______ и Жанибек создали в 1465-1466 годах Казахское ханство со ставкой в Козыбасы.
По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них – __________.
__________ он являлся внуком старшего сына Урус хана-Тохтакыйа.
В 1470 году войска хана _______ вторглись в Туркестан, а хана Жаныбека – в Сузак.
КАСЫМ
С началом правления _________ власть в степи переходит к потомкам Жанибека.
Во время его правления численность населения Казахского ханства составляет 1 миллион человек.
При нём Казахское ханство достигло наибольшего могущества в первой четверти XVI в.
При правлении хана________границы простирались на западе до долины Яика, на севере и северо-востоке за озером Балхаш
Причина войн между Казахским ханством и Шайбани в начале XVIв. заключалась в борьбе за присырдарьинские города как центры торговли, крепости и зимние пастбища. Кто был правителем?
При каком хане начинаются дипломатические отношения с Россией?
ТАУКЕ
___________ по письменным источникам его называют «ханом казахов, кыргызов и каракалпаков»
Ставка при правлении этого хана-Туркестан
1710г.-курултай казахских жузов.
«Жеты жаргы»-свод законов, составил его __________.
При нём Казахское ханство стало единым государством
Период правления ____________ называют «золотым веком».
II-тур «О каком событии идет речь?»
1.Султаны Керей и Жанибек являлись потомками Чингисхана, поэтому оба имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них – Керей. Его советником стал Жанибек. Жанибек был сыном хана Барака, а Керей – сыном его старшего брата Болата. Основание этого государства Кереем и Жанибеком в Козыбасы, на реке Чу, осуществило многовековую мечту. На севере простираласьудобная для кочевья степь Сарыарка, на юге – камышовые равнины и богатые сочными травами жайляу, защищенные от холодных ветров предгорные зимовки. О каком событии идет речь? (Об образовании Казахского ханства)
2.Откочевавшие из Дешт-и Кыпчакской степи, с одной стороны, и из Узбекского улуса, с другой стороны, во владения хана Есен-Буги, казахские племена собирались под властью Керея и Жанибека. В то время называвшиеся «кочевыми узбеками», на самом деле они были кочевыми казахами. Откочевав из ханства Абулхаира в 50-70-х годахXV века, около 200 тысяч человек собрались на единой территории под власть Керея и Жанибека. Что послужило причиной тому, что хан Могулистана Есен –Буга гостеприимно принял султанов Керея и Жаныбека? (Есен-Буга хотел, чтобы казахские племена защищали территорию Жетысу и Могулистана от вторжений ойратов, которые участились в начале XV века)
IIIтур «Дешифровщик»
1 ученик. РАНАЗАКХ Х ХАКНАЗАР
2 ученик. НИКЕБНАЖ А ЖАНИБЕК
3 ученик. АНГЖРИ Н ЖАНГИР
4 ученик. ЫМСАК С КАСЫМ
5 ученик. УКЕТА Т ТАУКЕ
6 ученик. ЛЬЕТИВАПР В ПРАВИТЕЛЬ
7 ученик. ЙАЫАКТХОТ О ТОХТАКЫЙА
Рефлексия «Знаешь ли ты правителей Казахского ханства?»
№
Правитель
Как его называл народ?, Его вклад в историю
Годы правления
1
Керей
?
1456-1473 гг.
2
Жанибек
?
?
3
?
?
1538-1580 гг.
4
Шигай
?
?
5
?
«Исконный путь»
1598-1628 гг.
6
Тауке
?
?
Керей – «первый хан Казахского ханства.»
Жанибек –«младший хан Казахского ханства», 1456-1473 гг.
Хакназар – «талантливый правитель.»
Шигай - «повелитель степей и пустынь», 1580-1582 гг.
Есим хан.
Тауке хан «хан казахов, кыргызов и каракалпаков»,
1680-1718 гг.
«Кубик удачи»
Игровое поле разделено на несколько секций. Секции подписаны. В каждой секции дано имя хана.Их может быть 5 и более.Ученик кидает «кубик удачи». На какую секцию упадет кубик ученик должен рассказать о личном вкладе правителя в развитие и становление Казахского ханства. Показать его значимость в решении исторической судьбы казахского народа.
Подведение итогов. За каждый правильный ответ, ученики получают фишки. Подсчитывают фишки, выявляют победителей. Поздравление победителей.
Составили:
Павлодарская область,
Качирский район,
Песчанская СОШ №2,
Касаткина Татьяна Николаевна
Видеоуроки проекта «Инфоурок» на флешках USB
11 980 руб.2 396 руб.
Заказать
На флешке записаны материалы 4 дисков
ОБЖ и классное руководство 1-11
172
24 часа
Подробнее
Скачать материал
Краткое описание документа:
Цель: Показать вклад первых правителей в развитие Казахского ханства.
Задачи:
Образовательная: Сформировать у учащихся знания о периоде становления Казахского ханства, о его правителях. Показать их значение для решения исторической судьбы казахского народа и государства.
Развивающая: Развивать навыки критического мышления, воображение, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свое мнение.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание, любовь к истории нашей Родины, толерантное миролюбивое отношение к разным народам.
Архивариус: В одной из книг Бека есть удивительная легенда о создании Казахстана. Она гласит: «В дни сотворения мира бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны, все материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала уже нет. От разных мест быстренько отхватил он по кусочку – краешек у Америки, кромку Италии, отрезок пустыни Африки, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану».
Не поверить в эту легенду почти невозможно, потому что на нашей удивительной земле можно найти все: и вечно голые, будто проклятые небом, пространства безводного солончака, и живописнейшие горы, и голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря, и великолепные животворящие леса.
Она велика: от Алтая до Каспия,
Она широка, как народа душа.
Она же Европа, она же и Азия,
И волны Урала, и плеск Иртыша.
Родная земля – молодая и древняя
Пою о тебе и тобою живу.
На север взгляну – вижу зелень деревьев,
На юг посмотрю – ветры сушат траву!
Есть все у тебя: и леса, и озера,
И синие глуби натруженных рек,
Бескрайние степи, высокие горы,
И я – твой хозяин и твой человек!
1 ученик. -Добрый день, дорогие друзья! Мы не случайно начали нашу сегодняшнюю встречу с этих прекрасных слов, которые посвящаются нашему краю. Сегодня мы проводим викторину, которую посвящаем историческим правителям, внесшим огромный вклад в образование и развитие Казахского ханства.
2 ученик. Рассказывает о правилах игры, поведении участников, болельщиков. Ведущий-ученик раздает конверты для фишек и сигнальные флажки, представляет членов жюри. Объясняет с какой целью организована викторина, что требуется от участников. (Ассистент помогает в составлении рейтинга, у него фишки, оценочный бланк)
Байга
I- тур. Блиц-турнир. Каждый игрок должен быстро дать ответ на вопрос. Жюри подсчитывает баллы, ассистент раздает фишки.
О каких ханах идет речь?
1ученик. Во время правления этого хана численность населения ханства увеличилась до 1 млн. чел.(Касым)
2ученик. В период правления этого хана был принят свод законов «Жеты Жаргы». (Тауке)
3ученик. Этот хан расширил границы ханства на запад и установил дружественные отношения с Россией и Бухарой. (Хакназар)
4ученик. Этот хан усилил свою власть и вновь объединил все три жуза. (Тауке)
5 ученик. Во время правления этого хана государство достигло наивысшего могущества. (Касым)
6 ученик. Этот хан был первым правителем Казахского ханства. (Керей)
7 ученик. Кто был основателем Казахского ханства? (Жанибек и Керей)
8 ученик. При каком хане казахское ханство пережило период упадка? (При Касым хане)
9 ученик. Какой хан правил тремя жузами с помощью великих биев? (Тауке)
10 ученик. Кто отправил в Москву первое казахское посольство? (Тауекель хан)
11 ученик. В каком году Тауекель успешно завершает длительную борьбу за Сырдарьинские города? (1598 г.)
12 ученик. Годы правления Касым хана? (1512-1521 г.)
13 ученик. При каком хане вести о казахском ханстве дошли до западных стран? (При Касым хане)
14 ученик. При каком хане в состав казахского ханства вошли Туркестан с его городами? (При Есиме)
Установите историческую личность.
(Применение интерактивной доски, портреты ханов)
КЕРЕЙ
КАСЫМ
м ханством и Шайбани в начале XVIв. заключалась в борьбе за присырдарьинские города как центры торговли, крепости и зимние пастбища. Кто был правителем?
II-тур «О каком событии идет речь?»
1.Султаны Керей и Жанибек являлись потомками Чингисхана, поэтому оба имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них – Керей. Его советником стал Жанибек. Жанибек был сыном хана Барака, а Керей – сыном его старшего брата Болата. Основание этого государства Кереем и Жанибеком в Козыбасы, на реке Чу, осуществило многовековую мечту. На севере простиралась удобная для кочевья степь Сарыарка, на юге – камышовые равнины и богатые сочными травами жайляу, защищенные от холодных ветров предгорные зимовки. О каком событии идет речь? (Об образовании Казахского ханства)
2.Откочевавшие из Дешт-и Кыпчакской степи, с одной стороны, и из Узбекского улуса, с другой стороны, во владения хана Есен-Буги, казахские племена собирались под властью Керея и Жанибека. В то время называвшиеся «кочевыми узбеками», на самом деле они были кочевыми казахами. Откочевав из ханства Абулхаира в 50-70-х годах XVвека, около 200 тысяч человек собрались на единой территории под власть Керея и Жанибека. Что послужило причиной тому, что хан Могулистана Есен –Буга гостеприимно принял султанов Керея и Жаныбека? (Есен-Буга хотел, чтобы казахские племена защищали территорию Жетысу и Могулистана от вторжений ойратов, которые участились в начале XV века)
III тур «Дешифровщик»
1 ученик. РАНАЗАКХ Х ХАКНАЗАР
2 ученик. НИКЕБНАЖ А ЖАНИБЕК
3 ученик. АНГЖРИ Н ЖАНГИР
4 ученик. ЫМСАК С КАСЫМ
5 ученик. УКЕТА Т ТАУКЕ
6 ученик. ЛЬЕТИВАПР В ПРАВИТЕЛЬ
7 ученик. ЙАЫАКТХОТ О ТОХТАКЫЙА
Рефлексия «Знаешь ли ты правителей Казахского ханства?»
№
Правитель
Как его называл народ?, Его вклад в историю
Годы правления
1
Керей
?
1456-1473 гг.
2
Жанибек
?
?
3
?
?
1538-1580 гг.
4
Шигай
?
?
5
?
«Исконный путь»
1598-1628 гг.
6
Тауке
?
?
1. Керей – «первый хан Казахского ханства.»
2. Жанибек –«младший хан Казахского ханства»,1456-1473 гг.
3. Хакназар – «талантливый правитель.»
4. Шигай - «повелитель степей и пустынь», 1580-1582 гг.
5. Есим хан.
6. Тауке хан «хан казахов, кыргызов и каракалпаков»,
1680-1718 гг.
«Кубик удачи»
Игровое поле разделено на несколько секций. Секции подписаны. В каждой секции дано имя хана.Их может быть 5 и более.Ученик кидает «кубик удачи». На какую секцию упадет кубик ученик должен рассказать о личном вкладе правителя в развитие и становление Казахского ханства.Показать его значимость в решении исторической судьбы казахского народа.
Подведение итогов. За каждый правильный ответ, ученики получают фишки. Подсчитывают фишки, выявляют победителей. Поздравление победителей.